Рынок банковских систем в 1999 году

В преддверии Пятого форума разработчиков интегрированных банковских систем Константин Маркелов, заместитель генерального директора экспертно-консультационной компании «СПЛАН», эксперт Ассоциации российских банков и член оргкомитета форума, беседует с редактором еженедельника Computerworld Россия Михаилом Зыряновым.

Что изменилось в банковской сфере и в сообществе разработчиков автоматизированных банковских систем (АБС) с августа прошлого года?

В банковской сфере радикальные изменения произошли в течение первых двух месяцев после августовского кризиса. Самое значимое из них — «обрушились» многие системообразующие, многофилиальные банки. Все, что происходило после, стало следствием этого. В частности, произошел переход клиентуры и капиталов из обрушившихся банков в более надежные, среди которых немало региональных (репутация столичных банков оказалась сильно подорванной) и так называемых «банков-дублеров».

Пострадали те, кто не принял необходимых управленческих решений или не смог их реализовать из-за неповоротливости своих управленческих структур. Устояли, а затем и еще более укрепили свои позиции в основном те банки, которые приняли правильные решения и воплотили их в жизнь.

Разработчики выжили практически все во многом благодаря ресурсам, накопленным в 1997 году. Готовясь к введению нового плана счетов, многие банки приобрели новые АБС, благо денег у них тогда было достаточно. 1997-й стал для разработчиков годом максимальных оборотов — ничего подобного введению нового плана счетов не было и не планируется, столь же масштабной замены систем в ближайшие несколько лет не предвидится.

С начала 1998 года объем денег на рынке АБС сократился, но еще до кризиса разработчики успели приобрести опыт более рационального ведения бизнеса. После августа рынок АБС оказался замороженным месяца на два, но затем воспрял — устоявшие банки снова стали покупать ПО. У них появилась новая клиентура, изменился масштаб деятельности, возникла потребность оказывать новые услуги, в конечном итоге им понадобились новые инструменты.

В стане разработчиков несколько изменилась расстановка сил, произошло ужесточение конкуренции и выравнивание возможностей систем одного поколения, созданных разными компаниями. Согласно проведенному нами опросу банков, из примерно сотни респондентов чуть более десятка собираются приобрести новую АБС. При этом очень равномерно распределены ответы на вопрос, систему какого именно разработчика они хотят купить. Впрочем, это также понятно — рынок АБС сейчас жестко структурирован. И хотя рынок банковских услуг сейчас практически не развивается, зато тиражируемые российские разработки постоянно совершенствуются и, на мой взгляд, уже превосходят по своим возможностям потребности наших банков.

Объем денег на рынке банковских услуг заметно уменьшился, обострилась конкуренция. Чтобы ее выиграть, нужны новые инструменты для ведения бизнеса, например аналитические системы. Но, судя по результатам вашего исследования, спрос на них даже уменьшился. Почему?

Аналитические и управленческие технологии не могут быть дешевыми, легко тиражируемыми. Для их создания нужны развитые средства разработки, развитые модели. Кроме того, внедрение и использование таких средств требует от банка длительной скрупулезной работы, следовательно, и затрат. Эти средства, как правило, не дают сиюминутной отдачи, это скорее инвестиции в будущее. Именно эффективное и оптимальное управление на основе многопараметрического и многофакторного анализа может стать тем локомотивом, который не только поможет выжить в сегодняшних условиях, но и позволит банку вести устойчивый бизнес с расширенным воспроизводством услуг при снижении текущих издержек. Однако сейчас покупка таких средств для банков стала неактуальной, но не потому, что это им не нужно, а потому, что не у всех есть деньги.

Чем нынешний, Пятый форум будет отличаться от предыдущих?

Нынешний форум «терминологически» станет в некотором роде продолжением четвертого, к сожалению, не состоявшегося (с подготовленными к нему материалами можно было ознакомиться в Internet. — Прим. ред.). Сохранилось название: «Информационные технологии — стратегический фактор развития банка», прежними остались генеральные спонсоры. Прежними останутся и темы некоторых дискуссий, в том числе и центральная — «Управление банком и аналитические системы». На ней будут обсуждаться как аналитические модули тиражируемых АБС, так и разработки, напрямую не связанные с «операционным днем» АБС. Еще одна тема, оставшаяся с прошлого форума, — «Розничные банковские услуги». Кстати, сегодня, судя по опросам банков, это одна из наиболее актуальных тем. Наряду с системами «банк-клиент» розничные услуги — это средство, позволяющее банкам расширить клиентскую базу.

Один взгляд назад
Ретроспективная статистика ответов банков на вопрос: «Автоматизация каких функций (отделов) станет для Вашего банка актуальной в ближайшее время?»
Общая статистикаМестаПроценты
19951996199798-99Всего19951996199798-99
1. Анализ, вкл. Анализ рисков 4 1 2 4-524,3%23%40%20,4%13%
2. Фондовый отдел 5 2 1 1423,0%19%24%26,9% 5%
3. Кредитный отдел 1 3 3 4-522,5%41%22%18,1%13%
4. Бухгалтерия 2 7-8 512-1312,1%29% 7% 9,3% 7%
5. Валютный отдел 3 4-5 13 310,5%24%11% 4,8%15%
6. Частные вклады, физ. лица 714-17 6 6 8,4%14% 4% 7,6%11%
7. Полная автоматизация 13 4-57-8 7-11 7,9% 6%11% 7,1% 8%
8. Клиент-Банк 8 7-8 15 1 7,7%13% 7% 4,2%20%
9. Операционный отдел, РКО 6 19 1112-13 7,4%18% 1% 6,2% 7%
10. Управление ресурсами 10 6 9 16 7,1% 7%10% 6,8% 3%
11. Дилинг и активные операции 14 107-8 7-11 6,5% 5% 6% 7,1% 8%
13. Межбанковские платежи 914-17 20 7-11 5,2%10% 4% 3,4% 8%
14. Новый план счетов 4 5,0% 0% 0% 9,6% 0%
16. Розничные услуги 12 2 4,3% 0% 0% 5,1%18%
20. Общая финансовая отчетность2214-17 21 7-11 3,3% 1% 4% 3,1% 8%
Всего опрошено 675 банков11914235361 

В таблице отражены некоторые результаты анкетирования банков, проводившегося компанией СПЛАН вместе с Ассоциацией российских банков, начиная с 1995 года. Банкам предлагалось ответить на вопрос: «Автоматизация каких функций (отделов) станет актуальной для вашего банка в ближайшее время?» Опрос проводился на международных форумах разработчиков, на семинарах АРБ и Центробанка, семинарах компаний-разработчиков, а также среди банков, обращавшихся в СПЛАН за консультационной поддержкой. Результаты опроса подводились по трем категориям: банки и филиалы, расположенные в Москве (всего получен 271 результативный ответ), вне Москвы (получено 404 ответа), а также все вместе.

В таблице собраны названия тех функций, которые по важности заняли не ниже шестого места хотя бы в одной категории. Всего же в анкетах было упомянуто около трех десятков различных позиций.

В абсолютном зачете (с учетом результатов, полученных на протяжении всех лет опроса) первое место заняла автоматизация аналитических функций (в том числе анализа рисков), второе — автоматизация функций фондового отдела. Это объясняется главным образом высокой доходностью и низкими рисками в 1996-1997 годах. Среди московских банков в абсолютном зачете первое место заняли функции фондового отдела, аналитические функции — на втором месте. Среди немосковских банков аналитический и кредитный отделы поделили первое и второе места.

В 1998-1999 годах риски работы на фондовом рынке значительно увеличились, доходность упала и актуальность автоматизации соответствующих функций резко снизилась. На первые места вышли системы «банк-клиент» среди всех и среди иногородних банков, а также автоматизация розничных услуг среди московских банков. Актуальность аналитических функций по-прежнему велика, но она не главенствует. Это связано, во-первых, со снижением платежеспособности банков (а системы этого класса достаточно дорогие), и, во-вторых, с первостепенным значением функций, обеспечивающих банкам выживание в данный момент, а оно возможно прежде всего за счет удержания и расширения клиентской базы. Наиболее подходящие средства для этого — системы «банк-клиент», розничные услуги, а также валютные операции. Автоматизация последних особенно важна для немосковских банков, поскольку после кризиса очень многие региональные клиенты перевели свои валютные счета из московских банков в местные. Кроме того, из-за изменения потребностей клиентуры после кризиса для немосковских банков резко возросла актуальность автоматизации межбанковских платежей и создания расчетных систем.

— Computerworld Россия