Между тем эти фирмы нередко выполняют очень интересные проекты, к тому же часто базирующиеся на их собственных разработках.

Российская фирма UCS, например, работает в области автоматизации ресторанов. Основой для реализации конкретных проектов служит программное обеспечение R-Keeper — разработка самой фирмы. На сегодняшний день это достаточно популярная в ресторанной среде система: по словам руководителей UCS, ею оснащены приблизительно 250 ресторанов. Большая часть установленных систем — 230 — работает в московских ресторанах, однако у фирмы есть пользователи и в других регионах, в том числе на Украине и в Литве.

Среди проектов UCS были и не совсем обычные. Один из них — проект автоматизированной системы для спортивно-развлекательного комплекса «Центр!».

Он создан на территории московского завода «Гончар», производящего керамическую плитку. При переходе на гибкое малосерийное производство, отвечающее нынешним рыночным условиям, у завода высвободилась часть производственных площадей, и один из цехов завода было решено переоборудовать под современный развлекательный комплекс. В нем устроили площадку для катания на роликовых коньках, установили различные игровые автоматы, открыли кафе, бары, магазины сувениров.

По-видимому, прототипом для создания комплекса послужили подобные сооружения за рубежом. В Германии, например, мне доводилось видеть похожий центр, расположившийся в помещении бывшей ткацкой фабрики. Однако, в конце концов, не столь существенно, как родилась идея организовать «Центр!». Более важен сам факт открытия в Москве большого развлекательного комплекса, достаточно уникального как по набору аттракционов и других услуг, так и по доступности их стоимости для потребителей.

Но еще важнее, что с самого начала руководство «Центр!» решило оснастить его автоматизированной системой, которая должна обеспечить единый учет по всем пунктам предоставления услуг: продажи входных билетов и жетонов для проката инвентаря, при расчете в ресторане и барах.

Открытие комплекса состоялось 16 октября прошлого года, а его автоматизированная система начала функционировать на два дня раньше, причем ее запуск в эксплуатацию осуществлялся в весьма сжатые сроки. В настоящее время поддержкой информационной сети занимаются два администратора — сотрудника «Центр!».

Задача развертывания системы учета на основе современных информационных технологий была поручена фирме UCS, которая, по словам заместителя генерального директора «Центр!» Олега Сухорученко, смогла предложить наиболее подходящее решение. Хотя, как сообщил один из администраторов системы, выбор был небольшой: помимо решения UCS в области автоматизации ресторанного дела известен только программный продукт вездесущей Microsoft. Однако он в данном случае не смог составить конкуренции хотя бы потому, что не отражает российской нормативной специфики.

В чем особенность проекта информационной системы комплекса? Во-первых, у нас таких еще не было. Во-вторых, проект отличается большим масштабом локальной сети — по крайней мере в практике UCS. Правда, по мнению одного из администраторов сети, уникальность установленной в «Центр!» системы — в объеме хранимой и ежедневно перерабатываемой информации: по этому параметру информационная сеть «Центр!» лидирует среди аналогичных систем, развернутых в Москве.

Собственно, по числу подключенных рабочих мест сеть нельзя назвать большой: она объединяет десять контрольно-кассовых аппаратов и 15 компьютеров. По словам представителей UCS, у фирмы есть примеры установки локальных сетей и с большим числом станций. Сеть можно считать большой только с точки зрения длины кабеля. Территориальная разбросанность рабочих станций вызвала некоторую сложность при наладке и запуске сети, возраставшую из-за того, что первоначально в «Центр!» не было телефонной связи.

Однако других препятствий в процессе развертывания системы не возникало. Руководители UCS объясняют это несколькими причинами. Во-первых, они использовали большой опыт, накопленный при автоматизации ресторанов. Во-вторых, UCS предложила использовать в «Центр!» контрольно-кассовые аппараты «АСТ Элит-Ф» производства Fujitsu-ICL (для применения на российском рынке они снабжены «фискальным модулем», разработанным специалистами компании «Пилот»). По словам директора UCS Григория Гуревича, его фирма довольно часто рекомендует эти устройства для ресторанов, поскольку аппараты отличаются высокой надежностью и имеют хорошие позиции по соотношению цена/качество в сравнении с аналогичным оборудованием других производителей.

Выбор контрольно-кассовых аппаратов привел UCS к привлечению для участия в проекте компании «Пилот», являющейся эксклюзивным представителем Fujitsu-ICL в России. Кроме поставки оборудования, «Пилот» выполняет также функции его технической поддержки.

По словам технического директора «Пилота» Александра Усова, оборудование Fujitsu-ICL предполагает широкие возможности по расширению, например при необходимости введения заказчиком каких-либо специальных схем накопительных скидок. В частности, оно оснащено большим количеством интерфейсов для подключения специализированных программируемых клавиатур, сканеров штриховых кодов, считывателей магнитных и смарт-карт.

На сегодняшний день в «Центре!» используются только считыватели магнитных карт. Причем в одних случаях на них возложена функция разграничения прав доступа обслуживающего персонала «Центра!», в других — устройства чтения используются в рамках системы обработки и приема карт платежных систем.

Локальная сеть «Центр!» построена на платформе Windows NT. ПО для контрольно-кассовых аппаратов разработано на основе клиент-серверной архитектуры, ключевым элементом которой является специализированный сервер. Он создавался в расчете на поддержку операций с контрольно-кассовыми аппаратами, благодаря чему обеспечивает более высокую по сравнению с универсальными SQL-серверами скорость обработки торговых транзакций.

В набор используемых в «Центр!» программных средств, обеспечивающих учет, входит и складская система, также разработанная фирмой UCS с использованием IB DataBase.

По оценке коммерческого директора UCS Василия Чикина, программные продукты его фирмы «уже настолько накатаны, что практически учитывают 99% всех нюансов работы ресторанов». (Администратор сети «Центр!», не разделяя полностью эту оптимистическую оценку, тем не менее подчеркнул, что специалисты UCS всегда оперативно реагируют на замечания, касающиеся программной части информационной системы, и оперативно устраняют найденные недочеты.) Немаловажен и тот факт, что ПО R-Keeper сертифицировано с несколькими типами контрольно-кассовых аппаратов, в том числе с «АСТ Элит-Ф».

Что можно сказать об окупаемости проекта? По мнению Гуревича, ответить на этот вопрос достаточно сложно. По опыту других проектов UCS, переход на систему автоматизированного учета до 17 августа прошлого года в среднем позволял повысить оборот примерно на 15-20%. После кризиса какие-либо статистически достоверные данные очень трудно получить: слишком сильны различия в нынешнем экономическом положении ресторанов.

Как считает Чикин, некоторые аспекты, сопутствующие внедрению автоматизированной системы, не поддаются оценке. Например, увеличение числа посетителей ресторана по той причине, что в нем применяется более современная система обслуживания. А как учесть тот факт, что после внедрения подобной системы официанты больше не путают заказы?

Говорят, московский мэр, познакомившись с «Центр!», дал указание построить в столице десяток подобных. Вопрос о том, кто будет налаживать в них систему учета, пока остается открытым. Как заметил Гуревич, UCS готова содействовать в выполнении аналогичных проектов, поскольку предлагаемое фирмой решение тиражируется очень легко.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями