Потеснитесь, кофеин и никотин: появился новый вид зависимости


Мы утрачиваем способность к самоанализу; мы ограничиваем себя своей занятостью; идея занятости всецело владеет нами
Как считает канадский эксперт по планированию карьеры Барбара Мозес, одна из самых дурных привычек, свойственных обществу, стоящему на пороге нового века, - это чрезмерная занятость. Мозес - президент компании BBM Human Resource Consultants и автор книг "Наука о карьере: двенадцать новых правил достижения успеха в работе и жизни" (Berret-Koehler, 1998) и "Руководство по планированию карьеры" (BBM, 1995). Она утверждает, что в современном обществе царит "культ занятости" (в оригинале игра слов: cult of busyness и cult of business - "культ бизнеса". - Прим. перев.), заставляющий приносить в жертву работе все остальные интересы. Мы приводим беседу редактора журнала CIO Мэг Митчел с Барбарой Мозес.

Что вы имеете в виду под "культом занятости"?

Мы слишком рьяно отдаемся работе, предъявляя к себе непомерно высокие требования. Мы гордо носим свою занятость, как знак почета. Никогда прежде от нас не требовали столь многого, и никогда у нас не было так мало времени на преодоление всех трудностей. Обратитесь к любому, и вы услышите: "Это сумасшествие" или "Я настолько занят, вы не поверите". Между тем за занятость мы платим огромную цену.

Какую же?

Мы утрачиваем способность к самоанализу. Мы ограничиваем себя своей занятостью. Идея занятости всецело владеет нами; один генеральный директор недавно сказал мне: "Когда я думаю, мои пальцы находятся на клавиатуре, и поэтому никто не знает, что я всего лишь думаю". Мы отравляем себя занятостью.

Как же мы до этого дошли?

Стремление к повышению собственной продуктивности достигло немыслимых пределов, и планка все повышается. Мы говорим себе: "Если я могу работать 80 часов в неделю, то почему бы не поработать 85?"

Какую роль технологии играют в поддержании культа занятости?

Немалую. Технологии предоставляют новые способы общения друг с другом. Электронная и голосовая почта дают нам возможность перебрасываться сообщениями практически не думая, быстро перекладывая что-то из своего почтового ящика в чужой. Это нужно, в частности, самим работникам сферы высоких технологий - круглосуточная работа в их среде поощряется.

Отличается ли взгляд на проблему занятости у нового поколения и старого?

Конечно, двадцатилетние критически оценивают соотношение затрачиваемых усилий и результатов. Дети родителей, целиком отдающих себя карьере, часто не понимают их, и говорят, что не хотят быть такими же. И, к ужасу сорокалетних глав компаний, начинают относиться к работе более прохладно.

Как можно противостоять культу занятости?

Можно протестовать. Нельзя становиться адептом этого культа. Надо спросить себя: "Для чего я работаю? Чего добиваюсь?" Следует крепко подумать, прежде чем предпринять какие-то шаги, спрашивать себя, во имя чего мы совершаем те или иные действия. Когда вам стукнет 70, будете ли вы вспоминать встречу с начальником в кафе субботним утром в 7 часов, которая сейчас кажется вам такой важной?