Поиск заказчиков в государственных структурах зачастую принимает весьма причудливые формы

Ирина Язвина: «Мы не собираемся менять направления своей деятельности, мы не будем заниматься разработкой бизнес-планов или реструктуризацией предприятий»

Современное конкурентоспособное предприятие невозможно представить без продуманной информационной системы. Именно поэтому компании, традиционно занимающиеся информационными технологиями, все чаще принимают участие в реализации государственных программ по стабилизации отечественной экономики. Так, например, компания «Парус», известный разработчик бизнес-программ, участвует сразу в четырех подобных программах:

  • программа Минэкономики по стабилизации российской экономики и привлечению государственных инвестиций;
  • программа Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по содействию процесса стабилизации и развитию промышленных предприятий в регионах;
  • программа Федерального центра реформирования предприятий «Реформирование предприятий и иных организаций»;
  • Федеральная программа по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Поиск заказчиков в государственных структурах (или с их помощью) зачастую принимает весьма причудливые формы. Тем не менее, возможно, подобная деятельность «Паруса» есть нечто большее, чем обычная попытка расширения своей клиентской базы. О задачах, которые при этом ставит перед собой «Парус», зам. главного редактора еженедельника Computerworld Россия Григорий Милов беседует с вице-президентом компании Ириной Михайловной Язвиной.

Каким образом «Парус» попал в число участников этих программ?

Начнем с того, что «Парусом» разработано несколько программных продуктов корпоративного управления, подход к внедрению которых должен быть принципиально новым. По большому счету рынок не совсем готов к их восприятию. Его нужно готовить, но не призывами и не рекламными трюками, не сборами дилеров, а реальными программами, которые поддержаны на высоком уровне.

Вместе с тем в России недавно принят целый ряд государственных программ, в которые хорошо вписывалась деятельность «Паруса» в области систем корпоративного управления. Мы стали участниками всех этих четырех программ и, согласовав свою деятельность с РСПП и Минэкономики, подготовили собственную региональную программу.

Прежде всего, мы постарались определиться, с какими предприятиями работаем. В первую очередь это зависит от их текущего состояния. Мы, естественно, предпочитаем работать с теми, кто уже осознал необходимость использования информационной системы. Если смотреть шире, то мы работаем как с вполне «благополучными» предприятиями, так и с предприятиями, которые находятся в таком состоянии, когда не ясно, может ли компания выжить самостоятельно или же надо решать вопрос об антикризисном управлении или банкротстве. В качестве примера можно привести ряд предприятий во Владимирской области; в некоторых из них наш партнер «Роэл Консалтинг» уже провел реструктуризацию, и мы начинаем работать над их информационными системами.

Среди первых двух групп предприятий есть такие, руководители которых полагают, что, даже задействовав все внутренние резервы, они не смогут обеспечить динамичного развития. В этом случае мы ищем способ повышения их инвестиционной привлекательности, задействуя предложения от западных инвесторов по привлечению средств в предприятия целого ряда отраслей и целого ряда регионов. Естественно, к этим предприятиям предъявляются определенные требования.

Совместно с нашими партнерами мы можем провести диагностику предприятий и сказать, к какой категории они относятся, а также рекомендовать конкретные шаги, которые предприятию необходимо совершить для того, чтобы стать привлекательным для иностранного инвестора.

Благодаря целому ряду важных контактов с инвесторами из Юго-Восточной Азии и Западной Европы мы имеем очень приличный пакет предложений от инвесторов по взаимодействию с российскими предприятиями в разных отраслях экономики.

В чем состоит осуществление региональной программы на практике?

Работа в каждом конкретном регионе происходит в два этапа. Мы начинаем с ознакомления представителей региона со своей программой. Собирается довольно солидная делегация, в состав которой входят и наши партнеры. Предварительную беседу ведет представитель местной власти в должности не ниже вице-губернатора.

Второй этап — целая серия круглых столов, в которых местные руководители и предприниматели могут участвовать в соответствии со своими интересами. Например, если кто-то интересуется инвестициями, то приходит на круглый стол по инвестициям. Мы намечаем четыре-пять таких круглых столов, и после их проведения уже становится ясно, с какими предприятиями можно вести пилотные проекты. Короче, начинается конкретная работа с конкретными предприятиями, в ряде случаев и по их предынвестиционной подготовке.

Еще раз подчеркну, что мы делаем все это не в одиночку. Мы не собираемся менять направления своей деятельности, мы не будем заниматься разработкой бизнес-планов или реструктуризацией предприятий; эту работу выполняют наши партнеры — около десяти ведущих российских консалтинговых компаний.

«Парус» известен как разработчик вполне определенных программных продуктов, занимающих вполне определенные ниши. Не ограничивает ли это подобное сотрудничество? Ведь консультантам по большому счету все равно, какую систему ставить на реструктуризуемом ими предприятии...

В рамках заключенных с консультантами соглашений мы дорабатываем свои программы по их рекомендациям. Мы поддерживаем на программном уровне те методики, которые консультанты используют на предприятиях их клиентов. И это в свою очередь делает для консультантов работу с нашими программами более привлекательной.

Кроме того, дополнительную привлекательность дает тот пакет инвестиционных возможностей, который предлагаем потенциальному клиенту мы.

Реструктуризация предприятий — долговременный процесс. Более того, уже модернизированному предприятию требуется время, чтобы накопить достаточный объем финансово-экономической информации, для того чтобы всерьез говорить об инвестициях. Таким образом, между моментом вашего прихода на предприятие и моментом получения этим предприятием денег могут пройти годы. Как решается эта проблема?

Как я уже сказала, первый этап работы предусматривает максимальное использование внутренних ресурсов. При этом изменение эффективности может быть весьма радикальным — в течение года работы повышение эффективности может составить 100, и даже 200%. Такие предприятия и инвестору показывать не стыдно, ведь они уже продемонстрировали, что могут работать.

Через какое время предприятие может рассчитывать на получение инвестиций — с того момента, как вы начинаете с ним работать?

От полугода до года. Но я хотела бы еще раз подчеркнуть, что эта оценка касается не всех. У нас есть определенные критерии отбора. Кроме того, очень важно, чтобы руководство действительно было нацелено на достижение положительного результата.

Для того чтобы лучше понять эти критерии, не могли бы вы привести примеры предприятий, с которыми работаете?

Есть четыре отрасли, к которым сегодня инвесторы проявляют особенно живой интерес. Во-первых, это телекоммуникации. Мы работаем с предприятием, которое занимается космической связью. Во-вторых, это высокотехнологичное производство: среди наших клиентов есть один оптический завод, реализующий сегодня проект с потенциально высокой степенью доходности. В области пищевой промышленности мы работаем с рядом хлебных комбинатов. Инвесторов также очень интересует торговля. Мы работаем с одной из самых крупных на сегодня в Москве торговой сетью.

В чем смысл участия «Паруса» в перечисленных государственных или почти государственных программах? Предусмотрены ли какие-либо бюджетные средства на поддержание этих программ? Имеет ли «Парус» за счет своего участия в них доступ к каким-либо средствам?

Никаких средств напрямую от государства наша компания не получает, смысл нашего взаимодействия здесь несколько иной. Сотрудничество же с местными администрациями необходимо потому, что работать в регионах без их поддержки бессмысленно. Очевидно, что в стране сложился разрешительный порядок привлечения инвестиций. По сути, ни одна копейка не может быть привлечена в конкретный регион без ведома администрации. С другой стороны, кто лучше администрации может рекомендовать перспективные предприятия на подведомственной ей территории? Мы стремимся, чтобы администрации контролировали процесс реструктуризации. Более того, мы готовим и подписываем трехсторонние соглашения между администрацией, нами и предприятием. При этом администрация обязуется на время нашей работы с предприятием не объявлять предприятие банкротом и обеспечивать ему определенный льготный режим и так далее. В свою очередь, предприятие отчитывается о достижении контрольных экономических показателей — снижении задолженности по зарплате, повышении эффективности и т. п.

Какие цели ставит перед собой «Парус», занимаясь такими проектами? Увеличить продажи программного обеспечения либо через определенное время превратиться в инвестиционный банк или консалтинговую компанию?

На первом этапе, очевидно, основная цель — расширение клиентской базы. Тем не менее мне не хотелось бы сейчас говорить о близких перспективах существенного расширения нашей деятельности или, например, о создании структуры наподобие «Парус-Инвест». Это зависит и от общей ситуации в стране, и от того, как пройдут первые проекты... Более конкретно пока рано об этом говорить, ведь прошло всего полгода с момента начала нашей работы в этом направлении. Хотя первые результаты — более чем обнадеживающие.

Насколько сложно добираться до высокопоставленных чиновников в регионах? Требует ли это особых умений или наличия связей?

По большей части мы пользуемся прямыми связями. Где-то действуем через Союз предпринимателей, где-то — через Минэкономики... Сейчас в рамках работы с фондом «Россия — АСЕАН», инвестиционным консультантом которого является «Парус», подписано соглашение с Советом Федерации.

Чем вы занимались до прихода в «Парус»? Ведь навыки для работы подобного рода должны были откуда-то появиться...

В течение нескольких лет я занималась обучением. В 1991 году работала в Международной школе менеджмента, созданной совместно с американцами. В рамках этого учебного заведения практически весь российский истеблишмент выезжал со мной на учебу в американские университеты — в Вашингтон, Нью-Йорк, Пенсильванию. После этого я организовала консалтинговую компанию, которая среди прочего занималась реструктуризацией. Одним из наших клиентов был, например, Совет Федерации. В течение двух последних лет мне пришлось консультировать и компанию «Парус».