Чего ожидать от слияния MCI WorldCom и Sprint?

Хотя аналитики единодушно предсказывают, что корпорация MCI WorldCom в конце концов получит разрешение на покупку Sprint, отнюдь не факт, что эта сделка послужит развитию конкуренции, а следовательно, пойдет на пользу клиентам. Происходящие события в очередной раз подтверждают сложившуюся в отрасли связи тенденцию, которая в конечном итоге приведет к тому, что полнофункциональные пакеты услуг станут предлагать немногочисленные корпорации-гиганты. В результате объединения в США останутся два основных оператора, контролирующие практически одинаковую долю рынка междугородной связи, а также сферу беспроводной связи, услуг доступа в Internet и международных коммуникаций.

Конечно, положение Sprint-WorldCom станет гораздо более выгодным с точки зрения противостояния AT&T.

Именно эта перспектива, и в первую очередь положение на рынке междугородной связи, вызывает больше всего опасений как у пользователей, так и у государственных организаций, решающих вопрос о сделке.

«Представители MCI WorldCom утверждают, что рынок междугородной связи остается открытым, что конкуренция здесь существует вот уже 15 лет, — заметила Мелани Пози, аналитик International Data Corp. — Безусловно, это открытый рынок, но AT&T здесь принадлежит 40%, MCI WorldCom и Sprint вместе — тоже 40%. Такую ситуацию иначе как дуополией не назовешь».

Купив в свое время MCI, компания WorldCom стала вторым по размеру оператором в США после AT&T. Тогда Sprint оставалась на третьей позиции. Поэтому сообщение о сделке, стоимость которой составляет 129 млрд. долл., вызывает вполне резонный вопрос: в чем же смысл Акта о телекоммуникациях в США 1996 года и почему соответствующие государственные организации, в том числе Федеральная комиссия связи США, допускают такого рода сделки, если акт принимался именно с целью усилить, а не ослабить конкуренцию?

Надо, однако, отметить, что за годы, прошедшие с момента принятия акта, операторы значительно снизили цены на междугородные переговоры. Таким образом, если монополия WorldCom действительно сложится, то, как отметил Джефф Филлипс, аналитик компании Telechoice, «пользователи вряд ли получат какие-либо преимущества, поскольку расценки на междугородную связь и так достаточно низки и вряд ли будут сокращаться дальше».

Как и Пози, Филлипс считает, что единственный результат образования на рынке телекоммуникаций узкого круга доминирующих компаний — это возможность перехода к своеобразной модели комплексного обслуживания, когда услуги междугородной связи, доступа в Internet, беспроводной связи и другие будут предлагаться в одном пакете по твердой цене.

Если рынок будет развиваться в таком направлении, то, по прогнозам Филлипса, вполне вероятно, что все другие компании, работающие здесь, в основном станут узкопрофильными — они превратятся в провайдеров доступа к специализированным прикладным службам. Примерно так же действовали несколько лет назад, до консолидации, провайдеры Internet. Кроме того, не устоят и многие региональные телекоммуникационные операторы.

Хотя Филлипс не ожидает, что пользователи смогут получить от этого соглашения ощутимую выгоду, он все же считает, что появление более крупной компании, способной противостоять AT&T, изменит ситуацию к лучшему. WorldCom и AT&T смогут предоставить пользователям все, что им может потребоваться, от беспроводной связи до сетей передачи данных.

Многие аналитики полагают, что WorldCom прежде всего привлекло подразделение беспроводной связи Sprint, поскольку у самой WorldCom такого рода услуг нет. MCI WorldCom стремится расширить предлагаемый абонентам набор услуг.

Необходимо «умиротворить» государственные организации, рассматривающие вопрос о сделке, а это означает, что MCI WorldCom и Sprint придется пойти на определенные уступки. И похоже, WorldCom готова к этому.

«Если партнеров обяжут ликвидировать подразделение Sprint, занимающееся услугами междугородной связи на территории США, они сделают это не раздумывая», — заявил Дэвид Браун, консультант по вопросам телекоммуникаций лондонской компании Schema. Он добавил, что MCI WorldCom интересуют не услуги междугородной связи, предлагаемые Sprint, а в первую очередь ее бизнес, связанный с беспроводной связью, и сеть зарубежных представительств.

Хотя в результате будет создана огромная компания, по словам Брауна, это не обязательно повредит деятельности других фирм в области телекоммуникаций. Но в любом случае (даже если WorldCom ради получения разрешения на сделку пойдет на ликвидацию некоторых подразделений Sprint) пользователям не стоит переживать по поводу объединения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями