Роберт Фариш: «О! ?Комтек ?90? был
самым увлекательным зрелищем!»

По-видимому, нет ни одного делового издания, посвященного компьютерным технологиям, в котором не нашлось бы места оценкам и прогнозам IDC. Занимается она сбором информации и анализом ситуации и на российском рынке. Желая выяснить, какое место в деятельности компании отводится выставкам, и в частности «Комтеку», редактор Computerworld Россия Игорь Кондратьев обратился с вопросами к Роберту Фаришу. Как представитель IDC в Москве, Роберт в течение десяти лет наблюдает за развитием нашего компьютерного рынка. Поскольку общение с Фаришем проходило на английском языке, хочу сделать одно замечание. Из английских слов, переводимых на русский язык как «выставка», в отношении «Комтека» Фариш предпочитал употреблять show. И только один раз воспользовался для этого словом exhibition. Нам показалось, что в лингвистическом пристрастии также отразилось его отношение к старейшей российской компьютерной выставке.

Как вы полагаете, можно ли считать «Комтек» своеобразным зеркалом текущего состояния российского компьютерного рынка?

«Комтек», конечно, нельзя назвать отражением российского компьютерного рынка, хотя бы потому, что существенную долю участников этой выставки составляют зарубежные компании, в бизнесе которых Россия играет весьма незначительную роль. «Комтек ?99» можно считать зеркалом текущего состояния рынка лишь в том смысле, что в связи с кризисом в нынешнюю выставку было инвестировано, по-видимому, меньше средств, чем в любую из предыдущих начиная с 1993 года. Правда, это только мои предположения: официальных данных на этот счет у меня нет.

Какую компьютерную выставку можно считать полезной или успешной? Был ли успешным, с вашей точки зрения, нынешний «Комтек»?

По-моему, выставка бывает полезной, когда на ней присутствует достаточное количество доступных для общения представителей компаний-участниц. С этой точки зрения «Комтек ?99» оказался полезным для меня; в некотором смысле он принес даже больше пользы, чем прошлогодняя выставка. С точки зрения компаний-участниц, конечно, для оценки успешности должны применяться другие критерии. Выставка будет полезной для них, если с ее помощью они смогут расширить свои локальные дистрибьюторские каналы, например, добьются хороших позиций по продажам. Отклики, которые я получил в нынешнем году, свидетельствуют о том, что «Комтек ?99» в этом плане был гораздо менее эффективен по сравнению с выставками 1997 или 1998 годов.

Получили ли вы на выставке полезную информацию о российском компьютерном рынке?

Разумеется. Правда, я не увидел на ней ничего, что особенно бы удивило меня, однако мне удалось обнаружить некоторые интересные тенденции. Во-первых, на рынке мониторов наметился явный сдвиг в сторону более дешевых изделий, главным образом в пользу тайваньских поставщиков. Во-вторых, в первом квартале российский рынок сделал решительный шаг в направлении технологии цифрового копирования. И наконец, в этот же период резко упала средняя цена ПК. Хотя на «Комтеке» поставщики всегда стремились показать новейшие и наиболее дорогие модели, из бесед на выставке стало ясно, что уровень цен на ПК подвергся настоящей атаке. Теперь средний российский заказчик заставляет производителей идти на гораздо большие уступки, чем год назад.

Изменился ли «Комтек» с начала 90-х, и в какую сторону? В чем вы видите недостатки выставки?

Конечно, «Комтек» изменился чрезвычайно сильно. На «Комтеке ?90» складывалось впечатление, будто бы каждый участник был практикантом и не знал правил этой новой и интересной игры. Для меня это выглядело безумной авантюрой. На мой взгляд, для многих иностранцев и зарубежных компаний ощущение, что ты являешься первопроходцем, сохранялось примерно до 1995 года. Затем на выставке произошли значительные изменения.
Во-первых, возросло значение местных российских сборщиков ПК (которые полностью отсутствовали на более ранних «Комтеках»). Во-вторых, со временем выставка стала играть менее важную роль для крупных международных компаний. В-третьих, событие из категории «бизнес — бизнесу» превратилось, по крайней мере частично, в мероприятие, ориентированное на потребителей. И в-четвертых, выставка стартовала как событие, на котором иностранные фирмы демонстрировали свою продукцию россиянам. Теперь своим соотечественникам ее показывают российские компании.
Не думаю, что было бы правильно сравнивать, стала выставка лучше или хуже. Рынок изменился, и выставка развивалась вместе с ним. Мне кажется, что в начале 90-х все были настроены более оптимистично, чем сейчас. Но вопрос о том, почему так случилось, следует адресовать российской власти, а не фирме Comtek International. Насколько я помню, «Комтек ?90» был самым увлекательным зрелищем. Однако он представлялся таким, поскольку проходил в 1990 году, а я никогда прежде не бывал в вашей стране.

Использует ли IDC региональные компьютерные выставки для сбора данных о локальных рынках? Можно ли вообще получить таким способом какие-либо полезные данные?

В последние годы интенсивность нашей работы на выставках постепенно уменьшалась. Для нас одна из важных функций выставок состояла в возможности налаживания контактов с компаниями. Сегодня существуют другие более надежные способы поиска и установления подобных контактов.