Современные информационные технологии для туристического бизнеса

Середина лета — время отпусков. В газетах и журналах заметно выросло количество рекламных объявлений, в заманчивых предложениях отдохнуть недорого и с комфортом недостатка нет. Безусловно, есть и спрос: потрепавшие Россию финансовые неурядицы не охладили в ее гражданах охоты даже к временной перемене мест. Между тем каждый, кто отправлялся на отдых, знает, насколько тяжело отыскать необходимую информацию об интересующих поездках. До сих пор основным — и наиболее надежным источником туристической информации — остается «сын ошибок трудных». Причем зачастую «сын» оказывается «приемным»: приходится опираться не на собственную практику, а учитывать опыт — особенно негативный — родных или знакомых.

Представим, как бы упростилась задача выбора места отдыха, если в любом туристическом агенстве можно было бы посмотреть, скажем, на экране компьютера интерьер предполагаемой гостиницы или познакомиться с маршрутами будущих экскурсий.

Есть много примеров, подтверждающих повышение эффективности различного рода деятельности за счет применения информационных технологий. Однако в сфере туризма ситуация с их использованием далека от благополучия. По заключению представителей компании «Арус», занимавшихся изучением уровня компьютеризации туристических фирм, большинство из них оснащено старым оборудованием неизвестного происхождения, которое «непонятно каким образом отреагирует на наступление 2000 года».

Турфирмы не используют компьютерное оборудование даже для рекламы своих услуг, в том числе и во время проведения специализированных выставок.

При всем при том трудно поверить, что российские туристические компании сильно страдают от безденежья: по некоторым оценкам, только на рекламную кампанию в прессе ими ежегодно тратится 180-200 тыс. долл. По-видимому, средства на компьютеризацию все же можно найти.

Отсутствие инвестиций со стороны туристических фирм в информационные технологии, на мой взгляд, может означать либо стойкое нежелание их руководителей вкладывать средства куда-либо, кроме собственных карманов, либо явное непонимание дополнительных возможностей, получаемых от использования современных компьютерных средств.

При первом диагнозе «лечение» назначит сама жизнь: компаниям, пришедшим в туристический бизнес «всерьез и надолго», рано или поздно придется включиться в борьбу за клиента. И тогда в выигрыше окажутся те фирмы, которые смогут предлагать на современном уровне более полный набор услуг.

Во втором случае, вероятно, целесообразнее окажется профилактика. Причем ее результат будет во многом определяться активностью «лечащего врача», поскольку представители турфирм обычно не посещают многочисленные конференции и выставки по информационным технологиям.

Похоже, компания «Арус» и решила заняться подобным врачеванием, объявив о начале реализации долгосрочной программы сотрудничества с туристическими агентствами.

По словам коммерческого директора «Аруса» Андрея Ермакова, его компания уже в течение некоторого времени «пытается подступиться к фирмам, работающим в туристическом бизнесе». Правда, до сих пор без заметных успехов. «Для нас этот рынок совсем новый, — пояснил Ермаков. — И пока непонятно, как на нем работать».

Еще одну попытку руководители «Арус» сделали 21 июня.

На семинар «Современные информационные технологии в туризме» были приглашены представители наиболее крупных и активных турагентств (по словам представителя компании Игоря Могучева, таких насчитывается от 60 до 80; в семинаре приняли участие примерно половина из них).

Как мне показалось, название семинара не вполне отражало сути происходящего: представители компаний-партнеров «Аруса» рассказали о различных видах оборудования, которое в принципе может использоваться с успехом и туристическими фирмами. Речь шла об устройствах записи на компакт-диски (Hewlett-Packard), цифровых видео- и фотокамерах (Sony) и проекционном оборудовании (Activision). Для привлечения к ним внимания турфирм «Арус» объявил о предоставлении скидок на все виды поставляемого оборудования и услуги.

Однако вряд ли можно считать целесообразными апелляции к турфирмам в выражениях типа «устройство позволяет хранить… мегабайтов информации» при сложившемся уровне их компьютерной грамотности. На мой взгляд, для создания целостной картины гораздо полезнее было бы показать, как из отдельных устройств можно создать единую систему и какие новые возможности с ее помощью появятся у турфирмы. Одним словом, при серьезном подходе турфирмам нужно предложить стратегию компьютеризации и планы ее поэтапной реализации. Клиентам нужны решения, а не отдельные — пусть даже самые совершенные — устройства. Этот принцип должен работать и в случае информатизации туристического бизнеса.

Какие результаты принесет семинар? По словам Могучева, понять это можно будет, скорее всего, осенью, когда в Москве состоится очередная международная выставка по туризму.