Найти хорошего начальника непросто

Летом, воспользовавшись средствами Internet, мы обратились к специалистам в области информационных технологий и попросили их отметить положительные и отрицательные черты своих начальников.

К сожалению, только 13 из 70 респондентов (в большинстве своем — менеджеры) нашли для своих руководителей хорошие слова. Остальные же рассказ о боссе предпочли бы поместить под негативным заголовком.

«Автор комиксов про Дилберта Скотт Адамс прав, — написал один из наших читателей, недовольный своим начальником. — Мир стал бы более совершенным, если бы управляющих не было вовсе».

Конечно, критиковать проще, чем хвалить, поэтому, если внимательно почитать эти истории, в них можно найти немало забавных моментов. Но в целом те рассказы, которые нам довелось услышать, свидетельствуют о том, что в царстве директоров информационных служб далеко не все в порядке.

Какие же уроки можно извлечь из этих нелицеприятных сообщений? Глава кадрового агентства Halbrecht Lieberman Associates Беверли Либерман считает, что сотрудникам информационных служб нужно искать руководителей, которые заинтересованы в их успехе не меньше, чем они сами. Для этого, прежде чем принять предложение, нужно задать своему будущему начальнику как можно больше вопросов и постараться выяснить все, что вас интересует. Узнайте, как обстоят дела с кадровой текучкой во вверенном ему подразделении. Если она превышает 15%, это должно стать для вас тревожным звонком.

«Если же вы попали в хорошую компанию, но к плохому начальнику, переговорите с сотрудниками отдела кадров и узнайте, нельзя ли перейти в другое подразделение и как это сделать», — посоветовал Либерман.

А какие уроки должны усвоить для себя руководители высшего звена и директора информационной службы? Все очень просто: чтобы избежать массовых увольнений и бегства персонала в самый разгар работы, следуйте испытанному правилу и учитывайте интересы других людей. Надеюсь, вы не узнаете себя в тех посланиях, в которых подчиненные сравнивают своих руководителей с исчадиями ада. Возможно, иногда, сами того не замечая, вы поступаете именно так, как описано ниже. Прочтите эти заметки, и вы сможете посмотреть на себя со стороны, объективно оценив свои положительные и отрицательные качества. Кстати, не забудьте потом прикрепить нашу статью на дверь кабинета своего начальника.

(Все имена изменены, за исключением тех случаев, когда материал носит исключительно положительный характер. Мы позволили себе слегка отредактировать письма, пришедшие в наш адрес, чтобы выразить мысль более точно и емко.)

За вратами ада

Начальник, не имеющий никакого представления о работе

  • Однажды программист, работавший по контракту, решил показать написанный им код вице-президенту компании по информационным системам. Поизучав пару минут текст программы, начальник сказал: «Присядьте, пожалуйста, и поясните, что это такое?»
  • Когда до сдачи в эксплуатацию устанавливаемой нами сети Windows NT оставалось совсем немного времени, а сеть никак не желала работать, ко мне подошел начальник и заявил, что мне следовало заранее продумать все вопросы, связанные с разработкой ПСЕВДОКОДА Microsoft Word. Кроме того, на всякий случай я должен был позаботиться о привлечении программистов, способных написать такой код и заставить систему выполнять свои функции.
  • Одно время я работал под началом человека, который как-то обратился ко мне с просьбой: «Не могли бы вы представить мне список всех еще невыявленных ошибок нашей системы?»
  • Другой руководитель информационной службы заявил своим сотрудникам: «Я вижу, вы готовитесь к сдаче экзаменов и хотите получить квалификацию Microsoft Certified Engineer. Вы, программисты, никак не можете понять, что наша компания занимается страховым бизнесом. Обладатели технических сертификатов теряют стимул к росту в сфере страхового бизнеса, поэтому руководство относится к подобным занятиям отрицательно. Лично я предпочел бы, чтобы вы получили сертификат специалиста в области страхования — Certified Property and Casualty Underwriter».

Начальник, которого невозможно понять

  • Представьте себе, что босс по секрету делится с инструктором или стажером планами разработки нового проекта. Спустя некоторое время этот сотрудник задает одному из коллег вопрос, касающийся данного проекта. Естественно, никто из персонала ничего не понимает и обращается к начальнику с просьбой дать разъяснения. В результате босс рвет и мечет, раздосадованный тем, что его секрет стал достоянием гласности.
  • Самый загадочный свой поступок она совершила, поручив мне разработку проекта, о котором я не имел ни малейшего представления, хотя и числился консультантом. Мое назначение казалось мне довольно странным, однако его, несомненно, следовало рассматривать как повышение. Но чего, черт возьми, от меня ожидали, какие знания мне приписывали?
  • Я был принят на работу в качестве аналитика, но иногда в случае необходимости занимался программированием. Босс посоветовал мне пополнить мой практический багаж знаниями, необходимыми программисту. Но если он хотел, чтобы я выполнял обязанности программиста, а не аналитика, ему следовало по крайней мере очертить круг тех задач, которые мне в дальнейшем придется решать.

Грубиян

  • Босс посмотрел на меня и изрек: «Меня совершенно не волнует, как называется ваша должность и что именно вам говорили при приеме на работу. Вы будете делать то, что я вам скажу, и тем способом, который я укажу. Если же вас это не устраивает, дверь открыта». Естественно, подобные условия меня не устраивали, и на следующий день я получил расчет.
  • Моя комната находилась напротив его кабинета. Когда люди приходили ко мне и заглядывали в открытую дверь, им казалось, что на полу разбросано грязное белье. И это действительно было так. Кроме того, на столе громоздилась посуда с остатками засохшей еды. Правда, сам он никакого отвращения не испытывал и запаха мог не ощущать. А если добавить, что время от времени он просил меня прибрать в его кабинете, то вы получите полное представление о весьма оригинальном начальнике.

Скряга

  • Для работы мне отвели пространство в полметра за полутораметровым столом в тесной комнатке, в которой помимо меня находились еще семь человек и удаленный принтер. Раньше здесь была кладовка для хранения различных хозяйственных принадлежностей.
  • Программисты отлаживали код на компьютерах с тактовой частотой 100 МГц. Владелец предприятия отказывался приобретать ПО для резервного копирования информации, хранящейся на сервере, и в случае отказа сервера весь исходный код мог быть утерян. Зато босс подписал контракт на трехлетнее сервисное обслуживание телефонной системы. Однако оплачивать техническую поддержку в течение последующих трех лет директор отказался. Мы больше не могли использовать возможности этой телефонной службы и вынуждены были закупить другую, функционировавшую на базе ПК. Но для того чтобы она нормально работала, требовалось поменять кабельную систему во всем здании. Директор же не захотел приглашать специалистов, которые могли оперативно справиться с подобной задачей, заявив, что это слишком дорого. В результате вторник стал моим последним днем работы в компании.

Бестактный руководитель

  • Менеджер проекта открыл важное совещание следующими словами: «Много голов полетит, прежде чем поставленная задача будет выполнена».
  • Босс пригласил меня в кабинет для конфиденциального разговора и попросил дать оценку работе новых сотрудников. Я рассказал ему все, что думаю о новичках, не скрывая никаких фактов. Как только я вышел за дверь, начальник вызвал одного из них и устроил ему разнос. Покинув кабинет босса, расстроенный сотрудник подбежал ко мне и в отчаянии воскликнул: «Это ты меня подставил!» После этого случая коллеги отказались со мной общаться.

В райских кущах

Наставник

  • Билл Уэйнгарт из компании First Data Merchant Services всегда поддерживает устремления своих служащих и делает все, чтобы стимулировать их активность. Он поощряет желание сотрудников повышать уровень своего образования и совершенствовать свою квалификацию. Он готов помочь любому, кто хочет работать с ним. За всю свою карьеру я не встречал другого такого человека.

Начальник, способный на сочувствие

  • Вскоре после того, как я перешел на работу в кадровую службу FDX (компания Federal Express), которую возглавлял Мили Эйнсуорс, моя мать попала в больницу. Мили разрешил мне работать по гибкому графику, что позволило мне часто навещать мать в отделении интенсивной терапии. С тех пор прошло уже десять лет, но я по-прежнему тепло вспоминаю этот случай.
  • Последние 13 лет я работал в Университете Рутгерса под руководством Дэвида Гуолтни. Всегда готовый прийти на помощь, он сплачивал нашу команду и обеспечивал слаженную работу всего отдела. Такой атмосферы я не наблюдал ни в одной другой организации. Я не припомню ни одного увольнения в нашем отделе.
  • Через два месяца после того, как я устроился на работу, моя жена родила сына, причем произошло это раньше положенного срока. «Я разрешаю вам продлить обеденный перерыв, — сказал босс. — Обязательно навещайте жену и ребенка, ведь сейчас для вас это гораздо важнее, чем вся эта чепуха (при этих словах он указал на разбросанные по столу бумаги). Конечно, я утрирую, но думаю, вы поняли, что я имею в виду».

Начальник, который вам доверяет

  • Я служу на базе ВВС в Лос-Анджелесе. Мой босс, Пьеро ди Маттео, самым главным достоинством своих подчиненных считает добросовестное выполнение своих обязанностей. Но если его сотрудник оступился, он обязательно придет ему на помощь.
  • В компании Orcom Solutions, в которой я работал, Дэйв Питерс считал меня менеджером, хотя на самом деле я был лидером команды. При этом я чувствовал себя достаточно комфортно.
  • Менеджер IBM Майк Ферретти позволял нам самостоятельно планировать свою деятельность и не очень возмущался, если мы не успевали уложиться в чересчур жесткие сроки, которые сами же себе и устанавливали. И сотрудники всегда старались отплатить ему за доверие высоким качеством труда.
  • Хотелось бы упомянуть также Кейта Коулмана, финансового директора небольшой компании NetGenics, специализирующейся на разработке программного обеспечения. Все члены команды работали как единый отлаженный механизм. Между подразделениями установилось взаимопонимание. За всю свою двадцатилетнюю трудовую деятельность в области информационных технологий я не знал другой компании, в которой можно было бы так легко перестроить инфраструктуру информационной службы в соответствии с собственными взглядами.

Великие организаторы

  • Оказавшись в новом коллективе, я почувствовал себя не в своей тарелке. Однако благодаря своему начальнику я быстро освоился и стал довольно уверенно выполнять вверенную мне работу. Босс не стеснялся открыто спрашивать у нас совета и делал все для того, чтобы взаимодействие между членами команды было организовано на самом высоком уровне. Он был одним из самых лучших начальников, с которыми мне довелось познакомиться за свою 14-летнюю карьеру.
  • Руди Граньяни — образец настоящего руководителя. Как-то во время моей чересчур эмоциональной беседы с экспрессивным пользователем из Нью-Йорка в комнату вошел Руди. Оставшись наедине, он отругал меня за невежливый разговор с клиентом. Однако во время следующей встречи житель Нью-Йорка неожиданно поблагодарил меня. Руди понял, что реплики, принятые им за перепалку, на самом деле являлись обычным стилем разговора, характерным для жителей Нью-Йорка. Он извинился за то, что неправильно понял ситуацию, и похвалил меня за проявленную настойчивость.

Начальник, который предлагает интересную работу

  • Я работал с женщиной-менеджером, которую считаю профессионалом высочайшего класса. А разрабатываемые нами приложения были наиболее интеллектуальными, гибкими и модульными прикладными программами, которые я когда-либо видел. Кроме того, их компоненты допускали повторное использование. Когда я изучал эту информационную среду, она казалась мне фантастической.
  • В конце концов мы поженились. Однако поскольку совместная работа близких родственников в компании не приветствовалась, нам пришлось перейти в разные подразделения.
  • Сотрудник компании Syntel Тим Дженсен считает, что служащим следует предоставить свободу и возможность выбора. В этом случае они будут расти в профессиональном отношении и смогут подобрать себе роль по душе. И это мнение разделяют миллионы.

Начальники, готовые сражаться за подчиненных

  • Карла Ривард из корпорации IBM всячески поощряла карьерный рост своих подчиненных. Ее совершенно не смущал тот факт, что каждый из нас работал по контракту. И когда агентство, подписавшее контракт, отказалось выплачивать нам деньги, Карла очень быстро нашла кадровую фирму, которая выполнила все договоренности.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями