Знающий ИТ-менеджер способен за счет эффективного использования информации заставить клиентов толпиться у виртуального порога своего предприятия.

Попытки извлечь выгоду из накопленных данных слишком часто приводили предприятия к созданию чересчур дорогих, не вполне работающих приложений. Вместе с тем приверженцы технологий хранилищ данных рассматривают необходимость овладеть лавинообразно растущими объемами информации, содержащейся в Сети, как шанс решить одновременно и старые проблемы. Новые веяния в области поиска интеллектуальных инструментов поддержки бизнеса отражают возрастающее желание руководства оперативно оценивать эффективность деятельности предприятия и завоевать симпатии заказчиков.

«Internet меняет стратегии бизнеса, — считает вице-президент по хранилищам данных корпорации Oracle Майкл Ховард. — Накоплены невероятные объемы данных; в условиях, когда конкуренты находятся на расстоянии одного нажатия кнопки мыши, использование этих данных для персонифицированного общения с каждым из заказчиков повышает вероятность их повторного обращения».

Приведенное мнение в том или ином виде разделяет большинство руководителей информационных служб американских предприятий. По результатам исследования, проведенного в минувшем году компанией Forrester Research, 70% опрошенных представителей «информационной элиты» из корпораций списка Fortune 1000 рассчитывают обзавестись интеллектуальными средствами обработки бизнес-информации в течение ближайших двух лет, чтобы лучше изучить своих заказчиков и предоставить более полные сведения сотрудникам, принимающим решения. Директор по операциям компании MicroStrategy Санджу Бансаль предсказывает, что в следующем году половина всех новых проектов в области хранилищ данных будет ориентирована преимущественно на получение сведений о покупателях, а не о товарах.

ИТ-менеджерам сегодня приходится решать проблему преобразования «сырых» данных о заказчиках, собранных из Internet и других источников, в действительно полезные знания, которыми можно оперативно воспользоваться в случае необходимости. Конечно, чудес не бывает, и придется развертывать сложные и дорогие хранилища данных. Но, с другой стороны, специалисты в один голос утверждают, что развитие этой технологии привело к значительному снижению рисков при внедрении, а преимущества использования хранилищ данных в масштабе всего предприятия настолько очевидны, что интерес к системам интеллектуального анализа бизнес-данных быстро растет.

«Идеи хранилищ данных все глубже проникают в массы, а технологии становятся все доступнее. Заказчикам несложно выбрать подходящее решение, — считает Барри Гоффи, менеджер компании Microsoft по продуктам семейства SQL Server. — Безусловно, хранилища данных больше не являются достоянием избранных».

В ПОИСКАХ ДАННЫХ

Конечно, прийти к пониманию необходимости повышения интеллектуальности обработки бизнес-информации и установить систему, которая оправдала бы возложенные на нее надежды, — далеко не одно и то же. Искушенные люди знают, что развертывание хранилищ данных может вылиться в весьма нелегкое предприятие.

«Исходя из нашего опыта можно утверждать, что хранилища данных в среднем обходятся в 2 млн. долл. и на их реализацию уходит минимум два года, — комментирует Марк Демарест, президент компании DP Applications, которая специализируется на типовых решениях в области хранилищ данных. — И даже несмотря на такие затраты, успех сопутствует предприятию лишь в 50% случаев».

Демарест называет целый ряд проблем, способных свести на нет все затраченные усилия. Прежде всего, проекты в большинстве случаев не привязаны к конкретным задачам бизнеса: создается нечто вроде единого хранилища данных предприятия, из которого все подразделения могут черпать необходимые сведения.

«Существует старая теория, согласно которой информацию следует выставить на всеобщее обозрение, предоставив пользователям подходить и набирать все, что нужно, как в столовой. Я не знаю ни одного случая, когда стремление решить все проблемы одним махом приводило к чему-нибудь путному», — считает специалист по управлению информационными ресурсами корпорации Lockheed Martin Aircraft Systems Марк Буазе.

Вторая проблема состоит в том, что в связи с размахом поставленных задач на их реализацию требуется слишком много времени. Когда проект наконец удается завершить, выясняется, что он не вполне отвечает требованиям текущего момента.

Помимо проблем, связанных с реализацией систем, существует ряд затруднений, связанных с их эксплуатацией. Так, освоить аналитические приложения в ряде случаев удавалось лишь небольшому числу работников, что значительно снижало эффективность проектов в целом.

«Успех внедрения подобных решений в области хранилищ данных был непредсказуем, как в лотерее, — рассказывает Демарест. — Возврат инвестиций происходил не благодаря расширению бизнеса, но вследствие счастливого стечения обстоятельств: одному из сотрудников удавалось обнаружить некую аномалию, в результате чего фирма существенно экономила средства или получала прибыль».

ИТ-менеджеры знают о миллионах долларов, впустую потраченных их коллегами. Это обстоятельство заставляет их быть предельно осторожными. Вместе с тем обострение конкуренции неминуемо приводит к необходимости персонифицированного подхода к заказчикам. Перед руководством компаний встает дилемма: удержать покупателей или утратить позиции на рынке.

«Если вы ничего не знаете о своих заказчиках и их потребностях, едва ли вам будет сопутствовать удача, — резюмирует Ховард. — Решение одно: хранилища данных и интеллектуальная обработка бизнес-информации!»

КУПИ, НАСТРОЙ, ВКЛЮЧИ

Да, число неудачных внедрений хранилищ данных достигло угрожающих размеров, однако все эти проекты были основаны на устаревших теориях и технологиях. При современных темпах совсем недавнее прошлое быстро становится древней историей. К счастью, история многому научила нынешних ИТ-менеджеров. Кроме того, за последние три года в области интеллектуальных средств поддержки бизнеса произошли заметные изменения.

Начнем с того, что увеличилось количество компаний, а также независимых специалистов, способных провести экспертизу хранилищ данных.

«Положение вещей определенно изменилось к лучшему, — говорит Уэйн Эккерсон, ведущий специалист компании Patricia Seybold Group. — Производители и консультанты хорошо представляют, что нужно пользователям. Благодаря этому время реализации и стоимость проектов существенно сокращаются».

Кроме того, как заказчики, так и производители хорошо понимают, что внедрение сложных инструментов обработки бизнес-информации должно преследовать своей целью решение практических задач бизнеса. Директор информационной службы корпорации First Consulting Group Уэйн Макерт, временно по совместительству исполняющий обязанности руководителя информационного отдела Lifeguard HMO, полагает, что, приступая к реализации проекта и предварительно четко сформулировав стоящие перед ней задачи, компания получает возможность оптимально структурировать данные: «От концепции ?одно хранилище данных на всех? мы перешли к идее серии объединенных по вертикали киосков данных, предназначенных для решения конкретных задач бизнеса. Разработка этих систем представляет собой определенные циклы, в процессе которых мы приспосабливаем программное обеспечение под конкретные нужды пользователей».

Во-вторых, ИТ-менеджеры, интересующиеся решениями в области хранилищ данных, должны были обратить внимание на ряд недавно появившихся прикладных пакетов. Теперь не обязательно строить систему целиком, можно приобрести некоторую готовую программную основу, которую затем приспособить к решению непосредственно стоящих перед компанией задач.

Крупнейшие производители систем управления базами данных — IBM, Microsoft и Oracle усовершенствовали свои хранилища данных, предлагая не просто репозитарии, но платформы для создания решений интеллектуальной обработки бизнес-информации. Компании Informix, Cognos и MicroStrategy предлагают комплекты инструментальных средств поддержки бизнеса, представляющие собой полнофункциональные оболочки хранилищ данных, которые включают все необходимое, начиная от средств извлечения данных и заканчивая средствами их анализа.

Возможно, переход от «самодельных» приложений к инструментальным пакетам более всего сказывается на работе конечных пользователей, которые получают возможность формировать собственные отчеты и пользовательские базы данных, даже не будучи экспертами в области статистики.

«Выбор, бесспорно, возрос, — отмечает Макерт. — Например, есть множество приложений для составления самой разнообразной отчетности».

Успешность собственной работы Макерт в значительной мере связывает со средствами генерации отчетности корпорации Oracle, которые он использует при извлечении информации из хранилища данных Lifeguard.

В-третьих, как отмечает Макерт, благодаря автоматизированной консолидации данных о покупках посредством специальных средств извлечения и фильтрации информации задача создания приложений хранилищ данных значительно упрощается.

ЧЕМ ОНИ ЛУЧШЕ?

Компании-производители создают хранилища данных и разрабатывают специализированные приложения для решения актуальнейших задач современного бизнеса, а именно маркетинговых. Компания MatchLogic, специализирующаяся на «цифровом» маркетинге, предлагает своим заказчикам, в числе которых такие громкие имена, как Schwab и Procter & Gamble, хранилища данных трех разных типов, начиная с оболочки, которая затем может быть настроена в соответствии со специфическими требованиями бизнеса заказчика.

«Секрет нашего успеха прост: 80-90% решения готово заранее, 10% отводится на доработку, — комментирует директор по проектированию базовых систем компании Джек Гарзилла. — Это не типовой пакет для всех, но основа, над которой необходимо дополнительно поработать».

Подобные решения, предоставляя рабочую оболочку, облегчающую и сокращающую время развертывания хранилищ данных, тем самым значительно повышают вероятность успешной реализации проекта в целом.

Многие инициативы в области разработки хранилищ данных строятся сегодня по следующей схеме: сначала создается небольшая система, а затем, по достижении положительных экономических результатов, начинают заниматься ее расширением.

ДАЛЕКО ДО СОВЕРШЕНСТВА

Невзирая на все преимущества новых архитектур хранилищ данных, процесс внедрения интеллектуальных средств поддержки бизнеса по-прежнему таит в себе множество подводных камней.

Хотя более дифференцированный подход к использованию хранилищ данных позволяет быстрее получить отдачу от систем, существует риск возникновения несовместимых банков данных, которые будут предоставлять различную бизнес-информацию разным пользователям; в целом подобная система может оказаться не менее, а то и более громоздкой. Тщательное планирование позволяет избежать неразумного нарастания объемов данных и разбазаривания технических ресурсов.

Кроме того, ИТ-менеджеры, занимающиеся созданием хранилища данных, должны понимать, что, несмотря на существование готовых приложений и экспертов, готовых прийти на помощь, предстоит проделать колоссальную работу, а за успех придется заплатить.

Не стоит забывать и о том, что ценность системы определяется ценностью данных, которые она содержит.

«Если компания имеет проблемы, например, с целостностью данных, интеллектуальные средства обработки бизнес-информации сделают их явными», — предупреждает Буазе.

В целом накопление практического опыта в области хранилищ данных и появление готовых платформ интеллектуальной поддержки бизнеса позволили заказчикам существенно сократить сроки реализации проектов хранилищ данных и снизить риск неудачи. В наши дни, когда использование информации позволяет извлекать конкурентные преимущества, руководители информационных служб имеют возможность существенно повлиять на судьбу своей компании.

Корреспондент InfoWorld Майкл Леттиг обозревает рынок баз данных. С ним можно связаться по адресу michael_lattig@infoworld.com.

Решил «нарыть» данные? Не ошибись лопатой!

Хранилище данных без мощной аналитической платформы подобно радиоприемнику без батареек — никакого толку от него не жди.

К счастью, аналитические приложения сегодня являются тем компонентом системы интеллектуальной поддержки бизнеса, который легче всего обнаружить на рынке. Проблема заключается в том, чтобы выбрать приложение, более всего подходящее для решения задач именно вашего предприятия.

Наиболее популярны сегодня системы оперативной аналитической обработки (OLAP — online analytical processing) и средства добычи данных. Первые проще и несколько более широко распространены. Различие между этими двумя технологиями заключается в том, что системы добычи данных имеют прогностические функции, отсутствующие у систем OLAP.

На этом основании некоторые аналитики считают, что возможности платформ OLAP, позволяющих решать сложные задачи извлечения информации из корпоративной базы данных, все же ограничены: эти системы дают ответы только на те вопросы, которые пользователи готовы сформулировать самостоятельно. Добыча данных благодаря возможностям прогностического моделирования является в этом смысле шагом вперед.

«Системы OLAP дают представление о том, какие параметры вашего бизнеса имеют первостепенное значение. При этом приходится исключать информацию о заказчиках, потому что ее слишком много, — считает Генри Моррис, ведущий аналитик International Data Corp. — Если у вас нет средств добычи данных, вы можете обнаружить любопытные закономерности, однако вам может не хватать информации, необходимой для принятия решений».

К числу компаний, руководство которых полностью удовлетворено возможностями OLAP, относится American Century Investments. Директор ее информационной службы Роберт Шэй утверждает, что пользователи в его компании достаточно компетентны, чтобы моделировать различные бизнес-сценарии при помощи инструментария Essbase компании Hyperion, исходя из известных параметров. Это означает, что пользователи принимают стратегические решения, обходясь без функций прогностического моделирования систем добычи данных.