Вице-президент Microsoft по деловым связям с корпорациями о реорганизации и будущем рынка



Роберт Макдауэлл: "Мы предоставляем возможность достичь успеха очень многим"
В конце апреля Москву посетил Роберт Макдауэлл, вице-президент Microsoft по деловым связям с корпорациями. В промежутке между многочисленными встречами с партнерами и заказчиками с ним побеседовал научный редактор Computerworld Россия Михаил Зырянов.

Microsoft приступила к реорганизации, результатом которой станет переориентация на различные категории клиентов, а не на разные семейства продуктов. Приведут ли эти изменения к дифференциации программных продуктов внутри семейств по различным категориям пользователей?

Мы начали реорганизацию групп разработчиков продуктов, концентрируя их вокруг различных категорий заказчиков: предприятий, правительственных структур, частного сектора, компаний, занимающихся электронной коммерцией, и т. д.

Цель реорганизации - учет в продуктах специфики отдельных категорий пользователей. Например, NT - платформа, ориентированная прежде всего на большой бизнес. Но у нас есть варианты NT для малого бизнеса, для создания инструментария для приложений электронной торговли. А вот настольные приложения и правительственным или коммерческим заказчикам, и индивидуальным пользователям нужны одни и те же. Уделяя внимание специфичным требованиям отдельных групп заказчиков, мы надеемся дать им новые преимущества.

Как реорганизация отразится на стратегии корпорации в различных странах, в частности в России?

Стратегия Microsoft одинакова во всех странах мира. В России произойдут такие же изменения, как и в Великобритании, Америке или в любой другой стране. Во всех странах, где мы ведем бизнес, еще четыре года назад были организованы группы сотрудников, ориентированные на работу с крупными предприятиями, с компаниями среднего и малого бизнеса.

Наиболее существенным изменением в нашем бизнесе в отдельных регионах станет обеспечение согласованности программ по работе с партнерами и стратегии взаимодействия с различными группами заказчиков. Например, группы менеджеров и инженеров российского офиса, взаимодействующие с партнерами (поставщиками ПО, интеграторами, сервисными организациями), будут более тесно сотрудничать с группой по работе с крупными корпоративными заказчиками.

Как Microsoft работает с глобальными клиентами? Как корпорация собирается работать с ними в будущем?

Работа с клиентами глобального масштаба - действительно интересный вопрос. Многие не знают заранее, насколько глобальным станет со временем их бизнес. Американский рынок велик. Многие считают, что именно на него приходится основная доля доходов многих американских компаний, в том числе и нашей. Однако сегодня около 60-65% доходов приносит нам бизнес за пределами США. Мне приходится много путешествовать, по три недели в месяц я бываю в разъездах. Быстро развиваются рынки Дальнего Востока, Южной Америки. Очень быстрыми темпами растет рынок Центральной Азии (Турции, Саудовской Аравии и других стран). Мы становимся глобальным поставщиком ПО. Два раза в год у нас проходят круглые столы менеджеров по регионам, где обсуждаются вопросы работы с отдельными глобальными заказчиками, например Shell, Coca-Cola, KPMG и др.

В будущем мы планируем разработать специальную систему учета, которая позволит узнавать о каждом из глобальных заказчиков, какие продукты он приобрел, какими услугами пользуется, какие партнеры с ним сотрудничают и пр., причем получать информацию как по отдельному городу или отдельной стране, так и обобщенную во всемирном масштабе. Эта система поможет нам управлять процессом заключения глобальных контрактов, вести учет лицензий и управлять ценообразованием, организовывать консультации, техническую поддержку для конкретного клиента во множестве стран, в том числе и в СНГ. Многие компании понимают, что бизнес все более интернационализируется. Надеемся, что сможем показать себя в качестве поставщика ПО, способного обеспечить качественное обслуживание в глобальном масштабе.

Какие изменения произойдут в структуре местных офисов Microsoft, в частности российского?

Сильных изменений в местных офисах не предполагается. Во многих странах, в том числе и в России, сохранятся отделы продаж, служб технической поддержки, маркетинга, просто их структура будет подкорректирована. В частности, предполагается осуществить интеграцию партнерских программ с программами по работе с различными категориями заказчиков.

Повлияет ли на процесс реорганизации специфика российского рынка, например слабая защита авторского права?

Нет, не повлияет. Проблему защиты авторского права мы не можем решить с помощью изменения структуры. Для ее решения необходимы переговоры с правительствами стран, в которых мы работаем.

Какова ваша точка зрения в отношении будущего компьютерного рынка? Кто или что является основной движущей силой индустрии ИТ сейчас и как изменится положение в будущем? Какое приложение произведет очередной фурор на рынке?

Корпорация старается сосредоточиться прежде всего на создании платформ и инструментальных средств. Правда, мы также предоставляем нашим заказчикам приложения для настольных систем. Из наших платформенных продуктов сейчас наиболее бурно развивается Windows NT, несмотря на то что это уже многомиллиардный бизнес. Нет другой такой программы, которая была бы предложена сообществу производителей ПО и партнеров и оказалась бы способной стать для него и почвой для конкуренции, и связующей нитью. Надеемся, что очень многие производители ПО будут создавать продукты для нашей платформы. Мы предоставляем им возможность достичь успеха. Это продукт, на основе которого можно создать приложения, способные существенно улучшить бизнес заказчиков. С другой стороны, большинство клиентов покупают не собственно операционные системы, а прикладные решения. Поэтому наша позиция - быть прежде всего поставщиком платформ и инструментальных средств - более чем обоснованна.

Если взглянуть на рынок в целом, то, насколько мне удалось выяснить из бесед с заказчиками, в том числе и российскими, сейчас их сильно волнуют два вопроса. Первый - подготовка к 2000 году. Это стоит денег: нужно проверить системы, заменить операционные системы, приложения, инструментальные средства и пр. Второй - развитие электронной торговли. Это действительно актуально. Но в большинстве стран, в том числе и в России, это направление только начинает развиваться. Однако кое-где электронная коммерция реальна и вполне ощутима. В США примерно 26-27% населения имеет доступ к Internet в интерактивном режиме, и число таких пользователей в ближайшие четыре-пять лет будет расти. В Европе таких клиентов сейчас лишь около 5%, в других странах - менее 1%. Электронная коммерция пока находится на ранней стадии развития, и сейчас трудно сказать, кто победит, кто проиграет, кто будет работать в этой сфере и сколько тут можно получить денег. Вопросов масса. Пока можно утверждать, что это тот вид бизнеса, который нужно очень серьезно изучать и включать в свои планы, чтобы привлекать множество людей для разработки продуктов. С другой стороны, велики возможности Internet для развития внутрикорпоративных систем. Многие заказчики развертывают не Internet-, а intranet-приложения. Именно здесь компании получают наиболее ощутимый возврат от инвестиций.

Трудно сказать, какой вид приложений сможет произвести фурор. Вероятнее всего, Internet-коммерция все же не взорвет рынок. В частности, она ставит много вопросов в налоговой сфере. Например, учитывая, что налог с продаж разный в разных городах и штатах. Кто и какой налог возьмет с вашего заказа, если сервер электронной коммерции находится в одном городе, склад - в другом, а покупатель - в третьем? Но зато такой вид торговли удобен, быстр, доступен 24 часа в сутки, практически не зависит от вашего местонахождения и пр.

Еще один важный вопрос - изменение представления о том, чем и каким должен быть персональный компьютер. Несколько лет назад мы определяли миссию Microsoft исходя из предположения, что ПК появится в каждом доме, на каждом столе, в каждом здании. В скором будущем, говоря о ПК, мы будем представлять себе небольшую карточку в кармане - беспроводное устройство, способное обеспечить как доступ к электронной почте и Internet, так и управление, скажем, холодильником. Microsoft работает над созданием подобных устройств. Мы верим в широту возможностей применения таких ПК для управления многими бытовыми приборами и обыденными домашними операциями и сейчас разрабатываем платформу для таких устройств, способную стать основой для интеграции приложений сотен различных поставщиков, а также инструментарий, позволяющий быстрее создавать множество новых, более дешевых приложений.

Что вы думаете о нынешнем интересе корпоративных пользователей к Linux?

Linux - это реальность. Систему разрабатывало множество людей по всему миру, ее поддерживают многие поставщики программного и аппаратного обеспечения, множество заказчиков внедряют Linux на своих предприятиях и ищут приложения для этой платформы. Она способна составить нам серьезную конкуренцию. Появляются средства разработки приложений для Linux, средства системного администрирования. Но у NT огромное преимущество в количестве приложений, работающих на ее базе. Ведь заказчикам нужны решения, а не операционные системы.

Почему Microsoft вынуждает пользователей, желающих задействовать имеющиеся в Windows 2000 новые технологии (Active Directory, IntelliMirror и др.), заменять клиентские операционные системы, попросту выбрасывая их?

Мы собираемся выпускать разные версии Windows 2000 для серверов и рабочих станций, для малого и крупного бизнеса и т. д. Появятся версии, ориентированные на разные сегменты рынка, на различные категории заказчиков, они будут включать различные наборы возможностей. При обновлении пользователи на разные варианты клиентской и одновременно серверной версии получат технические преимущества. Мы предоставляем им выбор - обновлять или не обновлять клиентские версии Windows, получать или не получать эти преимущества.

Что касается поддержки старых клиентских программ, то нужно напомнить, что мы до сих пор поддерживаем очень старые продукты, в том числе DOS. Но мы продолжаем развивать наши операционные среды. Чтобы раскрыть все их преимущества, пользователям нужно будет обновить как серверные, так и клиентские ОС.

Многие не любят Microsoft, тем не менее пользуются ее продуктами. Ощущаете ли вы, что эти негативные эмоции делают любой, даже незначительный успех ваших конкурентов гораздо более значимым в глазах компьютерного сообщества? Пытаетесь ли вы как-то управлять этим потоком эмоций? Считаете ли вы, что они негативно отражаются на деятельности Microsoft?

На свете очень много людей, которые ценят Microsoft, качество наших продуктов, высокий уровень технической поддержки, стиль сотрудничества с партнерами и клиентами. С другой стороны, некоторым может показаться, что наш успех слишком велик. Они опасаются, что в наших руках более серьезные преимущества, чем просто удача, - то, как мы строим ценообразование, работу с заказчиками, как оказываем влияние на другие компании, на партнеров и конкурентов. Удача сопутствует многим, многие могли бы выводить свои технологии в разряд стандартов. Но даст ли такой статус какие-то конкретные преимущества, заранее сказать сложно. Глядя на то, как действует наша компания, никто не скажет, что мы совершенны, не совершаем ошибок. Однако, оценивая нашу работу в целом, многие называют нас лучшими в своей области. Microsoft не говорит, что может все, старается заявлять четко и ясно, что делает и чего не делает, старается создавать продукты, которыми наши заказчики были бы довольны и, выбирая, что купить в следующий раз, снова сделали выбор в нашу пользу.

Мы не верим в то, что конкуренции не будет. Свидетельство тому - ситуация с Linux. Могу привести и другой пример - с электронной коммерцией. Мы могли бы расслабиться и не вступать в конкурентную борьбу. И все же наш долг - откликнуться на требования рынка и действовать в этом направлении, чтобы люди были довольны. Microsoft не может действовать так же, как маленькая компания. Мы откликаемся на требования индустрии, заказчиков, партнеров, чтобы выбирать достойный путь, чтобы быть лидером, а не компанией, пытающейся удержать свои позиции. Не всем это нравится, такова природа конкуренции. Но высшее руководство компании во главе с Биллом Гейтсом стремится сделать все, чтобы деятельность Microsoft стала стандартом качества работы на рынке.

В США Microsoft позиционирует себя не только как производитель ПО. Корпорация действует на рынке СМИ (проект MSNBC), электронной коммерции (Expedia) и пр. Собираетесь ли вы разворачивать подобные проекты в России?

Если взглянуть на структуру доходов Microsoft, да и на общее наше позиционирование, то легко убедиться, что корпорация является прежде всего производителем ПО. То, что мы ведем проекты в области СМИ или электронной коммерции, вовсе не означает нашей переориентации на эти направления. Например, проекты в области электронной коммерции нужны нам, чтобы продемонстрировать наши возможности разработчика платформ и инструментальных средств, с помощью которых заказчики смогли бы создать собственные решения для электронной торговли.

На мой взгляд, подавляющее большинство людей воспринимает нас прежде всего как поставщиков ПО. У нас есть отдельное подразделение, которое занимается электронной коммерцией. Насколько я знаю, президент компании Стив Балмер собирается уделять этому направлению максимум внимания. У нас множество инициатив в области взаимодействия через Internet, электронной торговли а также других областей (MSNBC, бюро путешествий, финансовые службы, продажа автомобилей и пр.). Конечно же, мы заинтересованы в развитии электронной коммерции во всех странах за пределами США, в том числе и в России, но опять-таки отводим себе роль прежде всего поставщика программных платформ и инструментария. Мы готовы развивать партнерство с компаниями и помогать создавать им собственные службы электронной коммерции, не важно, будь то продажа автомобилей, авиабилетов, банковские услуги, реализация туристических путевок или что-то еще. Иногда часть доходов от такого партнерства поступает и к нам. Известно, что схожие отношения сложились у IBM с некоторыми банками, которые переводят в корпорацию часть доходов. Мы всячески поощряем развитие электронной коммерции, поскольку вместе с ее развитием растут продажи ПО - платформ и инструментария. В то же время мы нуждаемся в партнерстве, дабы иметь обратную связь и лучше чувствовать новую модель бизнеса, которую несет с собой электронная коммерция.