Знания - прыжок из одной области в другую

Множество предельно отвлеченных предметов, интересовавших прежде исключительно философов, воплощаются во вполне прагматические технологии обработки информации
Не знаю, свойственно ли это только "компьютерной" науке или так происходит во всех прикладных отраслях, но множество предельно отвлеченных предметов, интересовавших прежде исключительно философов, воплощаются во вполне прагматические технологии обработки информации.

Сократовским вопросом о том, что есть истина, "переименованным" информационной отраслью в проблему определения знаний, задаются люди, весьма далекие от философии. Более того, несмотря на то что этот вопрос так или иначе обсуждался почти две тысячи лет, и несмотря даже на то, что он - в информационном воплощении - активно обсуждается в последнее время, он вызывает интерес представителей самых разнообразных профессий.

Судить об этом можно, в частности, на примере дискуссии, которая состоялась в рамках семинара "Электронный офис", прошедшего в Москве в апреле. Тематика семинара сама по себе предполагала достаточно, так сказать, прагматический состав участников - здесь обсуждались по большей части практические решения. В дискуссии приняли участие представители отраслей, не связанных напрямую с информационными технологиями, - компаний "Гомель-проект", "Информэлектро", авиаконструкторского предприятия ТАНТК, фирмы "Технология", занимающейся композитными материалами (материалы ее разработки использовались при облицовке "Бурана" и Мавзолея), и даже торговых организаций. Каждый из них предложил свой ответ на вопрос, что же такое знания, причем все эти ответы были вовсе не плодом отвлеченных рассуждений, а опирались на опыт деятельности их предприятий. Проблема, бывшая когда-то схоластической, вызывает сегодня вполне практический интерес.

Это может служить аргументом в пользу определения, предложенного ведущим дискуссии, заместителем главного редактора нашего еженедельника Григорием Миловым: знания компании - это то, что приводит ее к принятию определенного решения. Это определение охватывает технологические активы и архивы, знания сотрудников, маркетинговую информацию, иные информационные ресурсы компании.

Известны примеры банков, где в электронном виде "накапливаются" приемы, которыми удавалось воспользоваться клеркам банка при решении тех или иных задач. Подобный перечень поучительных примеров может оказаться отличным подспорьем в сложных ситуациях.

Но знания ли это? Сам по себе такой список не поможет решить вопрос, чуть отличающийся от имеющихся в реестре. Он может только помочь человеку (возможно, даже машине), во-первых, освободив от решения уже решенных вопросов, и, во-вторых, предложив подсказку. Но для того чтобы воспользоваться подсказкой, человек должен быть наделен некими дополнительными способностями. Не зря хорошие учителя не любят "зубрилок" и поощряют в учениках именно эти способности. Применительно к человеку вообще их называют умом, интеллектом, проницательностью, интуицией и т. д. Видимо, если ограничиться областью информационных технологий, то именно способность подняться над накопленной информацией и сформировать новую, но столь же достоверную, и можно считать знанием.

Частным случаем такого определения может служить формулировка, предложенная одним из участников дискуссии: знания - это прыжок из одной области в другую. Эта идея интересна еще и тем, что если судить о качестве знания по эффективности решения, к которому оно привело, то именно знания, которые становятся мостом между отраслями, можно считать самыми качественными. Достаточно обратиться к опыту хотя бы той же информационной отрасли, изобилующей примерами удачных решений, решений стоимостью в миллиарды долларов, принятых на стыке технологии и маркетинга.

Такую же "пограничную" задачу - в менее глобальном масштабе - решают ежедневно тысячи торговых агентов. Современный торговый агент вооружен множеством сведений, помогающих ему в работе, в том числе программными решениями, которые позволяют до тонкостей проанализировать особенности спроса. И все же руководители торговых организаций выделяют такое, не то что не формализуемое, но даже не поддающееся описанию словами качество, как чутье.

Это приводит еще к одной любопытной и замечательной по своей лаконичности формулировке: знания - это интерпретация. Информацию, то есть данные, надо "применять" к тому или иному случаю, а это и есть знания.

Однако все определения такого рода грешат одним недостатком - они очень хорошо применимы к людям и очень плохо - к вычислительной технике. Настолько, что многие из участников дискуссии считали человеческий фактор неотъемлемым элементом знания.

С другой стороны, в дискуссии приняли участие и практики, склонные возвращать разговор с небес на землю, которые обращали внимание на другие аспекты информации, определяющие ее принадлежность либо к данным, либо к знаниям.

В частности, таким аспектом является формализация. Формализация и структурирование данных привносят в них элемент знаний.

Представитель компании "Информэлектро" сослался на свой опыт издательской деятельности. В компании, которая издавала брошюры по оборудованию, было принято решение подготовить справочник. Сразу же возникли трудности: оказалось, что работать с накопленной информацией было невозможно, так как она недостаточно хорошо структурирована. Тогда на базе множества ГОСТов и технической документации был подготовлен тезаурус, работая с которым любой инженер, не имеющий специальных знаний в вычислительной технике, мог вводить информацию в определенной структуре. Фактически машина помогала человеку работать с машиной, наделяла его дополнительными знаниями.

Особенно много о важности формализации говорили представители проектных организаций, имеющих дело с чертежами и проектной документацией. Работать с такой информацией крайне трудно, если она не структурирована. С другой стороны, пользы от данной информации становится неизмеримо больше, если при ее обработке применять средства, специально настроенные на такие форматы данных. (Кстати, участники конференции и во время дискуссии, и на других заседаниях сетовали на недостаток подобных средств. Поиск путей обработки сложных типов данных приводит сейчас к существенным изменениям в отрасли баз данных.) Таким образом, наличие процедур, или правил, или логики обработки информации становится еще одним аспектом знаний. Один из выступавших назвал знания рецептами, основанными на данных. А представитель ТАНТК Юрий Богомаз предложил свое, основанное на нелегком опыте разработки информационной системы предприятия, определение знаний: знания - это то, что работает, то есть помогает сотрудникам работать, а та информация, что не используется - это данные.

Обсуждая различные определения знаний, участники дискуссии пришли, по существу, к тому, что пока не выработано одновременно и исчерпывающее, и достаточно краткое определение знаний. Все они либо слишком общи, либо витают в эмпиреях, либо представляют собой не что иное как внушительную спецификацию. Показательно, что многие выступавшие предлагали для определения знаний задавать также предметную область, для которой вводится это определение, - знания вообще, знания в информационных технологиях или, например, знания в бизнесе.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями