Пассажиры получат значительные преимущества от применения смарт-карт

Как показало исследование компании Datamonitor, распространение смарт-карт в качестве пассажирских платежных средств, начавшееся в Европе, к 2003 году приведет к формированию новой отрасли с оборотом в 1,4 млрд. долл.


Использование смарт-карт во всем мире ежегодно увеличивается на 38%

В отчете, озаглавленном «Перспективы использования электронных билетов при поездках по Европе, 1999-2003», говорится, что пассажиры получат значительные преимущества от применения бесконтактных карт, поскольку увеличится скорость обработки транзакций, к тому же с ними будет удобнее работать.

Смарт-карты внешне выглядят как кредитные карточки, но содержат микропроцессор, способный хранить информацию и выполнять определенные функции. Информация считывается с карт, когда они вставляются в специальное считывающее устройство или находятся в зоне действия антенны считывающего модуля.

Французская компания Modeus сейчас выпускает такие бесконтактные смарт-карты в рамках проекта, предусматривающего объединение приложений, предлагаемых La Poste (почтовая служба Франции), RATP (компания, которая управляет парижским метро), SNCF (французские железные дороги) и банками Le Groupe Caisse d?Epargne и Sociеtе Gеnеrale.

Карта Modeus работает как в контактном, так и в бесконтактном режиме, то есть информация с нее может считываться, когда она вставляется в модуль чтения смарт-карт или просто располагается на расстоянии 10 см от антенны этого модуля. Именно так это происходит на некоторых станциях парижского метро.

По словам представителей компании Gemplus, выпускающей смарт-карты, их использование во всем мире ежегодно увеличивается на 38%, а масштабы применения смарт-карт на транспорте возрастают за тот же срок на 70%.

В этом году общий объем затрат на смарт-карты, которые предполагается использовать в рамках проектов, связанных с массовыми перевозками в Европе, достигнет 53,6 млн. долл. Этот показатель определен специалистами Datamonitor исходя из того, что средняя себестоимость смарт-карты (включая затраты на терминалы, интеграцию систем и профессиональное обслуживание), по их данным, составляет 60,5 долл., а сама смарт-карта стоит 5,75 долл. Однако, сообщает Datamonitor, к тому времени, когда рынок в 2003 году вырастет до 1,4 млрд. долл., смарт-карты будут обходиться продаваться в среднем по 1,3 долл., и прочие затраты на них составят в среднем 31,2 долл. в пересчете на каждую карту — с расширением выпуска себестоимость резко уменьшится и накладные расходы будут снижены.

В Datamonitor пришли к выводу, что если общественный транспорт уже готов к широкому распространению смарт-карт, то потребуется по крайней мере четыре года, прежде чем они станут активно применяться в качестве авиабилетов. По единодушному мнению представителей авиакомпаний, со временем смарт-карты наверняка будут задействованы для хранения электронных «версий» авиабилетов.

Сейчас европейские авиакомпании используют технологии электронных билетов (известных также как безбумажные билеты), основу которых составляют не смарт-карты. Авиакомпании с одобрением восприняли эти технологии, поскольку они позволяют сократить затраты на распространение билетов. Однако с помощью смарт-карт можно реализовать значительно больше дополнительных функций. К примеру, компании, работающие с платами Modeus в Париже, получают данные о ежедневном уровне трафика при помощи смарт-карт. Так или иначе, применение смарт-карт вместо авиабилетов потребует серьезных изменений в информационных системах авиалиний, поэтому те не торопятся идти на риск.


Смарт-Мозаика

В январе корпорация Siemens выпустила пробный инструментарий для своей технологии биометрического распознавания отпечатков пальцев. В основном эта технология будет использоваться для физического контроля доступа. Keyware вместе с Schlumberger анонсировали карту для идентификации голоса.

В индийском штате Гуярат бумажные водительские права заменят на смарт-карты. Их будет выпущено 10 млн. штук. На карточке будут записаны отпечатки пальцев. Соответствующий контракт заключен с компанией ORGA.

Корпорация Motorola разработала технологию BiStatix, суть которой заключается в том, что теперь проводящими неметаллическими чернилами на бумагу можно будет наносить радиоантенну. Смарт-этикетки подобного типа будут использоваться, в частности, Почтовой службой США.

Microsoft опробует на лондонцах и ливерпульцах интерактивные телевизионные услуги. Обладатели карточки Barclays смогут по телевизору проверять свои банковские счета. Если все пройдет гладко, новыми возможностями воспользуются 700 тыс. пользователей американской сети Microsoft WebTV Networks. Тем временем Visa экспериментирует на жителях Лидса. Вставив карточку в мобильный телефон Motorola StarTAC, можно будет перевести на электронный кошелек до 50 фунтов.

Компания Gemplus выпустила 100-миллионную SIM-карту для GSM-телефонов.

Hitachi, Mondex и DMP разработали новую версию ОС MULTOS 4.0. Соответствующий микроконтроллер уже выпущен Hitachi, представители которой утверждают, что число заказов на микроконтроллеры с MULTOS перевалило за миллион.

Schlumberger и Fusio разрабатывают GSM-карту для интерактивных игр. Несколько человек одновременно смогут играть в различные игры по мобильному телефону.

Миллионы смарт-карт заказаны Ватиканом. Здесь готовятся к потоку посетителей, которые прибудут на празднование нового тысячелетия.

Компания Swatch совместно с австрийской фирмой SkiData разработала часы, в которые вмонтирована бесконтактная карточка. Поднеся часы к считывающему устройству, можно расплачиваться на стоянке, в ресторане, в музее. И, конечно же, они служат пропуском на австрийские лыжные курорты.