Несмотря на то что Макс Хоппер давно уже ушел из American Airlines, он по-прежнему остается легендарным руководителем, сыгравшим ключевую роль в разработке Sabre — первой компьютеризированной системы резервирования авиабилетов. Позже он возглавил выделившуюся из American Airlines компанию The Sabre Group, а в 1995 году создал собственную консалтинговую фирму. Хоппер встретился с Джоном Виндзором и Леоном Каппелменом, профессорами по информационным системам для бизнеса Университета Северного Техаса, чтобы рассказать о качествах, которыми, по его мнению, должен обладать глава растущей компании.

Назовите четыре-пять принципов, которых следует придерживаться директорам информационных служб, чтобы достичь успеха в управлении компанией, работающей в области информационных технологий.

Вы должны воспринимать мир технологий, за который отвечаете, как бизнес. Вы должны работать с ним как с компанией. Это значит добиться выполнения необходимых для работы требований.

Во-первых, надежность существующих систем. Вы должны ее обеспечить. Именно здесь можно завоевать авторитет… Если этого не произойдет — вам придется несладко.

Эффективность систем имеет не меньшее значение. Некоторые решения — в вашей власти, к примеру, касающиеся снижения цен на товары. Но при переходе к архитектуре клиент-сервер, если вы взяли слишком высокий темп или не обеспечиваете соответствующий контроль и поддержку структуры, в конце концов это может обойтись вам очень дорого.

Третий момент — это маркетинг. Не только того, что вы сделали, но и того, что может дать технология и как она может поддержать компанию. Я осознавал себя своего рода посредником, продающим идеи... Что необходимо сделать в любом случае — так это попытаться разработать некоторые стратегические направления, которые соответствуют корпоративной стратегии и структуре, и стремиться поддерживать единое архитектурное решение.

Точно оценивайте изменения в «культуре» пользователей, произошедшие в связи с реализацией новых технологических решений. Весьма распространена среди компаний и исполнительных директоров одна ошибка: они дают от силы день-два на изучение работы системы, не учитывая реальное психологическое воздействие и влияние на конкретных людей, которые ее используют.

Посоветуйте тем, кто сейчас занимает пост директора ИС, и тем, кто стремится им стать: чему им в первую очередь следует уделять внимание, чтобы и через двадцать лет их компания смогла удержаться на плаву?

Главная надежда и одновременно главная опасность исходит от высшего руководства компании, к которому, кстати, относитесь и вы. Если руководство по-прежнему считает, что компьютеры — это неизбежное зло, и при этом относит их к разряду больших калькуляторов, вы далеко не уйдете. Если все их идеи сводятся к снижению затрат и/или использованию компьютеров только там, где они оправданы лишь с экономической точки зрения, такой подход нельзя назвать стратегическим. Я также оценивал значение информационных систем для той отрасли, в которой мне приходилось работать. Если отрасль не использует информационные технологии или не испытывает необходимость использовать их интенсивно или эффективно, ваши шансы предложить новые решения довольно низки. Если же вы пришли к выводу, что информационные технологии могут более эффективно применяться в отрасли, — лучшего и желать нельзя. Вы можете создать некую реальную стратегическую ценность. Если ваша отрасль и ваша компания осознают ценность информационных технологий, то лишь от вас зависит, каких вершин вы можете достичь.

В чем вы видите основные преимущества профессии специалиста по ИС?

Эта профессия позволяет анализировать работу компании во всех ее аспектах, от практических до стратегических. Если вам нравится решать проблемы, то это место для вас. И еще один момент. Эта профессия предусматривает работу с людьми. Решать задачи, связанные с информационными технологиями, могут только концептуально мыслящие специалисты. Это яркие, реализовавшие свое призвание люди, которые в состоянии заставить работать любое решение. Принадлежность к этому сообществу — великолепный стимул в личном, интеллектуальном и социальном плане.