В ближайшее время мы увидим кардинальное изменение методов работы госучреждений


К 2005 году половину из своих контактов с государственными учреждениями, которые сейчас англичане осуществляют по телефону, можно будет проводить с помощью компьютера или телевидения
Депутат британского парламента от графства Ланкастер Дэвид Кларк, выступая на Глобальном форуме Lotus для государственных организаций, призвал ИТ-менеджеров подобных учреждений из 30 стран мира последовать примеру частных предприятий и использовать высокий потенциал информационных технологий. Выступавшие после него ясно дали понять, что уже давно следуют этому неновому рецепту.

Многие ораторы говорили об изменениях, на которые они уже пошли в госучреждениях, сократив расходы и увеличив производительность.

Когда в Англии правительство премьер-министра Тони Блэра начинало свою работу, не во всех его подразделениях пользовались электронной почтой. Теперь есть план, предусматривающий связать почти 400 тыс. персональных компьютеров сотрудников правительственного аппарата в единую защищенную сеть intranet.

Параллельно с совершенствованием внутреннего использования информационных технологий власти также применяют их для того, чтобы сделать свою деятельность публичной. "Для многих наших граждан государственное учреждение ассоциируется с длинными очередями и заполнением многочисленных бланков", - отметил Кларк. К примеру, чтобы создать собственную фирму в Великобритании, человек должен заполнить девять форм и разослать их в три различные организации, при этом, как отмечает Кларк, 90% этих документов с первой попытки заполняются неверно. В настоящее время в правительстве реализуется пилотный проект использования электронных аналогов бланков, подлинность которых будет подтверждаться посредством электронных подписей.

К 2005 году половину из своих контактов с государственными учреждениями, которые сейчас англичане осуществляют по телефону, можно будет проводить с помощью компьютера или телевидения, а к 2008 году этот переход будет завершен. Те же, кто предпочитает заполнять "бумажные" бланки, смогут это сделать по-прежнему, но возможность использовать электронные средства будет предоставлена всем желающим.

"В течение ближайших десяти лет мы увидим кардинальное изменение методов работы государственных учреждений", - считает Кларк, отмечая, однако, что все это делается не ради самой технологии, а с целью сокращения затрат и увеличения эффективности. Из бюджета в 144 млрд. долл., направляемого в Англии в социальную сферу, правительство рассчитывает ежегодно экономить около 10 млрд. долл. за счет того, что больше не придется печатать бланки, по которым осуществляются социальные выплаты определенным категориям граждан. И все это с учетом затрат на распространение 4,5 млн. смарт-карт, с помощью которых граждане смогут снимать деньги, перечисляемые им в рамках социальных выплат.

Решения в области ИТ позволили преодолеть значительные трудности и на другом конце света - в национальной таможенной службе Бразилии. Низкая зарплата привела к тому, что в таможне оставались работать люди, не имеющие достаточного опыта, как отметил Педро Луис Цезарь Гонсалес Безерра, координатор по вопросам информационных технологий бразильского таможенного министерства. Таможне предписано менять персонал каждые четыре-пять лет, как раз тогда, когда работники приобретают высокую квалификацию.

На основе ПО Lotus Notes в таможенном министерстве создана база данных наиболее часто возникающих вопросов и ответов на них, выработанных самим министерством. Работающие непосредственно в таможенных терминалах сотрудники отсылают вопросы региональным экспертам, а их решения в конечном итоге распространяются на национальном уровне. Каждый, кто работает с системой, имеет возможность прокомментировать или оспорить процедуры прежде, чем они приняты и систематизированы ведущими экспертами и высокопоставленными чиновниками министерства. "Система остается открытой до тех пор, пока эксперт из министерства не подтвердит правильность решения или не найдет новое решение проблемы, - отметил Безерра. - Мы организовали систему, которая стимулирует активное участие всех сотрудников и дает им право на предложения и критику".

В конечном итоге было создано хранилище информации, которое помогает сотрудникам таможни оперативно решить любые таможенные вопросы. Система располагается на десяти региональных и 179 локальных серверах, рассчитанных на 12 тыс. пользователей, которые служат в налоговом управлении и контролируют сбор таможенных пошлин.

Когда в 1996 году система вступила в строй, база данных была практически пуста, но уже через год в ней было описание 968 вопросов. В прошлом году появилось описание еще 634 вопросов, а в этом году предполагается добавить по крайней мере 250.

"В самом начале мы получали очень много факсов и вели многочисленные телефонные переговоры, в которых обсуждались способы разрешения тех или иных ситуаций, - сказал Безерра. - Но постепенно число телефонных звонков и факсов уменьшалось. Мы смогли установить более экономичный канал коммуникаций и упростить саму их процедуру".

Руководство таможни выбрало Notes, исходя из возможностей этого программного обеспечения, касающихся обработки потоков работ, тиражирования баз данных и возможностей защиты. "Это инструментарий, который легко развивать и поддерживать, - подчеркнул Безерра. - Благодаря Internet развернутой нами системой может пользоваться любой".

Майору Энтти Юнтунену, руководителю проекта информационной системы кадрового управления Вооруженных сил Финляндии, была нужна система поддержки групповой работы. Поиск решений велся с начала 90-х годов, и в январе 1996 года была выбрана система Notes. Ей отдали предпочтение после успеха пилотного проекта в 1994 году, в котором принимали участие 350 пользователей.

Сейчас в систему групповой работы входят электронная почта; электронный архив, в котором содержатся официальные документы, завизированные электронной подписью; доска объявлений для разного рода объявлений; приложения планирования. Все эти модули рассчитаны на работу до 11 тыс. служащих. Между подразделениями Вооруженных сил не пересылается практически никаких бумажных документов - такие материалы предназначены только для связи с внешним, гражданским миром. Система позволила финскому правительству ускорить передачу данных и расширить доступ к информации.

Поддержка системы обходится в 880 тыс. долл. в год. Но и с учетом этих затрат Юнтунен рассчитывает сэкономить за период с 1994 по 2005 год около 66 млн. долл. за счет внедрения новых методов коммуникаций. К примеру, обычно обработкой почтовой корреспонденции занимались два человека, работая целый день. Теперь же с аналогичной работой за два-три часа справляется один человек.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями