По мнению многих лидеров компьютерного бизнеса, наемная рабочая сила будущего — приложения, обслуживающие пользователей через Internet на арендной основе. Надо сказать, что ASP — лишь звено в довольно сложной цепочке, характерной для новой модели бизнеса. Во главе цепочки остается производитель инструментальных средств и СУБД. Далее располагаются независимые разработчики — компании, создающие приложения на их базе.

Раньше завершал цепочку пользователь, теперь же появилось еще одно звено — ASP, компания, приспосабливающая приложения к нуждам пользователей, которые будут арендовать эти приложения, получая к ним доступ через Internet. Но приложения «крутятся» не у пользователя и не у ASP, а в специально приспособленных для этого вычислительных центрах. А поскольку, как можно догадаться, коммуникации играют в новой модели огромную роль, появляется еще один игрок — провайдер коммуникационных услуг.

Эта схема достаточно сложная, зато гибкая: какие-то звенья, конечно, могут объединяться внутри одной компании. Вследствие подобной гибкости поколение ASP формируется очень по-разному: стремительно растущие компании получают инвестиции из самых разнообразных источников — начиная производителями серверов и оборудования связи и заканчивая аудиторскими компаниями.

Интересна перепалка руководства двух лидеров ASP-движения: ASP Qwest и USinternetworking (USi). В USi считают: «Если даже такие интеграторы, как KPMG и Andersen, признают, что поставлять решения SAP — задача непростая, то как-то странно слышать, что какая-то телефонная компания вдруг возьмет и решит все проблемы развертывания R/3 при помощи своих хваленых CyberCenters». И ведь речь идет действительно о подразделении телефонного оператора Qwest. И вот «телефонисты», как бы вняв советам конкурента, объявляют о том, что совместно с KPMG сформирована новая компания Qwest Cyber.Solutions, которая становится, по словам основателей, крупнейшим ASP, объединив 450 специалистов по приложениям из KPMG, волоконно-оптические IP-сети Qwest и мощные вычислительные центры.

Широко обсуждается и поведение другого лидера, Corio. Эта компания использует «полную» схему ASP-бизнеса, покупая время в чужих вычислительных центрах, вместо того чтобы иметь свои, в отличие от той же USi. Одни считают наличие собственного ВЦ преимуществом, другие — недостатком.

Компьютерный аншлаг

Практически все тяжеловесы компьютерной индустрии спешат поучаствовать в новом движении. SAP, Baan, J.D. Edwards, Peoplesoft, Siebel спешно подгоняют специальные версии своих систем ERP под нужды ASP. Производители СУБД отреагировали программами поддержки: Oracle объявила о программе Business OnLine, Progress — ASPEN (Application Service Provider ENabler — «продвижение технологий для сдаваемых в аренду приложений»). По поводу последних следует уточнить: все же производители СУБД участвуют пока постольку, поскольку имеют отношение к приложениям. Oracle образовала целое подразделение, в состав которого входят специализированные ВЦ, но исполняться там будут, конечно, Oracle Applications. Для модификации собственно СУБД под нужды ASP, видимо, еще не пришел черед, достаточно и тех Internet-возможностей, которые есть. Кстати, особой активности, связанной с ASP, со стороны Sybase и Informix не заметно. Microsoft не прошла, конечно, мимо новой модели бизнеса. Уже заключен договор на пилотные ASP-приложения на базе BackOffice с FutureLink — еще одним активистом ASP-рынка.

Молодые программистские компании — Citrix, Marimba, BEA и им подобные — тоже активно включились в гонку, надеясь вознестись на самый гребень волны. В Coreo, с которой Marimba только что заключила соглашение, считают, что в новой модели бизнеса Castanet 4.0 может занять место ПО управления системами CA-Unicenter или Tivoli, которые тяжеловаты для формирующегося рынка. BEA выделила 50 млн. долл. на организацию отделения eSolutions — она может себе это позволить после заключения контракта с HP на 100 млн. долл.

В «железном» мире тоже заметна боязнь не опоздать на поезд, который еще не подошел к перрону. Sun, как водится, состязается с Hewlett-Packard, объявившей о том, что инвестирует по 1 млн. долл. в несколько десятков ASP-компаний, и о наличии новых пакетов электронной коммерции, которые можно эксплуатировать в специальных центрах HP на арендной основе. Sun открывает у себя центры тестирования приложений для ASP, для чего подготовлены специально сконфигурированные серверы и пакеты программ. Sequent называет свою деятельность подобного рода «созданием инкубатора» для ASP-приложений; инкубатор именуется eReady Lab. Тестирование — актуальная проблема. Поскольку сейчас большинство ASP — небольшие компании, у них нет достаточных возможностей проверить, как их приложения будут работать, если ими захотят воспользоваться тысячи пользователей. Sequent также предлагает помощь по переносу приложений на серверы баз данных на платформе Unix (клиенты остаются под Windows NT). Свои ВЦ предлагает IBM. Уже работают или вот-вот заработают арендуемые приложения на платформах AIX и OS/400. Программу поддержки объявила Cisco.

Не обошлось и без производителей систем хранения: StorageTek, EMC и другие не желают оставаться в стороне.

Что случилось?

Ничего пока не случилось. Сейчас рынок ASP оценивается в 150 млн. долл. Прогнозы на будущее расходятся: IDC предсказывает 2 млрд. долл. к 2003 году. Forrester Research считает, что уже к 2001-му будет достигнута отметка 6,4 млрд. долл. Есть оценки, переваливающие за 20 млрд. долл. Как бы то ни было, при существующем рынке в 150 млн. компании инвестируют по 50, 100 и более млн. долл. При таких вливаниях рынок будет стремительно развиваться. Очевидно, будут расти как грибы новые ASP, и картина начнет стремительно меняться, когда за этот рынок всерьез возьмутся телекоммуникационные и компьютерные гиганты или компании большой пятерки. Пока желание не упустить время для рывка борется с осмотрительностью — неизвестно, как сложится ситуация.

Приложения, сдаваемые в аренду, в общем не новость. Пример из несколько другой области: крупные постсоветские ВЦ давно запускают у себя приложения (в основном расчетные задачи) для других научных центров, не имеющих мощных вычислительных ресурсов. Эти небесплатные услуги оказывают, например, ВЦ РАН и ИОХ. За границей такая практика распространена шире.

Идея прокатного ПО обсуждается давно. Причина лавинообразного роста проста: настало время и, прежде всего, созрели сами технологии, появилось великое множество приложений, иногда весьма сложных, с простым интерфейсом, рассчитанным на доступ из браузера, вооруженного Java (хотя и без Java можно обойтись). Современные инструменты разработки позволяют быстро создавать и разворачивать компонентные приложения. IP-сети обеспечивают достаточную пропускную способность и надежность.

Конечно, такого интереса не было, если бы не насущная бизнес-необходимость. Тенденция последнего времени — отдавать все больше функций своих информационных отделов сторонним специализированным фирмам — в новой модели получила свое логическое продолжение. Нет смысла распылять ресурсы на то, в чем ты не являешься специалистом. Но главное, наверное, — изменился сам бизнес. Развитие происходит слишком быстро. Компании растут и лопаются, информационные системы не поспевают за слияниями и реорганизациями. В целом можно охарактеризовать ситуацию так: в системе «бизнес — технологии» включилась положительная обратная связь.

Тонкий клиент созрел

Несколько лет назад вся компьютерная пресса была наводнена предчувствиями революции: толстого клиента должен сменить тонкий. Sun, Oracle и IBM, поставившие на эту технологию, не жалели денег на раздувание ажиотажа вокруг нее. Но клиент не худел. И разговоры о смене парадигм поутихли. Тонкий клиент в узком смысле, то есть бездисковый компьютер, подключенный к сети, чувствует себя совсем неважно. Но за оголтелым маркетингом стояли здравые идеи. Мощность ПК растет, на нем все удобнее играть в Quake, но работать на нем не легче, а администрировать его трудней. Но если сервер берется выполнять львиную долю вычислений, то не стоит вешать этот груз на ПК, начиненный памятью и дисками. Для серьезных вычислений были и есть вычислительные центры. Эти общие соображения неожиданно ожили, как только появилась модель ASP.

Клиент, единственное оружие которого — браузер, имеет теперь все шансы потеснить существующие интерфейсы, например Excel или Access, как клиентские части интерфейса к «большим» базам данных. Тонкому клиенту не обязательно худеть, ему достаточно быть тонким относительно вычислительного приложения, работающего в сети: главный критерий — не экономия ресурсов клиента, а простота работы, пора потесниться и сказать «ваше слово, товарищ браузер». Если же большая часть ресурсов, необходимых для работы, будет доступна через Web, действительно имеет смысл задуматься о тонком клиенте в узком смысле: о бездисковой станции или Internet-терминале. Кто знает, может быть, упомянутая положительная обратная связь поднимет волну реального интереса, и устройства Sun и IBM все же появятся в витринах компьютерных салонов мира.

Это — первый рецепт похудания. Второй отдает должное технологиям Microsoft. Среди не таких уж многочисленных ASP (в Консоpциуме ASP сейчас около 60 участников) 50 используют инструментарий Citrix, которая даже открыла специальное подразделение, ориентированное на рынок арендуемых приложений. Windows NT благодаря Terminal Server Edition понемногу становится тем, чем обязана быть — настоящей серверной платформой, работающей на многочисленных пользователей. Конечно, относительно небольшим ASP удобно иметь дело с приложениями, работающими на NT. Интересно, что ASP вовсе не обязательно предлагают корпоративные приложения: австралийский Application Service Provider (это название компании!) предлагает в аренду приложения Microsoft, Adobe и Corel, «тиражируемые» посредством ПО Citrix.

Назад в Россию

А как будем себя чувствовать мы, если предсказания о буме ASP сбудутся? И вообще, отразится ли это на нашей компьютерной индустрии?

Конечно, дело не в арендуемых программах, а в том, что изменения в компьютерной индустрии начала следующего тысячелетия могут быть очень серьезными, а это не может не сказаться на нас, вне зависимости от успеха или неуспеха ASP у нас и у них.

Перспективы ASP у нас можно в какой-то мере попытаться оценить тремя способами: поговорив с российскими специалистами, профессионально связанными с технологиями и бизнесом, о котором идет речь, послушав западных аналитиков, специализирующихся на прогнозах в этой области, и понаблюдав за продвижением технологии в странах более или менее похожих на нашу по уровню развития компьютерных технологий и экономики вообще. Все три пути ведут к истине не напрямую, но что нам остается? Прогнозы — дело неблагодарное.

Директор департамента Progress СНГ компании CSBI ЕЕ Юрий Гусев смотрит на будущее ASP в России довольно оптимистично.

Роберто Андре Мосиеро из бразильской компании B&M Informatizacao, интервью с которым вы можете прочитать, пребывает в прекрасном настроении: дела у его компании идут очень неплохо. Развивающиеся страны действительно получили шанс. В упоминавшейся выше Австралии ASP-бизнес развивается на удивление успешно. Но аналогии все-таки слишком далекие. Различие не только в масштабах. Страна уж очень специфична: по уровню программистов мы на самом верху, но по развитию коммуникационной инфраструктуры мы отстаем и от Бразилии, и от Австралии. А коммуникации — это основа ASP. Шансы, что положение изменится в будущем, есть, но они зависят во многом от того, насколько благоприятной для западных инвестиций в телекоммуникации окажется политическая погода.

Клэр Гиллан, аналитик из IDC, уверена: да, Россия отстала, но не нужно последовательно проходить все стадии, которые выпали на долю лидеру, США, надо осваивать сразу технологии, за которыми будущее. Если мы не хотим отстать навсегда, надо прыгать через ступеньки, даже если они скользкие.

Так считают они. Но прыгать-то будем — или не будем — мы!


Придется находить партнеров

Клэр Гиллан, аналитик International Data Corp., чаще других упоминается в публикациях, посвященных рынку ASP. Вот что она думает о перспективах ASP на развивающихся рынках.

Как вы полагаете, каковы шансы у модели ASP в странах с малоразвитой инфраструктурой, к которым относится и Россия?

Блестящие перспективы. Даже если нет инфраструктуры и такого количества квалифицированных специалистов, как в Калифорнии, поблизости от университетов Стэнфорда и Беркли. Проблемы менеджмента все равно надо решать, от этого никуда не денешься. ASP как раз помогает быстро преодолеть многие трудности. Или вы имеете в виду, что даже Internet-инфраструктуры нет? Тогда дело другое...

То есть Internet — решающий фактор для распространения модели ASP?

Да. Но не обязательно Internet. Можно задействовать любые глобальные сети или даже корпоративные сети. Конечно, отсутствие коммуникационной инфраструктуры сильно тормозит рынок ASP, но как только она появится, рынок ASP в таких странах будет расти взрывообразно.

Повышаются ли шансы для ASP в странах, где очень специфичные особенности законодательства, экономики, где большое значение имеет локализация?

Пожалуй. До известной степени, но не настолько, насколько это имело значение в классических системах клиент-сервер. Одним словом — Internet есть Internet.


«Прогресс» и революция

Едва ли не половина выступлений на конференции Progress Software в Бостоне была посвящена ASP. Компания всерьез ставит на эту модель. Это, конечно, не значит, что пропорциональная разговорам доля инвестиций пойдет на развитие нового направления. Прямые инвестиции Progress в ASPEN не столь велики. Позиция Progress другая: «У нас есть все для того, чтобы стать лидером среди производителей ПО для этого рынка». С технологической точки зрения есть среды разработки — удобные и универсальные, позволяющие быстро создавать приложения для ASP, есть СУБД — мощная и легко администрируемая. С точки зрения бизнеса — новая модель и существующая идеально подходят друг другу. Progress всегда продавала ПО не конечным пользователям, а разработчикам. Для излюбленных компанией встроенных баз данных важно, чтобы пользователь не задумывался, какая СУБД лежит в основе приложения, которым он пользуется, а само приложение тиражировалось без существенных доработок под определенный круг заказчиков. Приблизительно это и требуется ASP.

О перспективах модели ASP редактор Computerworld Россия Игорь Левшин говорил и с директором департамента Progress СНГ компании CSBI EE Юрием Гусевым.

Затронет ли Россию бум ASP?

По оценкам западных аналитиков, рынок ASP-приложений будет развиваться взрывообразно и через несколько лет достигнет десятков миллиардов долларов, поэтому вряд ли наша страна сможет оставаться в стороне. Революция Internet, давшая жизнь концепции ASP, — неоспоримый факт, и хотим мы это или нет, мы будем частью процесса происходящих изменений в бизнесе.

Не испугаются ли наши компании доверить свои данные ASP-партнеру?

Убежден, что нет. Ведь использование услуг ASP-провайдеров дает несомненные преимущества — нет необходимости заниматься поиском и внедрением дорогостоящей системы, нет необходимости в приобретении дорогостоящих компьютеров и промежуточного ПО, отсутствует необходимость в содержании обслуживающего ИT-инфраструктуру персонала. Клиенты ASP-провайдеров — это небольшие и средние компании, не имеющие достаточно ресурсов и времени для создания или содержания собственной информационной системы. Именно для них аренда системы у ASP-провайдера будет самым эффективным решением.

Как будет развиваться ASP-бизнес в нашей стране?

В принципе, любую информационную систему можно сделать ASP-пригодной, однако, скорее всего, компании начнут с аренды приложений — либо не требующих немедленной интеграции с другими системами, либо добавляющих бизнесу компании максимальную ценность. Приложения электронной коммерции, дистрибуция товаров и услуг, продажа турпутевок, медицинские системы, управление людскими ресурсами и многое другое — вот лишь несколько примеров ASP-приложений, которые уже вскоре придут в нашу жизнь.

Возможно ли перескочить через этап клиент-серверных приложений сразу на браузер-ориентированные?

Ответ на данный вопрос достаточно прост — будущее за электронной коммерцией. В этом смысле создание браузер-ориентированных приложений, специально спроектированных для использования возможностей Internet, является более выгодным с точки зрения инвестирования в разработку информационных систем. Каких-то принципиальных ограничений для разработчика на использование Internet-технологий нет. За исключением одного — неразвитой телекоммуникационной инфраструктуры в России. Но это явление временное. Пройдет несколько лет, и проблема будет решена. Вот тогда в выигрыше окажутся те компании, которые первыми смогут предложить рынку решения, ориентированные на ведение электронного бизнеса. Иного пути нет, в этом я абсолютно убежден.


Консорциум ASP растет

В конце июня представители Консорциума ASP (www.aspindustry. org) объявили о том, что за последнее время состав их организации, со дня образования которой едва прошел месяц, увеличился на 31 компанию. Тем не менее в число почти 60 членов Консорциума не вошли два наиболее известных провайдера приложений. Такое решение приняли Corio и USinternetworking (USi). По словам их представителей, будет разумнее потратить больше усилий на поиски и завоевание новых клиентов, чем принимать участие в мероприятиях, проводимых другими.

Как говорит заместитель президента по маркетинговой политике USi Мишель Перри, фактически на приглашение представителей Консорциума войти в его состав компании ответили совместным письмом, содержание которого можно передать словами «спасибо, не надо».

Corio и USi были в числе первых, кто предложил высокоуровневые прикладные службы, адресованные предприятиям.

Corio специализируется на программном обеспечении управления кадрами разработки PeopleSoft. Компания USi, помимо ПО PeopleSoft, предлагает широкий диапазон приложений, включая систему управления взаимосвязями предприятий, разработанную Siebel System, ПО электронной коммерции компаний Broadvision и Microsoft и инструментарий хранилищ данных Sagent.

Члены Консорциума ASP не были обеспокоены отказом Corio и USi.

В состав Консорциума вошли такие известные компании, как Lucent, Sprint, Cisco, AT&T, MCI WorldCom UUNET и Sun. Помимо крупных компаний, эта организация объединила и достаточно много небольших предприятий.

Задача, которую ставят перед собой участники Консорциума, состоит в определении приоритетных направлений развития, финансировании исследований и установлении стандартов. По словам Тревора Грюна-Кеннеди, президента Консорциума, организация будет определять общие рекомендации по стандартизации.

Стандарты, безусловно, необходимы таким компаниям, как Ernst & Young, которая является одним из основателей консорциума. Они помогут в сертификации служб ASP, позволят разработать методы защиты, предоставления и администрирования подобных служб.

Тем не менее Перри выразил сомнения в том, что группа компаний, объединившихся под эгидой Консорциума ASP, способна решить поставленную задачу. «В такой организации нелегко добиться единого мнения ни по одному вопросу, поскольку слишком велико число участников и у каждого свои интересы, — считает Перри. — Мы желаем консорциуму только успеха, но без нашего участия».

Представители Corio придерживаются той же позиции. «Мы надеемся на то, что членам консорциума удастся решить поставленную задачу, — говорит Скотт Альбо, один из руководителей компании Corio. — Но сама задача нам не вполне понятна, поэтому нам бы не хотелось тратить на это деньги и время».

Одну из своих ближайших встреч участники Консорциума ASP намерены посвятить выработке организационной структуры, что подразумевает формирование рабочих групп. Ожидается, что к концу лета в распоряжении Консорциума будут отчеты с данными рыночных исследований и первые результаты деятельности рабочих групп. Цели, которые ставят перед собой участники Консорциума, уже сейчас обсуждаются на самом высоком уровне, несмотря на то что сам консорциум был сформирован лишь месяц назад.

— Дениз Паппалардо, Network World, США

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями