Вопрос о «декоративности» отечественной журналистики (в том числе — компьютерной), поднятый Александром Кондратьевым, компьютерным обозревателем с немалым стажем, далеко не нов.

Его (хотя и в не столь красочном виде) время от времени задают и субъекты самого рынка. Да и мы сами себе. Вопрос, конечно, интересный. Может, даже болезненный (ряд коллег статью Кондратьева при всех ее достоинствах печатать не захотели). За всю журналистику сказать трудно. Попробую за Computerworld.

Стоит начать с того, что единого мнения о том, что такое «недекоративность», нет. Если судить по прессе «обычной», то признаками таковой следует считать разнообразные скандалы на тему «Законно ли перешел из государственных рук в частные дальнедырюпинский завод по производству дыма из труб, должен ли он по справедливости принадлежать господину А, товарищу Б или вовсе вернуться в государственные руки как предприятие градообразующее и социально ориентированное»? При этом обсуждение правового вопроса как-то само собой непринужденно переходит в политическую плоскость, доказательствами же становятся не скучные финансовые документы, а номера банковских счетов, живописание чудес с налогами и таможней, расшифровки разговоров, видеокассеты скабрезного содержания, etc.

В компьютерной прессе столько жизненных деталей найти трудно. Однако задам встречный вопрос: а почему об этих самых «бизнес-реалиях» компьютерного рынка не пишут газеты «про бизнес», самим провидением предназначенные для исполнения таковой функции?

Это, естественно, не от боязни обидеть потенциального рекламодателя и просто «большого дядю» (как это можно было бы подумать про компьютерные издания). Ведь эти газеты от рекламы компьютерных фирм зависят крайне мало. Причина скорее в том, что по сравнению с нефтяным, алюминиевым или политическим рынком компьютерный — ничтожен, а стало быть, куда менее интересен среднему читателю. Да и скандалов, по-настоящему крупных и интересных, у нас мало. И выделять ресурсы на то, чтобы разбираться в них, для общеэкономической-общеполитической прессы смысла нет.

Компьютерным изданиям, конечно, реалии компьютерного бизнеса ближе.... И встает вопрос — что помещать на его страницы: «реалии» или нечто реальное — статьи о продуктах, технологиях, бизнесе, наконец? Журнал-то не резиновый (сайт — тоже, хотя это и менее очевидно). И, смирив национальную гордость великоросса, стоит признать, что 99% мировых «технологических» событий, из тех, что окажут существенное влияние на компьютерный рынок, в том числе и наш, происходят «там». Процентов 90 «нетехнологических» — тоже. Дабы разместить все это на полусотне полос Computerworld, приходится чем-то жертвовать. По нашим представлениям, читателям технологические новинки и тенденции мирового рынка куда интереснее, нежели сплетни, даже поданные под видом нарезки правды-матки.

Хотя, возможно, мы ошибаемся, и «правда компьютерного рынка» привлекательнее, нежели скучные железяки и курсы заокеанских акций? А журналисты, оной правды не добывающие, ленивы и нелюбопытны, чем бы они эти свои качества ни оправдывали? Может быть. Но беда в том, что источников этой самой «реальной» информации (даже наподобие тех, которыми располагают общегражданские коллеги) у нас нет. Нелюбовь к сутяжничеству (можно считать таковое признаком цивилизованного рынка, а можно и не считать) вкупе с негативным (слава Богу) отношением к стрельбе и прочим пиротехническим забавам приводит к тому, что хоть сколько-нибудь документированных основ для живописания реальности нет. Конечно, изготавливаемые «нашими» аналитическими агентствами рейтинги и отчеты ничем не хуже их «гражданских» аналогов, но в мире большого российского бизнеса их низкое качество искупается необходимостью решения сверхзадачи (показа сущности антинародного режима, успехов реформ, необходимости поддержки отечественного товаропроизводителя и пр.). В компьютерный же мир высокие материи вторгаются нечасто и неохотно. Например, еще в бытность свою коммунистом грозился продемонстрировать кое-какие «реалии» весьма известный парламентарий Владимир Семаго, а именно — разобраться с поставками компьютеров в Думу. Но и на этот раз технологиям не повезло: дело сошло на нет, и мы не получили внятного объяснения истинных причин сего злодеяния.

Когда лично меня в очередной раз укоряли «декоративностью», то очень советовали поинтересоваться, как ведет дела некая фирма А. Происходила беседа в офисе фирмы Б. После того, как директор последней признал, что в А сидят буки, от которых и пресс-релиза в выставочный день не допросишься, я предложил ему взамен рассказать всю правду о его бизнесе. Тем более он только-только заявил, что есть у них свое ноу-хау в области ведения дел. Примерив собственную просьбу к себе, директор согласился, что подобный рассказ вполне смахивает на донос, отправленный 25-тысячным тиражом всем заинтересованным государственным и бандитским структурам.

Чтоб не заканчивать статью на такой серьезной ноте, замечу, что мечта о желтых компьютерных изданиях, способных потешить почтенную публику компьютерными байками, уже воплощена в жизнь с широтой, о которой специализированным изданиям остается только мечтать. Занялись этим «общегражданские» СМИ. Причем, что особенно ценно, выделяются не только таблоиды типа «МК», изыскивающие в Сети доказательства зловредности Березовского и присных его, но и солидные с виду «Московские новости».

Так что мечта сбывается. А компьютерным изданиям в отместку остается завести рубрики о политике и скотоводстве, иллюстрируя материал, посвященный повышению удойности коз, фотографией рогатого и бородатого козла.

В процессе писания статьи у автора сохранялось стойкое чувство, что все им изложенное совершенно очевидно всем, в том числе и любителям требовать правды. Предлагаю всем, имеющим что сказать по сему поводу, не стесняться сделать это по адресу gdi@osp.ru.