В торговой марке Epson нашло отражение стремление создать целую династию "потомков электрического принтера"


EP-101 - "родоначальник" Seiko Epson

Успех выпал на долю мини-принтера EP-101 (Electric Printer). Люди, руководившие в то время компанией, которая разработала его, по-видимому, разделяли мнение фаталистов о том, что имя определяет судьбу. Не желая расставаться с пришедшей к ним удачей и в дальнейшем, они закрепили успех принтера EP-101 в названии своей компании. Так, в 1975 году родилась торговая марка Epson, в которой нашло отражение стремление создать целую династию "потомков электрического принтера" - EP-sons.

Виновато ли в том только название, однако последующая история компании и впрямь оказалась счастливой: Seiko Epson заняла лидирующие позиции сначала на рынке матричных, а потом и струйных принтеров.

По словам Масаеси Яманэ, генерального менеджера подразделения, которое специализируется на печатающих устройствах, в настоящее время доля Epson на рынке принтеров составляет: в Японии - примерно 55%, в Европе - около 30%, в США - приблизительно 20%. Свою долю на мировом рынке принтеров Seiko Epson оценивает в 30%.

Несмотря на то что компания разрабатывает и производит широкий спектр продукции - в том числе полупроводниковые устройства, ЖК-панели, оптические элементы, часы, - примерно 57% объема ее продаж приходится на принтеры и компьютеры.

Причем производство компьютеров, точно так же как и ЖК-дисплеев, не рассматривается в Seiko Epson как основной бизнес. То, что компания тем не менее занимается этим, представители Seiko Epson объясняют пожеланиями своих корпоративных заказчиков в Японии. Заказывая периферийное оборудование (принтеры, сканеры), они нередко просят поставить и персональные компьютеры, причем в последнее время в комплекте с ЖК-дисплеями.

В прошлом году было продано 17 млн. принтеров Epson. Гордость компании, получившей широкую известность в 80-х благодаря своим матричным принтерам, в настоящее время составляют струйные печатающие устройства: с ними связаны последние коммерческие успехи и технологические достижения фирмы. На сегодняшний день в производстве Epson доля струйных принтеров достигает 70%, матричных - 10% и лазерных - 20%. Причем доля матричных принтеров постоянно сокращается, а лазерных - постепенно увеличивается. В последнее время компания не раз объявляла о желании стать более заметным игроком на рынке лазерной печати.

Согласно оценкам Seiko Epson, ее доля в общем объеме продаж струйных принтеров на российском рынке составляет примерно 40%. Конечно, августовские события отразились на ее бизнесе в России: по мнению специалистов компании, объем местного рынка принтеров сократился вдвое. Однако негативные явления в России не оказали существенного воздействия на Epson, поскольку, как заметил Яманэ, на рынках США и Европы в прошлом году компания добилась "хорошего прироста".

По мнению менеджеров, курирующих работу компании на российском рынке, к настоящему времени ситуация несколько стабилизировалась. В декабре - январе объем продаж восстановился до уровня мая - наиболее успешного в прошлом году с точки зрения продаж месяца.

В текущем году компания рассчитывает добиться в России и странах СНГ такого же уровня продаж, что и в предыдущем. (Что касается глобального рынка, то Seiko Epson планирует увеличить объем продаж принтеров на 18-20%.)

По признанию руководителей фирмы, успех на местном рынке был бы невозможен без усилий российских партнеров. Четвертый год подряд лучшим из них признана компания "Имидж". Учитывая ее заслуги в продвижении продукции Seiko Epson на российский рынок, было решено наградить ее представителей поездкой в Японию.

В программу поездки входило посещение небольшого города Мацумото, расположенного к северо-западу от японской столицы. Там находится офис и часть производственных мощностей Seiko Epson, в частности единственный завод компании, производящий чернила. Кроме того, на нем же изготовляются и картриджи для струйных принтеров.

К сожалению, сроки поездки совпали с окончанием очередного финансового года компании (31 марта), и ее сотрудники были заняты инвентаризацией и другими процедурами, сопутствующими подведению итогов.

А потому знакомство с производством картриджей прошло по сокращенной программе. Партнерам Seiko Epson из России показали цех, где создается основа цветовой палитры струйных принтеров - чернила. Произведенные красители хранятся здесь же в больших емкостях и используются по мере необходимости на соседнем производственном участке, где собираются картриджи.

Оба технологических процесса относятся к разряду особо чистых: по словам руководителя производства, число частиц размером не более полумикрона, содержащихся в одном кубометре воздуха в помещении цеха, не превышает 10 тыс.

На производстве, функционирующем круглосуточно 344 дня в году, работает 120 человек. Для переналадки производственных линий на выпуск новых картриджей при запуске очередных моделей принтеров требуется примерно три месяца.

На заводе ежемесячно производится не менее 20 тонн чернил, которые затем используются для заполнения картриджей для струйных принтеров. За год продается примерно 120 млн. картриджей без учета тех, что устанавливаются в поставляемые им принтеры.

Предполагается, что в будущем производство картриджей будет приближено к региональным рынкам. По замыслу компании, это должно обеспечить стабилизацию поставок картриджей в соответствующие регионы. Пока же с целью ограничения "серых" поставок Seiko Epson проводит политику "гармонизации цен": стоимость ее продукции одинакова на всех региональных рынках.

Несмотря на готовность компании развернуть сборку картриджей за пределами Японии, производство чернил по-прежнему сохранится только на заводе в Мацумото. "Ввиду особой ответственности процесса изготовления чернил", - пояснили представители Seiko Epson.

Они признали также, что достаточно высокая цена струйных картриджей подталкивает некоторых пользователей к применению поддельных экземпляров, выпускаемых главным образом в Малайзии, Корее и Китае, да и в самой Японии. Доля подделок в общем объеме потребляемых картриджей Epson, по оценкам самой компании, достигает 10%.

Как компания намерена бороться с поддельными картриджами? Прежде всего, будет привлекать к суду производителей подделок. А кроме того, собирается проводить активную кампанию - в том числе и средствами рекламы - по разъяснению преимуществ использования оригинальной продукции.

Однако, как заявили представители Seiko Epson, компания не собирается снижать цены на свои расходные материалы. "В этом нет смысла: цены поддельных картриджей тоже уменьшаются", - считают они. Между тем фирма постоянно делает крупные инвестиции в разработку и производство новой продукции.

Процесс производства картриджей хорошо отлажен: брак не превышает 0,002%. Высокой надежностью отличаются также и сами струйные принтеры. Для подтверждения этого факта представители компании с явным удовольствием демонстрируют компактный струйный принтер, который НАСА выбрала для работы астронавтов в космосе.

На обеспечение высокого качества продукции нацелена работа лаборатории, осуществляющей контроль за электробезопасностью и электромагнитной совместимостью изделий Epson. (Как известно, наличие сертификатов, подтверждающих безопасность и электромагнитную совместимость изделия, являются совершенно необходимым условием для его продажи.) Руководитель лаборатории познакомил российских партнеров Seiko Epson с методикой проведения испытаний и используемым для этих целей оборудованием.

Лаборатория фактически независима от Epson (хотя и принадлежит компании), а потому проводит испытания и по заказам других производителей компьютерной техники, в частности тестирует принтеры Canon.

Гостям из России показали также демонстрационный зал компании, где представлен весь спектр выпускаемой продукции, в том числе и новинки. Естественно, большую часть экспозиции занимают различные печатающие устройства. Некоторые из них вскоре поступят на российский рынок.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями