«Парус» подводит итоги семинаров, прошедших в российских регионах

Александр Карпачев: «Для
предприятия высшая
конкурентоспособность —
это способность бороться
за инвестиции»
Когда столичные компании пытаются начать деятельность в регионах, они очень скоро обнаруживают, что российская глубинка — это особый мир со своим менталитетом, требующий специфических подходов. Сложнее всего бывает начать сотрудничество с предприятиями, чье финансовое положение нельзя назвать благополучным. По мнению генерального директора компании «Парус» Александра Карпачева, это практически невозможно делать, не заручившись поддержкой со стороны региональной администрации. Таков один из главных выводов руководителя «Паруса», сделанный им спустя почти полгода после начала развертывания трех государственных региональных программ, нацеленных на повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий. Напомним, что компания подключилась к этим программам в конце прошлого года (см. Computerworld Россия № 1 за 1999 год).

Согласно наблюдениям Карпачева, самое трудное — это убедить потенциального инвестора в целесообразности развертывания венчурных программ финансирования. Для тех, кто вкладывает капитал, венчурные инвестиции связаны с наибольшим риском, так как гарантии возврата денег в случае неуспеха невелики. Однако венчурные инвестиции наиболее приемлемы для здоровых в экономическом плане предприятий, поскольку при венчурном финансировании организация не продает себя инвестору целиком, а расплачивается долговыми обязательствами, как правило, подкрепленными частью акций, не составляющей контрольного пакета. Это позволяет владельцам предприятия в значительной степени, а то и целиком сохранить собственность в своих руках, заодно получив солидное денежное вливание в предприятие.

Чтобы сделать здоровое предприятие привлекательным для инвесторов, требуется немного — прежде всего приведение в порядок финансовой отчетности и грамотное составление бизнес-плана. По мнению Карпачева, те бизнес-планы региональных предприятий, что довелось ему видеть, никуда не годятся, они вряд ли смогут кого-нибудь подвигнуть к вложению капитала. Ситуация осложняется тем, что, как считает Ирина Язвина, вице-президент «Паруса» по партнерским и международным программам, в регионах практически нет специалистов по инвестициям. Для решения этой проблемы «Парус» предлагает себя в роли посредника между предприятием и своими партнерами-конультантами, умеющими составлять бизнес-планы. Кроме того, партнеры по программе готовы помочь предприятию найти инвестора в обмен на долю от привлеченных инвестиций.

Больше хлопот с организациями, чувствующими себя не очень хорошо в финансовом плане. Как правило, таким фирмам нужно помочь провести реструктуризацию, найти внутренние резервы. Обычно в этих случаях рекомендуется внедрить информационную систему, с ее помощью можно, по крайней мере, навести порядок в финансах и провести анализ основных направлений и участков деятельности. Предприятия такого рода прекрасно понимают, что перемены им жизненно необходимы, однако сильная инерция препятствует началу реальных работ. Когда же они оказываются вовлеченными в региональную программу по повышению инвестиционной привлекательности, у них появляется стимул, достаточный для начала реформ.

К настоящему моменту подведены предварительные итоги участия «Паруса» в пяти регионах. Компания с помощью местных администраций проводила двух-трехдневные семинары, на которые приглашались представители предприятий. Наиболее успешно прошли они в Саратове (их посетило свыше тысячи человек). Немало участников собрали семинары и в других городах — Твери, Перми, Владимире и Волгограде. На очереди — Башкортостан и Московская область, с этими регионами в настоящее время ведутся переговоры. Что касается вертикальных рынков, то, по словам Карпачева, наибольшее оживление и вместе с ним — интерес к привлечению инвестиций чувствуется на рынках торговли, телекоммуникаций, а также среди ювелирных заводов.