Интересы «Объединенной финансовой группы» в секторе высоких технологий

Евгений Бояров и Джейсон Доунс:

«Мы не считаем себя только

посредниками — ОФГ готова

вкладывать и собственные деньги»
Известная истина — Internet не знает границ — всегда оправдывала себя только отчасти. Инвестиции в компании, связанные с Internet, по-прежнему сконцентрированы в Соединенных Штатах. В существенно меньшей степени сетевой золотой лихорадке были подвержены Западная Европа и Юго-Восточная Азия. В России сколь бы то ни было заметной активности в этой области не замечено. Однако уже этой осенью многое может измениться.

Целые группы инвесторов, как портфельных, так и индивидуальных, обозначили свой интерес к российскому сегменту Всемирной паутины. Заместитель главного редактора Computerworld Россия Григорий Милов встретился с Джейсоном Доунсом и Евгением Бояровым, представителями одного из ведущих отечественных инвестиционных банков, «Объединенной финансовой группы» (www.ufg.ru) — чтобы обсудить деятельность этой компании в секторе высоких технологий.

С чем связан интерес вашей компании к российским высокотехнологичным фирмам?

В течение ряда лет мы практически не чувствовали интереса со стороны западных инвесторов к российскому сектору Internet. Все изменилось в этом году. До прошлогоднего кризиса число российских пользователей Internet быстро росло. Кризис существенно замедлил этот рост, но сейчас экономическая ситуация начала стабилизироваться, а развитие Internet в стране снова идет высокими темпами. Некоторые уважаемые агентства маркетинговых исследований, в том числе «Комкон», в своих отчетах отметили очень быстрый рост количества пользователей Internet, а несколько провайдеров сообщили о ведущихся переговорах с потенциальными западными инвесторами. На протяжении двух последних лет подобные контакты были крайне ограниченны. Этой весной к нам начали обращаться некоторые инвесторы из числа наших клиентов, а также давние партнеры из Кремниевой Долины с просьбой провести исследование, нет ли в российском секторе Internet компаний, в которые имело бы смысл вложить деньги. Мы начали анализировать ситуацию.

Надо отметить, что наша компания полностью независима (мы не принадлежим никому из олигархов), и это позволяет нам объективно оценить ситуацию на рынке. Мы встречались с целым рядом российских компаний и считаем, что действительно на рынке существуют серьезные возможности для инвестирования. Нами была разработана целая стратегия выхода на высокотехнологичные рынки, поскольку западные партнеры хотели бы вложить деньги не в одну или две компании — речь шла о вложении денег в группы компаний, представляющие весь спектр рынка.

Наша стратегия предполагает инвестиции в три разных сегмента. Во-первых, это совершенно новые компании, или, точнее, индивидуальные предприниматели, которые хотят создать в России компании, имеющие отношение к Internet, возможно, используя технологии или бизнес-модели, уже протестированные на Западе. Во-вторых, это большие по размеру проекты, может быть отпочковавшиеся от успешных российских компаний. Третья область — это уже существующие компании. Они, вероятно, испытывали серьезные сложности с привлечением стороннего капитала и финансированием, однако, несмотря на это, преуспели, опираясь только на свои силы, и теперь нуждаются в средствах для того, чтобы действительно захватить лидирующие позиции в соответствующих сегментах рынка.

В Internet-бизнесе один из основных факторов — доверие. Компания должна заработать это доверие, чтобы быть по-настоящему успешной. А для этого необходимо постоянное развитие торговых марок и имиджа и, естественно, финансовые ресурсы. Компании должны позаботиться об очень высоком уровне услуг и отличном обеспечении бизнеса с точки зрения логистики и операций. Причем, если во многих случаях действующая в физическом мире компания может обойтись не слишком высоким уровнем услуг, то в пространстве виртуальном требования существенно выше.

Не могли бы вы более подробно рассказать об инвесторах, с которыми работаете? Ведь до определенной степени вы — посредники...

Мы не считаем себя только посредниками. В перспективные с нашей точки зрения проекты ОФГ готова вкладывать и собственные деньги. Если же говорить о наших клиентах, то мы имеем дело с достаточно широким их спектром, из которого можно выделить две большие группы. Первая — это так называемые портфельные инвесторы. Они уже достаточно давно работают на российском рынке и имеют вложения в компании типа Газпрома, «Лукойла» или Мосэнерго. Такие инвесторы выделили часть своего капитала для вложений в российский Internet-сектор. Другой тип — это профессионалы в области Internet. Они видели развитие этого направления бизнеса в США и теперь решили вложить часть заработанных денег в тот же сектор на развивающихся рынках, включая Россию. Среди этой группы есть очень заметные лица и компании; их приход на российский рынок может существенно улучшить инвестиционный климат в данном секторе.

На какую доходность рассчитывают западные инвесторы? У них ведь есть возможность инвестировать свои деньги в цветущий Internet-сектор США. Многие люди стали миллионерами, инвестируя в американские высокотехнологичные компании, в России же такие случаи неизвестны.

Вы правы. В России IPO, позволяющие некоторым инвесторам в одночасье стать миллионерами, не происходят каждый день. С нашей точки зрения, на сегодня наиболее вероятным способом возврата инвестированных денег в России является продажа российской компании западному стратегическому инвестору. Мы уверены: со временем и Amazon, и eBay, и многие другие глобальные Internet-компании придут в Россию. Возможно, даже достаточно скоро — через два года или ранее.

Что касается доходности вложений, то это очень сложный вопрос. Обычно венчурные капиталисты рассчитывают на доходность порядка 100% в год, и мы ориентируемся на эту же цифру. Исходя из темпов роста Internet в России, мне кажется, что у нас не будет особых проблем в реализации этой цели.

Говоря об Internet, какого рода проекты вас больше интересуют — компании, разрабатывающие программное обеспечение, или компании, планирующие заниматься электронной коммерцией в России?

У нас есть несколько критериев. Главный — способность компании стать лидером в своей нише. К тому же эта ниша должна быть привлекательной в долгосрочной перспективе. Например, в области разработки программного обеспечения конкуренция носит более или менее глобальный масштаб. Чтобы представлять интерес для нас, российская компания должна быть в состоянии конкурировать с гигантами индустрии. По нашей оценке, очень немногие способны на это. С другой стороны, у проектов, направленных в большей степени на местный рынок, с нашей точки зрения, гораздо больше шансов. В частности, это относится к проектам в области электронной коммерции, ведь в таких проектах знание местных реалий и умение с ними справляться зачастую гораздо важнее большей или меньшей свежести технологических решений.

Потенциал в последнее время бурно развивающихся проектов, касающихся информационного наполнения узлов, по-прежнему остается слабоизученным. Одно очевидно: те, кто первыми придут на это поле, в дальнейшем могут получить весомое стратегическое превосходство. Сейчас часто говорят о «преимуществах первооткрывателя» (first-mover advantage). С нашей точки зрения, Amazon стал столь успешным, потому что ему удалось построить свою репутацию до того, как в его нише появились конкуренты. Что-то подобное может случиться и в России.

Усилия большого числа российских компаний, занимающихся электронной коммерцией, сконцентрированы в областях, которые многие считают структурно бесперспективными. К примеру, книги в России очень дешевы. Прибыльность этого бизнеса крайне низка. В то же время операционная сторона достаточно сложна: нужно обрабатывать заказы, содержать склад, поддерживать большое разнообразие... Какими критериями привлекательности или непривлекательности индустрии вы пользуетесь, оценивая проекты?

В области электронной коммерции нас интересуют компании, которые реально продают товары или услуги. Компании, полагающиеся только на доходы от рекламы, сейчас находятся в невыгодном положении.

Рынок рекламных услуг в Internet в России пока недостаточно развит. Мы не видели рекламы General Motors или British Airways на российских узлах. Более того, даже компании типа «Вымпелком» или «Ростелеком» сегодня в Internet активно не рекламируются. То, что мы видим сейчас, — либо реклама компьютерных компаний, либо обмен баннерами. Ни то, ни другое заметных доходов пока не приносит. Объем рекламы в Internet растет, но еще не оправдывает больших инвестиций в развитие узлов, живущих за счет рекламы.

На примере книготорговли интересно заметить, как использование Internet меняет правила бизнеса. По опыту западных стран, прибыльность Internet-компании на начальных этапах ее развития не имеет особого значения. Однако книжные магазины в Internet могут добиться прибыльности, перейдя к продаже других товаров после того, как в ходе продажи книг наберут достаточную массу постоянных покупателей.

Дискуссия на тему «Стоит ли хоть чего-нибудь Amazon» не утихает. Очевидно, что бизнес по продаже книг не стоит ничего. Однако интерес к себе, который эта компания была в состоянии генерировать, ее торговая марка определенно чего-то стоят. Тот факт, что Amazon продавал книги, был важен, возможно, пару лет назад. Но сегодня компания продает бытовую электронику, игрушки, проводит аукционы. Книжный магазин отличается от любого другого прежде всего широтой интересов его покупателей и тем, что покупатели посещают магазин достаточно часто. И именно это открывает для него множество возможностей. Cтоит отметить также, что за последнее время большого количества серьезных Internet-магазинов в областях, отличных от торговли книгами, видеокассетами или компакт-дисками, в России не появилось. Какие-то попытки, конечно, делаются, но большинство из них непрофессиональны.

И еще одно замечание: из-за сложностей с дистрибуцией в России далеко не все продукты одинаково доступны по всей стране. В ряде регионов найдется не так уж много людей, которые в состоянии покупать качественные продукты. Возможно, что в регионе есть спрос на определенную категорию товаров, но этого спроса недостаточно для поддержания физического магазина в этом регионе. Такая ситуация весьма отлична от типичной западной модели. Поэтому возможно, что в России Internet-магазин с хорошо налаженной системой доставки сможет составить физическим магазинам более серьезную конкуренцию, чем на Западе.

Давайте поговорим теперь о финансовой стороне дела. Не секрет, что в России принято скрывать финансовые результаты компаний. Люди идут на обман, чтобы минимизировать налоги, чтобы выглядеть лучше в глазах конкурентов или партнеров, просто по привычке. В результате зачастую очень сложно получить информацию о финансовом состоянии компании. Что предпринимает ОФГ для того, чтобы разрешить эту проблему?

Это действительно большая проблема в России и многих других странах. Но мы видим также, что зарождающийся российский Internet-сектор почти не подвержен этой болезни. Здесь пока нет очень больших компаний. Здесь нет гигантских гарантированных финансовых потоков, как например в нефтегазовом секторе. Internet занимаются преимущественно молодые люди, с хорошим, нередко западным образованием. В зависимости от структуры наших инвестиций в конкретную компанию мы обычно требуем приема на работу в компанию нашего финансового менеджера, чтобы быть уверенными в финансовой информации, которую нам предоставляют, а также помочь компании наладить грамотное управление финансами. Мы также рекомендуем нашим партнерам уделять большое внимание налоговому планированию. Все установленные российским законом налоги должны платиться, но этот тяжелый пресс можно облегчить тщательным профессиональным налоговым планированием — и в этом мы можем помочь компаниям.

Мы считаем, что предприниматели и их идеи — это два самых важных фактора успеха любого высокотехнологичного проекта в России. Уже существует множество технологий на рынке, и мы просто ждем, когда к нам придут люди с идеями по использованию этих технологий. Мы в свою очередь способны оказывать всевозможную поддержку таким людям. Мы не хотим, чтобы талантливые предприниматели тратили время на решение рутинных вопросов. Они должны полностью сфокусироваться на непосредственных задачах их зарождающегося предприятия.

На какие параметры вы смотрите в первую очередь, вкладывая деньги в уже существующие компании? Должны ли они быть прибыльными на ранних стадиях развития? Должны ли они стремиться к завоеванию доли рынка, построению торговой марки, проведению агрессивных рекламных кампаний за счет существенного ухудшения финансовых показателей?

Прибыльность компании в начале ее развития не является критическим показателем. Для нас важно качество менеджмента компании и качество ее продуктов или услуг. Если менеджмент придерживается продуманной стратегии, то вероятность поддержки этой компании с нашей стороны достаточно высока, даже если в краткосрочной перспективе компания убыточна.

Большинство российских компаний в области высоких технологий заняты продажей компьютеров, программного обеспечения, решений и т. д. Могут ли такие компании рассчитывать на интерес к себе с вашей стороны?

Конечно. Я считаю, что некоторые из таких компаний в некотором смысле поддерживают Internet в России на своих плечах, например те, кто продает, скажем, маршрутизаторы. Как мы уже было сказано, мы считаем перспективной ту компанию, у которой есть перспективная рыночная ниша и которая способна выстроить достаточно высокие барьеры для проникновения в эту нишу конкурентов. Если говорить о различных категориях реселлеров, то почти обязательным условием для возникновения интереса к ним с нашей стороны является способность компании производить добавленную стоимость. Несколько компаний, попавших в сферу нашего внимания, — системные интеграторы со своими собственными оригинальными технологическими решениями. Базовые элементы этих решений, естественно, потребитель может приобрести где угодно, но интегратор оказывает сложные и ценные услуги, то есть создает добавленную стоимость. Еще одна интересная отрасль, успеха в которой достаточно трудно достичь, — это продажа российского программного или аппаратного обеспечения за рубеж. В такого рода проектах мы определенно хотели бы участвовать.

В какой форме вы производите инвестиции в компании?

Основная форма — участие в акционерном капитале. В дальнейшем не исключены и другие формы (например, кредитное финансирование). Мы считаем, что тот факт, что ОФГ является одним из акционеров компании, способен открыть перед ней дополнительные возможности по привлечению финансовых ресурсов. Например, некоторые коммерческие банки в таком случае могут гораздо быстрее принять решение о предоставлении кредитов.

Сколько человек в ОФГ занимаются высокотехнологичным сектором?

Формирование группы, занимающейся высокими технологиями, еще не закончено. Сейчас этой проблематикой занято пять человек. Мы надеемся, что по мере расширения объемов инвестиций, обрабатываемых нашей компанией, количество занятых этой тематикой людей тоже будет расти.

Что отличает деятельность вашей компании от других финансовых институтов? Известно, что российские коммерческие банки зачастую участвуют в акционерном капитале, в том числе и высокотехнологичных компаний. Более того, крупные западные инвестиционные банки, такие как Goldman Sachs, DLJ, также присутствуют на российском рынке...

В отличие от коммерческих банков мы не пытаемся обусловливать наше участие в проекте переводом к нам счетов клиента. Мы вкладываем деньги в компании не для того, чтобы потом продавать им какие бы то ни было финансовые услуги. Есть три главных отличия ОФГ от западных инвестиционных банков. Во-первых, мы — российская компания, и российский рынок для нас главный. В отличие от некоторых наших иностранных конкурентов мы не соберем чемоданы и не уедем за границу при первых признаках кризиса. Во-вторых, мы не ограничиваемся только работой с правительством и крупными клиентами типа Газпрома. Мы работаем и со средним и мелким бизнесом, и с отдельными предпринимателями. В-третьих, будучи российским инвестиционным банком, мы стремимся строить долгосрочные отношения с нашими клиентами. Кроме того, мы полагаем, что по сравнению с иностранными инвестиционными банками время принятия решений у нас существенно короче.