Транспортная система из Петербурга в Москву


К 12 мая протяженность построенного участка составила 800 км
Общеизвестно, что емкость уже построенных в России магистральных ВОЛС используется в лучшем случае на треть. Без резкого сокращения тарифов на каналы связи, а также на междугородную и международную связь повышения загрузки магистральных ВОЛС ожидать не приходится. Несмотря на это, финский оператор Sonera затеял в прошлом году строительство транспортной системы Санкт-Петербург - Москва, первоначальная планируемая мощность которой равна 2,5 Гбит/с.

К 12 мая протяженность построенного участка составила 800 км. Оставшиеся 200 км (главным образом на территории Московской области) войдут в строй до конца июня. В течение июля будут проведены испытания новой трасы, и осенью она официально вступит в эксплуатацию. Строительство ВОЛС (подвеску волоконно-оптического кабеля на опоры ЛЭП) осуществляет консорциум российских энергетических компаний в составе Ленэнерго, Новгородэнерго, Тверьэнерго и Мосэнерго. Кабель поставила финская фирма NK Cables. Координатор проекта директор Ленэнерго Станислав Тарасов заявил, что подвеска кабеля осуществляется по технологии, разработанной в России. Общая стоимость работ оценена менее чем в 40 млн. долл.

Основным владельцем транспортной системы станет компания Sonera, а оператором - ее российское подразделение "Сонера Рус". По словам Тарасова, часть мощности будет использоваться в интересах российских энергетиков, которые смогут предоставлять и коммерческие услуги. Он также подчеркнул, что по трассе сооружены точки доступа к транспортной системе и ее ресурсы будут предоставлены административным и коммерческим структурам областей, по которым она проходит.

Главная же цель компании Sonera - это расширение объема коммерческих услуг в Москве, прежде всего за счет сервиса, базирующегося на высокоскоростных каналах АТМ (до 155 Мбит/с) и доступе в Internet. Хотя "Сонера Рус" занимается в России операторской деятельностью с 1995 года (до осени прошлого года под именем "Финтелеком"), эти две услуги она до последнего времени в Москве не предоставляла.

Менеджерам Sonera знакома ситуация с загрузкой магистральных линий связи в России. На что же они рассчитывают, увеличивая на порядок пропускную способность каналов в международные сети? Сразу отпадает предположение, что финскому оператору позволено предоставлять услуги по более низким расценкам. Алексей Кеттунен, менеджер по развитию Internet-бизнеса в России, заявил, что тарифы будут "не выше, чем у 'Ростелекома'". У меня сложилось впечатление, что менеджеры Sonera верят в успех своего предприятия, потому что выступают в России в качестве не канального оператора, а поставщика услуг. Например, такой простейший вид услуг "Сонера Рус", как предоставление выделенного канала, подразумевает гарантию качества обслуживания (Quality of Service, QoS) при пропуске любого трафика (голоса, данных, мультимедиа); освобождение заказчика от забот по организации прозрачного канала через сети различных национальных и международных операторов; круглосуточный контроль параметров канала; финансовые взаимоотношения в одной точке. Более совершенная услуга DataNet предполагает выполнение всех работ по проектированию, построению и обслуживанию сети передачи данных клиента. Кроме того, представители Sonera не теряют надежды на то, что услуги связи в России все-таки начнут дешеветь. Алексей Кеттунен даже уверен, что этот процесс начнется в самое ближайшее время. Остается отметить, что если прошлогодний оборот "Сонера Рус" составил 9,3 млн. долл., то в этом году планируется достичь уровня 20 млн., а в 2003 году - 120 млн. долл.