Для них нужны системы, которые работают в режиме реального времени. О требованиях к современным биллинговым системам и их реализации шла речь на семинаре компании "Открытые технологии", который состоялся 22 апреля.

Основа любой биллинговой системы - аппаратная платформа. "Открытые технологии" - партнер Sun Microsystems, поэтому первый доклад был посвящен компьютерам и системам хранения информации производства этой корпорации. Сейчас важный компонент стратегии Sun - создание интеллектуальной сети устройств, которая обеспечивает надежное хранение информации и гарантирует устойчивый доступ к ней. Такие решения основываются на технологии Fibre Channel Arbitrated Loop (FC-AL). Компьютеры и дисковые массивы, объединенные с помощью FC-AL, дают возможность строить на их основе прочный фундамент для отказоустойчивых биллинговых систем.

На семинаре были представлены две биллинговые системы: "Абсолют" от компании "СервоКомп" и Flagship производства Flagship Telesystems. Первая приспособлена под нужды Internet-провайдеров, хотя было высказано мнение, что любая система массового обслуживания с количеством клиентов от 10 до 100 тыс. целесообразно было бы оснастить подобной биллинговой системой. "Абсолют" может выполнять следующие задачи: учет абонентов, услуг и суммарное их использование, информационное обслуживание пользователей, накопление и обработка статистики, подсчет и выставление счетов, управление доступом абонентов к услугам. В "Абсолют" входят не только рабочие места оператора и администратора, но и пользовательский интерфейс клиента, позволяющий ему отслеживать состояние своего лицевого счета, а также рабочее место начальства для анализа и мониторинга системы предприятия. "Абсолют" внедрен в "МТУ-Информ" и обслуживает около 60 тыс. пользователей, кроме того, части системы установлены на Центральном телеграфе, в Combellga и "Совам Телепорт". Базовая стоимость - 20 тыс. долл. без затрат на СУБД Oracle и оборудование.

Биллинговая система Flagship предназначена для операторов сотовой связи. С ее помощью можно обслуживать сети в стандарте GSM, NMT и AMPS. Она выполняет следующие функции: анализ загрузки каналов, роуминг, управление коммутаторами, обсчет звонков и генерация счетов, сохранение журнала транзакций. Серверная часть системы работает на платформе ОС Unix и Windows NT с СУБД Oracle, а клиентом может быть NT и Windows 95/98. Система уже имеет 18 установок, как в России, так и за рубежом. Она находится в процессе сертификации, и, возможно, уже летом этот процесс будет завершен.

Следует отметить, что все больший интерес у операторов вызывают аналитические системы, например построенные по технологии OLAP. Об одном таком проекте рассказали представители "СервоКомп". Проект был реализован для "Московской сотовой". Его основу составляет сервер многомерной базы данных Oracle Express и соответствующие приложения по анализу накопленной информации. К сожалению, пока аналитические системы не готовы к тиражированию - их делают на заказ. Возможно, со временем они станут стандартными, как и реляционные СУБД.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями