Телефония стоит среди первых в списке технологий, стоящих на пороге конвергенции.

Основная сложность этого процесса заключается в том, что очень трудно определить, какие именно компоненты голосовых коммуникаций должны быть интегрированы с компьютерными сетями, какие именно телефонные сети в первую очередь подлежат рассмотрению — локальные или глобальные?

Трудно определить, какие именно компоненты голосовых коммуникаций должны быть интегрированы с компьютерными сетями

Со временем все больше производителей сетевого оборудования начинают обращаться в сторону телефонии, поэтому данному вопросу уделяется самое серьезное внимание.

Сама по себе телефония признается отраслью, базирующейся на хорошо изученных технологиях и развитой инфраструктуре. Однако когда речь заходит об интеграции телефонии с оборудованием, которое ранее применялось лишь для обмена данными, возникает множество неясностей, даже на уровне терминологии. Некоторые под IP-телефонией понимают Internet-телефонию, позволяющую обмениваться голосовой информацией в диалоговом режиме при помощи пакетов, пересылаемых через Internet. Другие применяют тот же самый термин для обозначения подхода, при котором используются интегрированные локальные сети с передачей пакетов. Они отличаются от традиционных сетей тем, что наряду с файловой службой, службой печати и службой приложений поддерживают передачу голосового трафика.

Как IP-телефония в рамках Internet, так и IP-телефония на базе корпоративных локальных сетей в конечном счете дают пользователям возможность сэкономить деньги, но достигается это разными путями. Internet обеспечивает снижение стоимости сеанса; стоимость разговора через Internet не зависит от расстояния и временных факторов.

В основе развертывания IP-телефонии на базе корпоративной локальной сети лежит идея совместной передачи голосового трафика и данных через единую телекоммуникационную инфраструктуру. При таком подходе даже кабельная система является общей. Кабель пятой категории, соединяющий персональные компьютеры с коммутатором локальной сети, превращается в средство распространения голосовых звонков. IP-телефоны подключаются к адаптеру, который устанавливается в разъем ПК, и управляются программным обеспечением, функционирующим в среде Windows 98 или Windows NT.

Специальное программное обеспечение преобразует голосовую информацию в пакеты данных и пересылает их на устройство, напоминающее мини-АТС, которое в свою очередь подключается к коммутатору локальной сети. (Представьте, что ваш офисный телефон столь надежен, как и операционная система от Microsoft.)

При поддержке совместной передачи голоса и данных в локальной сети даже при сохранении независимости сетей передачи голоса и данных зачастую файл-сервер и офисная АТС размещаются в общем корпусе. Причины такого конструктивного решения очевидны: один корпус обходится дешевле и занимает меньше места.

Сегодня подобную продукцию предлагает целый ряд как хорошо известных, так и недавно образованных фирм. Доступны даже АТС, полностью реализованные на одной плате, которая устанавливается в обычный слот расширения ПК.

Сегодняшние интегрированные телефонные технологии лучше всего подходят для небольших фирм. Сетевые администраторы считают, что разница в стоимости автономных АТС и телефонных сетей на базе ПК оправдывает подобное решение. Минусом такого решения безусловно становится не всегда удовлетворительная надежность NT.

Несмотря на то что технология не может похвастаться зрелостью, многие сетевые администраторы уже рассматривают возможность применения новой архитектуры ради отказа от центральной АТС и отдельной кабельной системы.

Кевин Толли — президент консультационной компании The Tolly Group. Электронную почту ему можно направлять по адресу ktolly@tolly.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями