Мнение эксперта о состоянии рынка

Константин Маркелов:
«Для банков системы
«клиент-банк» —
стратегический
инструмент расширения
клиентской базы»
О состоянии рынка систем «банк-клиент» рассказывает заместитель генерального директора Экспертно-консультационной компании СПЛАН, эксперт Ассоциации российских банков Константин Маркелов.

Есть ли в России компании-разработчики, которые специализируются не на АБС, а именно на системах для работы с клиентами?

Конечно, есть компании, которые создают именно системы типа «банк-клиент», а системы типа «операционный день», составляющие ядро АБС, не разрабатывают. Лет семь лет назад, беседуя с генеральным директором ОКБ САПР Валерием Конявским (кстати, в ОКБ была создана первая на российском рынке система класса «клиент-банк»), я услышал от него примерно следующее: «Нужно заниматься созданием такого ПО, которое будет более распространенным. Поскольку банков может быть несколько тысяч, а клиентов у этих банков — несколько миллионов, то нужно создавать систему для клиентов банков». Систему, разработанную в ОКБ САПР, сейчас развивает компания РФК («Российские финансовые коммуникации»).

В августе-сентябре прошлого года мы по инициативе той же РФК и по заказу фирм-разработчиков провели аналитическое исследование характеристик различных систем «банк-клиент». В настоящее время нами охвачено 12 продуктов. Четыре из них созданы компаниями — разработчиками АБС («Диасофт», RSSL, «Кворум» и «Инверсия»), еще восемь — теми, кто не специализируется на АБС (компаниями Bank?s Soft Systems, «Инист», «Комита», «Московская расчетная палата», РФК, СФТ, а также ЛАНИТ, представившей две системы). Сравнение проводилось по более чем 100 параметрам. Примечательно, что в последнее время цены на подобные продукты снизились, в результате чего банки стали гораздо больше их покупать. С конца 1998 года наблюдается резкий рост продаж систем «банк-клиент».

Насколько значима роль систем «банк-клиент» для отечественного банковского бизнеса?

Они имеют очень важное значение не только для банковского, но и для российского бизнеса вообще. До августа прошлого года многие корпоративные клиенты предпочитали работать с тем банком, который расположен поближе к офису. Сейчас при выборе банка определяющую роль стали играть совсем другие факторы, в первую очередь надежность. Чаще всего оказывается так, что устраивающий клиента банк расположен не очень близко от его офиса. В этом случае для оперативного управления финансовыми средствами корпоративный клиент скорее всего предпочтет специальный инструмент — систему типа «банк-клиент». Неудивительно поэтому, что для заказчика наличие такой системы стало очень важным условием при выборе банка. Это особенно актуально, в частности, для предприятий, расположенных в регионах.

В свою очередь, системы «клиент-банк» стали стратегическим инструментом для расширения клиентской базы банков. В качестве доказательства приведу пример. Иностранные банки сейчас завалены заявками на открытие счетов от потенциальных клиентов, работающих в России. Перед зарубежными банками встает дилемма: расширять сеть офисов в России, предоставлять клиентам системы «банк-клиент» или же радикально сокращать время обслуживания, например, через почтовые ящики. Во всех случаях клиентам не придется стоять в очередях к операционистам, время на обслуживание минимизируется.

Какой процент банков использует специализированные разработки типа «банк-клиент»?

Точных цифр у меня нет, но, уверен, больше половины банков применяют специализированные продукты. Это связано с тем, что системы «банк-клиент», поставляемые разработчиками АБС, рассчитаны на интеграцию с их АБС. Специализированные системы «банк-клиент», создаваемые теми фирмами, которые не занимаются АБС, более универсальны, они не привязаны к конкретному ядру (в АБС это модуль «операционный день»), их легко интегрировать с любой банковской системой, поэтому они распространены больше.

Парадокс в том, что убеждать в целесообразности перехода на удаленное обслуживание через систему «банк-клиент» нужно именно клиентов, и дело отнюдь не в том, что предприятие-клиент не хочет платить за установку и сопровождение программного обеспечения. Нежелание корпоративных клиентов переходить на системы «банк-клиент» связано с чисто психологическими, почти бытовыми причинами. Знакомая ситуация: звонишь в фирму, а там отвечают: «Бухгалтер сейчас в банке, будет только после обеда» или: «Сегодня в нашей бухгалтерии банковский день — звоните завтра». Как правило, это означает, что предприятие выделяет своему бухгалтеру автомобиль на полдня или на целый день. На казенном авто можно и на рынок за продуктами заехать, и родственников на вокзал отвезти. Бухгалтеру удобно отсутствовать на рабочем месте и вместе с банковскими делами делать еще и личные. Поэтому таких бухгалтеров не порадует внедрение систем «банк-клиент».

Заинтересовать прежде всего следует директоров фирм, поскольку для них подобное ПО — средство эффективного управления безналичными денежными средствами, особенно полезное, если предприятие держит счета в разных банках. А вот за программный продукт как инструмент управления финансами уже можно и деньги заплатить банку или фирме-разработчику. Так что убеждать надо директоров предприятий, бухгалтеры в этом деле не союзники.