«Информационная экономика» и прочие модные штампы — не более чем красивые названия четырех самых обычных вещей: разговора, восприятия на слух, поиска и чтения.

Книги — мощнейший
катализатор. «Капитал» и
Mein Kampf являются тому
свидетельством в истории
уходящего столетия
Это четыре способа получения информации. ИТ уже расширили наши представления о первых трех из них. Осталось последнее — чтение. Обычные разговоры дополнились аудио- и видеоконференциями, электронной и голосовой почтой, а также средствами организации групповой работы. Слушать теперь можно не только непосредственного собеседника, но и CNN или ESPN, а также оцифрованные учебные курсы и докладчиков в виртуальной конференции. Очевидно, что благодаря ИТ поиск информации стал более эффективным и легким. Только подумайте о том, сколько преимуществ дает такая вещь, как Amazon.com. А AltaVista и Yahoo, которые делают то, что недоступно ни энциклопедии «Британика», ни школьной библиотеке, поскольку ни та, ни другая не позволяют настолько просто, можно сказать, играючи осуществлять поиск информации.

Однако развитие ИТ мало повлияло на процесс чтения. В этом отношении мы по-прежнему полагаемся на обыкновенную бумагу, и еще многие годы ситуация останется без изменений. Впрочем, со временем преимущества бумажных носителей сойдут на нет. Первое поколение электронных книг наподобие Rocket Ebook все еще нельзя считать достойной заменой традиционных книг, но тем не менее эти устройства быстро совершенствуются. То же случилось с потерпевшим фиаско Apple Newton, который оказался генеральной репетицией перед выпуском превосходного устройства PalmPilot. Уже сейчас электронные книги привлекают возможностью хранения больших объемов информации. Уверен, это сможет изменить представление об организации труда студентов.

Когда это произойдет, возникнет множество вопросов, которые потребуют обсуждения. Какой должна быть электронная книга, чтобы подходить и специалистам в области ИТ, и деловым пользователям? Какие именно произведения захотят читать владельцы электронных книг? Должна ли существовать библиотека изданий, которые могли бы распространяться в организациях?

Взгляните на книжные полки в кабинете любого руководителя. Не думаю, что вы найдете там достаточно изданий, способных помочь наладить столь необходимый диалог между директором предприятия и руководителем информационной службы.

Незачем ждать появления электронных книг. Используйте доступную вам технику. Все, что нужно сделать, это поместить на домашней странице корпоративного intranet-сервера раздел «Книги», подписаться на услуги Amazon и добавить текст: «Нажмите здесь, чтобы заказать любое из этих изданий». При этом под словом «здесь» подразумевается соединение с Amazon.com. Вы можете даже получить от этой компании хорошие комиссионные с продаж. Используя книги с одной стороны для внедрения ИТ, а с другой — для привлечения внимания технических специалистов к деловой литературе, вам удастся наладить связь между бизнесом и ИТ.

Почему так не поступают, несмотря на то, что многие менеджеры пользуются услугами Amazon.com? Думаю, из-за того, что чтение книг представляется чем-то выходящим за рамки информационных технологий. Однако это не так, и здесь даже не надо ничего разрабатывать. Всю работу уже сделали авторы.

Книги — мощнейший катализатор. «Капитал» и Mein Kampf являются тому свидетельством в истории уходящего столетия. В качестве примеров из области современного бизнеса можно привести In Search of Excellence и Reengineering the Corporation. Сегодня в Кремниевой Долине наибольшим влиянием пользуются The Gorilla Game Джеффри Мура и The Innovator?s Dilemma Клейтона Кристиансена. То, что находится на вашей книжной полке, в гораздо большей степени заслуживает названия «информационных ресурсов» предприятия, чем те программы, которые используется в сети intranet вашей компании.

Питер Кин — редактор бюллетеня YOU2K Now.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями