Без награждения дилеров семинар - не семинар
Очередной, четвертый по счету партнерский семинар, проведенный CPS 15-16 апреля, существенно отличался от предыдущих. Так, по сравнению с третьим, который состоялся в конце марта 1998 года, резко снизилось количество выступлений представителей компаний - разработчиков ПО. На этот раз они были умещены в один поток - все мультимедийное направление, столь популярное год назад, представляла лишь компания NMG.

По словам генерального директора CPS Сергея Фенева, были отобраны доклады наиболее интересных для дилеров производителей, получивших возможность еще раз рассказать о своих главных разработках (мнение дилеров получено путем анкетирования), с которыми у CPS "хороший бизнес". Лишь две компании из числа приглашенных отсутствовали на семинаре: "Коминфо" (опоздала с заявкой) и "Арсеналъ", выразившая таким образом неприятие совместных усилий CPS и Symantec по продвижению на российский рынок дешевой версии Norton Commander.

Естественно, специально к семинару новое ПО выпущено не было, и практически все продукты, о которых шла речь, уже получали отражение на страницах компьютерной прессы, в том числе и нашего еженедельника. Но и простое перечисление наиболее интересных производителей-участников и тем их докладов может быть небесполезным для субъектов рынка ПО. Итак, на семинаре были представлены (в порядке выступлений) Symantec (тема доклада - Norton Antivirus 5.0), NMG (мультимедийные продукты компании), IBM (DB2 и VisualAge for Java), Lotus (Domino), Inprise (обзор продуктов и технологий), ПроМТ (PROMT Internet, PROMT Internet Translation Server, PROMT Translation Server), ABBYY (FineReader), Corel (CorelDraw 9, WordPerfect Office 2000), Netscape (серверные продукты), Microsoft (вопросы лицензирования ПО и поддержка разработчиков), "Лаборатория Касперского" (AVP).

Программы обоих дней завершали круглые столы. Один из них был посвящен общему состоянию российского рынка ПО, второй - наболевшей теме пиратства.

Первую дискуссию открыл Сергей Фенев, по словам которого доходы от продажи ПО в этом году вдвое уступают показателям аналогичного периода 1998 года. Падение естественным образом сопровождалось усилением конкуренции между субъектами рынка, его реструктуризацией и ростом пиратства.

Реструктуризация выразилась, в частности, в уменьшении (с 70 до 50%) доли зарубежных производителей ПО в обороте CPS, резком снижении объемов продаж конечным пользователям (доходы от продаж мультимедийных продуктов упали до 10-15% уровня прошлого года, а в обороте CPS их доля сократилась с 25 до 5%).

Впрочем, нет худа без добра. По мнению Фенева, теперь стало легче работать с производителями, которые, осознав новые реалии рынка, несколько умерили свои требования к дистрибьютору.

О росте конкуренции может косвенно свидетельствовать, например, то, что встретившиеся на семинаре конкуренты - Symantec и "Лаборатория Касперского" не удержались от взаимных выпадов. Справедливости ради стоит отметить, что тон задал сотрудник представительства инофирмы, высказывания которого в адрес не названных прямо конкурентов балансировали на грани принятых на компьютерном рынке норм. Впрочем, уже сама жесткость дискуссии свидетельствует о том, что не все так уж плохо у отечественных борцов с вирусами...

Завершился семинар круглым столом, посвященным пиратству. Для обсуждения сего бича всех производящих ПО и торгующих им CPS пригласила первых лиц трех самых известных в России антипиратских организаций - АБКП (Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством), BSA (Business Software Alliance) и "Русский щит". Эти компании имеют разный статус, защищают интересы очень различных клиентов и, естественно, взгляды на "борьбу" у них тоже весьма и весьма различаются. Некоторые высказанные ими (и наиболее активными дилерами) мнения были весьма неожиданны, а посему их лучше читать в подлиннике: стенограммы обоих круглых столов будут опубликованы несколько позднее. Можно смело утверждать, что задержка не повлияет на актуальность материала: пиратство за это время никуда не денется и рынок кардинально не изменится.

Завершился семинар традиционной процедурой вручения лучшим дилерам разнообразных сертификатов.