Суперкомпьютер имитирует в режиме реального времени движение 200 самолетов и наземных транспортных средств

В виртуальной диспетчерской, стоимостью 10 млн. долл., можно будет
сымитировать любой крупный аэропорт мира
Виртуальная башня управления проходит сейчас окончательное тестирование в исследовательском центре NASA в Калифорнии. В специальном помещении установлена система стоимостью 10 млн. долл. В ней задействован суперкомпьютер Onyx2 компании SGI. Его 16 процессоров R10000 с 2 Гбайт оперативной памяти и шестью графическими подсистемами для обработки трехмерных изображений в реальном масштабе времени работают под управлением операционной системы Irix (диалект Unix от SGI).

По словам менеджера проекта Нэнси Дорайи, одной из наиболее сложных задач была интеграция суперкомпьютера с 90 персональными компьютерами, которыми пользуются пилоты и персонал наземного управления, поддерживающие в ходе эксперимента связь с виртуальной башней управления, а также с видеопроекторами, воспроизводящими подлинные изображения.

Пока в транслируемых видеоизображениях казусов хватает. Например, в ходе одной из последних демонстраций самолет, заходивший на взлетно-посадочную полосу с юга, вместо того чтобы, как настоящий самолет, мягко спланировать, внезапно резко прыгнул на нее. А в это время в другом окне аэробус компании United Airlines с мигающими огнями медленно выкатывался из посадочного выхода, но при этом тягача, который в реальной жизни выталкивает самолет, не было и в помине.

Круговая панорама

Как только будут введены все соответствующие изображения и данные, с помощью установленных в виртуальной диспетчерской проекторов с круговым обзором можно будет сымитировать любой крупный аэропорт мира. Обзор будет вестись через 12 окон башни. Дозвониться до диспетчеров имитатора можно в любое время года, в любой момент, их работа не зависит от погоды. Кроме того, они могут протестировать несколько схем полета, чтобы найти наиболее удобную с точки зрения безопасности, уровня шума, экономии горючего и других критичных в том или ином случае параметров.

В завершенном варианте система сможет имитировать движение 200 самолетов и наземных транспортных средств. Она будет, в частности, опробована при тестировании возможного расположения новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Сан-Франциско, который из-за крайне изменчивых погодных условий твердо удерживает первое место в Соединенных Штатах по задержкам вылетов.

По словам Дорайи, предыдущий вариант системы, которая имитирует только то, что происходит на земле (скажем, движение самолетов от посадочных выходов до взлетной полосы), позволяет авиакомпании Delta Air Lines экономить 20 млн. долл. ежегодно.

Виртуальная башня управления проходит последние испытания. Ожидается, что она вступит в действие в ближайшие месяцы. Ее услугами смогут пользоваться различные авиакомпании, планировщики полетов и диспетчеры аэропортов.