Стив Миллз об основных развития программных продуктов IBM


Стив Миллз: "Основная сложность задачи, которую пытается решить Microsoft, состоит в том, что ее разработчики стремятся совместить высокий уровень интеграции различных продуктов с их независимостью друг от друга"
Генеральный менеджер подразделения IBM Software Solutions Division Стив Миллз считается главным идеологом и автором стратегии корпорации в области программного обеспечения. В последнее время IBM расширила сферу своих интересов, в которую теперь входят ее собственные продукты, системы, работающие под управлением Windows NT, а также технология Java, и даже приступила к освоению потенциала, заложенного в ОС Linux. В беседе с редактором ежнедельника InfoWorld Майклом Визардом Миллз рассказал об основных направлениях развития программных продуктов IBM.

В чем, на ваш взгляд, отличие стратегии построения корпоративного программного обеспечения, исповедуемой IBM, от подхода Microsoft?

Основная сложность задачи, которую пытается решить Microsoft, состоит в том, что ее разработчики стремятся совместить высокий уровень интеграции различных продуктов с их независимостью друг от друга. Технологии Microsoft Transaction Server и Active Directory, как, впрочем, и многие другие архитектуры, базируются на использовании механизмов распределенной компонентной объектной модели (Distributed Component Object Model, DCOM). Теоретически такое решение представляется достаточно интересным, но на практике для того, чтобы связать различные системы в единое целое, инженерам приходится преодолевать очень много препятствий.

Альтернативный вариант заключается в том, чтобы придерживаться более традиционного подхода. На начальном этапе имеется автономная операционная система. Затем к ней добавляются уровень управления файлами и принтерами, уровень обслуживания баз данных, уровень обработки транзакций и т. д. После этого можно расширить функциональные возможности различных составных частей дополнительными средствами, предназначенными для решения тех или иных специфических задач, при этом все компоненты по-прежнему остаются независимыми. Опыт показывает, что чем выше уровень интеграции различных элементов, тем больше вопросов возникает у пользователей. Сроки завершения проекта отодвигаются, а тестирование превращается в весьма трудоемкий процесс.

А чем вы объясните тот факт, что IBM является одним из крупнейших распространителей NT?

Набор средств, построенных на основе модели DCOM, сегодня не может считаться стандартом для Windows NT 4.x. Другими словами, покупка систем на базе NT вовсе не подразумевает обязательной установки других программных продуктов Microsoft. В частности, многие заказчики, сделавшие ставку на NT, применяют программное обеспечение промежуточного уровня, предлагаемое IBM.

Согласитесь, что отношение крупных предприятий к данному классу ПО с течением времени меняется. В этом и состоит их отличие от небольших компаний, которых подобные вопросы не слишком волнуют.

А каковы планы IBM в области программных технологий для Windows 2000?

Сегодня мы наблюдаем, с какой скоростью появляются все новые и новые продукты для Windows 2000. Если вы хотите установить у себя машину с симметричной многопроцессорной обработкой и широким набором функциональных возможностей, то за Microsoft SQL Server вам придется заплатить несколько больше, чем за тот же продукт, обслуживающий простейшую конфигурацию, рассчитанную на небольшую рабочую группу. Таким образом, уже сегодня существуют различные ценовые градации для разных бизнес-моделей. Если дополнительные возможности не предоставляются бесплатно, то клиентов интересуют конкретные условия.

Феномен "торговли оптом" наблюдается, как правило, в нижней части рынка. Здесь преимущество получают те, кто приобретает сразу целую коллекцию продуктов Microsoft, причем совершенно ясно, что большая часть этих средств никогда не понадобится покупателю. Марка Microsoft известна абсолютно всем, и корпорация активно использует имеющиеся у нее рычаги для продвижения на рынок своих технологий. Преодолеть гегемонию может лишь потребность заказчиков в чем-то совершенно исключительном. В этом случае пользователю нужны уникальные возможности, которые поддерживаются лишь узкоспециализированными продуктами. Кроме того, я полагаю, что даже покупателей интегрированных программных пакетов, работающих под управлением Windows 2000, вряд ли интересуют абсолютно все компоненты приобретаемых ими программных средств, и при наличии альтернативы они охотно обратили бы внимание на технологии конкурентов.

Как вы думаете, будет ли Linux и дальше развиваться в рамках модели ПО с открытыми исходными текстами?

Жизнеспособность Linux целиком и полностью зависит от тех компаний, которые готовы поддерживать эту операционную систему. Корпорация IBM сотрудничает с четырьмя основными поставщиками, предоставляя, таким образом, некоторые дополнительные гарантии. Прочность положения Linux на рынке информационных технологий в дальнейшем будет определяться позицией, которую займут организации, предлагающие техническое сопровождение. Не стоит обращать внимания на лозунги радикально настроенных пользователей и программистов, заложивших в свое время основы данной операционной системы.

Не думаю, что серьезные клиенты отважатся иметь дело с продуктом, над которым группа энтузиастов работает в свободное от основной производственной деятельности время. Поэтому все будет определяться тем уровнем технической поддержки, который получит Linux. Сейчас эта операционная система находится в состоянии, которое я бы охарактеризовал как "начальная стадия признания". На следующем этапе свое слово должны сказать информационные службы. И я полагаю, что мы могли бы стимулировать этот процесс.

Какова политика IBM в отношении дальнейшего развития Java?

Долгосрочная программа, разработанная корпорацией Sun Microsystems, подразумевает сохранение контроля за лицензированием. А это не позволяет другим разработчикам чувствовать себя достаточно уверенно. Мы со своей стороны не раз обращались к руководству Sun, и наша позиция остается неизменной - необходимо предоставить всем равные возможности для дальнейшего развития языка.

Почему мы поддержали Java в самом начале становления этой технологии? Потому что трудности, сдерживавшие развитие World Wide Web и препятствовавшие повышению интероперабельности, были видны невооруженным глазом.

Сегодня бизнес, связанный с Java, стал для Sun одним из основных источников доходов. Именно этим я объясняю то неприятие, с которым нам приходится сталкиваться после выдвижения любой инициативы. Корпорация IBM постоянно призывает Sun к открытости, к либерализации условий лицензирования. Производители должны иметь возможность предлагать пользователям собственные разработки, не дожидаясь, пока это сделает за них компания JavaSoft, которая зачастую не в состоянии удовлетворить специфические потребности клиентов.

Чего же все-таки разработчики ждут от IBM?

Прежде всего клиентам нужна простота. Они хотят, чтобы система автоматически распознавала семантику входящих транзакций и правильно интерпретировала их. В этом случае время, затрачиваемое администраторами на установку, заметно сократится. Кроме того, некоторым разработчикам нужен новый набор интерфейсов, который упростил бы встраивание обработчика транзакций и исключил необходимость предварительного анализа всех низкоуровневых структур.

Эти задачи можно решить при помощи технологий Enterprise JavaBeans и XML. Обе технологии поддерживают высокоуровневую схему, благодаря которой семантика набора транзакций связывается с определенными правилами бизнес-логики. Идея заключается в том, что программисту совсем не обязательно вникать в конструктивные особенности интерфейсов промежуточного программного обеспечения. Разработчику предоставляются два дополнительных инструмента, которые понятны любому человеку, знакомому с языком HTML. С точки зрения удобства, на мой взгляд, лучше использовать дескрипторы XML, а не архитектуру JavaBeans.