Устройство, определяющее, что нужно в данный момент его обладателю — посетителю экспозиции

HIPS состоит из карманного ПК и механизма, отслеживающего перемещения посетителя

Посещение музея пробуждает в человеке и эмоции, и интеллект. К тому же большинство музеев и выставок требуют иногда довольно продолжительного хождения, то есть предполагают психомоторное восприятие. В дополнение к этому современные экспозиции часто сопровождаются музыкальными, шумовыми, световыми эффектами. Люди устают от хождения и от обилия впечатлений, иными словами, демонстрируют самые различные эмоциональные реакции, выражая их весьма разнообразными способами. Поведение человека на выставке или в музее представляет большой интерес для исследователей синтезируемых посредством компьютеров эмоций (см. обзор «Синтетические эмоции» в выпуске Computerworld Россия от 5 октября. — Прим. ред.), тем более что пользователи могут в результате получить удобный персональный электронный гид, точно определяющий, что нужно в данный момент его обладателю.

Сотрудники подразделения когнитивных и коммуникационных технологий итальянского института IRST (Istituto per la Ricerca Scientifica e Tecnologica) Даниела Петрелли, Елена Нот и Миссимо Занканаро предложили идею электронного гида нового поколения в рамках проекта HIPS (Hyper-Interaction within the Physical Space), который, в свою очередь, является частью инициативы i3 (Intelligent Interactive Interfaces), финансируемой Европейским союзом.

Подобная система может состоять из карманного ПК и механизма, отслеживающего перемещения посетителя. Она имеет несколько каналов для получения информации о реакции пользователя на основе содержания и частоты задаваемых вопросов, по тому, как человек ходит по экспозиции, как много времени проводит перед экспонатами, а также несколько каналов влияния на пользователя: формулировки информационных сообщений, скорость подачи материала.

Простой пример. Система может сообщить про картину, перед которой стоит посетитель: «Перед вами — картина «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи» или «Портрет этой дамы с горностаем написал великий Леонардо». В сущности, обе фразы служат для того, чтобы просто представить картину, сообщить имя художника и ее название, но одновременно они формируют и отношение к осмотру. Первая, официальная фраза рассчитана скорее на беглый осмотр, вторая адресована уже тем, кто более глубоко интересуется живописью и историей культуры.

Освоение посетителем пространства выставки в подобных системах имеет решающее значение. По тому, какие маршруты выбирает человек, с какой скоростью движется, можно судить о его подготовленности, о том, насколько он устал, насколько его интересует выставка.

Интересно, что специалисты музейного дела подразделяют посетителей на четыре категории. «Муравьи» обходят экспозицию строго по указателям, подолгу простаивают перед каждым экспонатом и, как правило, стремятся подойти очень близко. «Рыбы» предпочитают держаться в центре, охватить выставку целиком и рассматривают экспонаты издали. «Бабочки» порхают по выставке по всех направлениях, игнорируя стрелки и указания экскурсоводов, подходят почти ко всем экспонатам, часто останавливаются. «Кузнечики» — посетители, которых интересуют только определенные картины или произведения искусства. Они передвигаются, сообразуясь с собственными интересами, как правило, они уже знакомы с выставкой. Хождение занимает у «кузнечиков» очень мало времени, в основном они простаивают возле полюбившихся экспонатов, причем далеко не всех.

Зная, к какому классу относится пользователь, можно сопоставлять его поведение с характерной для этого класса манерой и делать заключения о его эмоциональном и физическом состоянии.

Правда, в разных ситуациях люди следуют разным схемам поведения. Например, поначалу большинство тяготеет к «муравьям», а туристы, попавшие в музей в чужом городе, становятся «рыбами».

Можно выделить несколько простых, но красноречивых критериев, подтверждающих заинтересованность посетителя. Посетитель останавливается перед экспонатом (как минимум, на три секунды в зоне, которая считается зоной активного восприятия), прослушивает соответствующий текст (то есть не останавливает воспроизведение, находясь в этой зоне) и просит предоставить дополнительную информацию. При этом, если он смотрит на информацию, представленную на карманном ПК, или выбирает подходящую ссылку, это, скорее всего, означает, что к экспонату он проявляет интеллектуальный, а не эмоциональный интерес.

Безусловно, для различных посетителей эти критерии будут также различными. Однако от этого они не перестают быть важными косвенными (в отличие от наблюдения, скажем, за выражением лица посетителя) признаками, характеризующими эмоциональное состояние пользователя.

Если человек заинтересовался экспонатом, он, скорее всего, не будет прослушивать сопутствующий текст до конца, а задаст вопросы или обратится к ссылкам.

Сочетание многих критериев позволяет сделать заключение о настроении посетителя (настроен ли он на интеллектуальное или эмоциональное восприятие) при осмотре выставки.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями