Intel продвигается в российские регионы


Вениамин Каганов: "Глубинка живет, глубинка работает"
Рост закупок компьютеров малыми и средними предприятиями - одна из мировых тенденций, с которой нельзя не считаться. Например, на выставке CeBIT '99 всячески подчеркивалась ориентация на "малый бизнес" и "электронную коммерцию". Год от года продажи в области малого бизнеса растут. По данным IDC, в 1996 году российскими малыми предприятиями было куплено около 500 тыс. ПК, в 1997-м - около 650 тыс., в 1998-м - 800 тыс. Программы по поддержке малого бизнеса анонсировали многие компании, работающие на рынке информационных технологий. Корпорация Intel как лидер индустрии свою задачу видит в том, чтобы под "зонтиком маркетинговой программы объединить различные акции и решения". Это позволяет обеспечить обоснованный выбор среди множества поставщиков и оперативное получение информации по современным технологиям.

"Инициатива Intel по поддержке малого и среднего бизнеса в странах СНГ и Балтии" стартовала 25 сентября 1998 года во время визита в Москву вице-президента компании и генерального менеджера по странам Европы,

Ближнего Востока и Африки Роба Экельмана. Ее основная задача - создание законченных информационных решений для этого типа предприятий и их продвижение на рынок. О результатах "Инициативы" и ее дальнейшей судьбе наш еженедельник рассказывал 14 апреля.

В этой акции приняли участие более 40 производителей ПК, в том числе IBM, Acer, Compaq, Hewlett-Packard, а также отечественные крупные ("Белый Ветер - ДВМ", "Вист", "Клондайк", R&K, "Формоза"), средние и мелкие сборщики. Как отметил пресс-атташе Intel Александр Палладин, она является частью программы по поддержке средних и мелких сборщиков ПК (то есть компаний, производящих менее 500 компьютеров в месяц). Для них за полгода с момента объявления "Инициативы" проведено более 30 тренингов.

Участники "Инициативы" выпустили ряд законченных решений, в числе которых фото- и видеостудия фирмы "Формоза", рабочие места сметчика-строителя и инженера-архитектора от "Клондайка" (с ежемесячной актуализацией набора стандартов), системы комплексной автоматизации торговли и документооборота от IBM, интеллектуальный мобильный офис, представленный концерном "Белый Ветер - ДВМ", и др. Региональные компании создавали продукты, ориентированные на потребности своего города или района.

За полгода заказчиками востребовано более 2200 решений.

Помимо сборщиков, в "Инициативе" принимали участие интеграторы: фирма TopS создала "электронный пассаж" (торговый ряд из магазинов в Internet), "бутики" в котором могут арендовать малые фирмы.

В целях продвижения решений в малый бизнес и просвещения заказчиков Intel провела два семинара, сопровождаемых выставкой решений для малого бизнеса. Сентябрьский семинар в Москве собрал около 700 посетителей, а на выставке экспонировались продукты десяти компаний - участниц инициативы. На выставке готовых решений в Нижнем Новгороде были представлены девять местных компаний. Нижегородский семинар посетили 230 человек. Издано и распространено около 20 тыс. брошюр, каталогов и справочников. В ноябре 1998 года в павильоне 71 на ВВЦ в течение двух недель проходила выставка готовых решений для малого и среднего бизнеса, на которой побывало более 6 тыс. человек.

Успех "Инициативы" вполне логично наводит на мысль о продолжении. К настоящему времени ее поддержали федеральные структуры. Заместитель министра по антимонопольному законодательству и поддержке малого предпринимательства Андрей Цыганов отметил, что малый бизнес сам становится источником своего информационного обеспечения. В связи с этим государственные органы видят перед собой две задачи: поддержать активность предприятий малого бизнеса - и позаботиться о том, чтобы в сформированное ими информационное пространство были вписаны и соответствующие государственные меры.

В 1999 году Intel намерена сосредоточиться на проведении семинаров в регионах. В самом деле, большинство предприятий малого и среднего бизнеса не выходят за рамки своего региона, работая и решая все свои проблемы на местном уровне. Хотя современные информационные технологии, по словам Цыганова, позволяют каждому предпринимателю выйти на глобальный рынок. Для работы в регионах Intel был необходим партнер, знакомый с местными компаниями и способный сформировать соответствующую аудиторию для семинаров. Таким партнером стал Институт предпринимательства и инвестиций (ИПИ).

Для успеха "Инициативы" необходимо найти общий язык с местными властями - на уровне как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления. Здесь также велика роль ИПИ. Кроме того, он займется определением механизмов взаимодействия малых, средних и крупных предприятий.

В первой половине 1999 года основная работа будет вестись в городах, расположенных на Среднерусской возвышенности. В списке кандидатов на проведение семинаров - Вятка, Волгоград, Ростов-на-Дону, Саратов, Самара, Тамбов, Тверь, Петрозаводск, Санкт-Петербург и Москва. В большинстве перечисленных региональных центров Intel ранее не была представлена, впрочем, как и многие другие поставщики информационных технологий. Предполагается, что к концу июня не менее 1000 сотрудников малых и средних предприятий ознакомятся с новейшими информационными технологиями и возможностями их практического использования.

Палладин высоко оценил потенциал среднерусской terra incognita. Прошедший 13 апреля в Вятке первый в 1999 году семинар собрал более 180 представителей малого и среднего бизнеса городского и регионального масштаба, структур по поддержке малого предпринимательства, средств массовой информации и компаний, занимающихся продажей и обслуживанием компьютеров. На нем решения от Compaq, Hewlett-Packard и "Формозы" демонстрировали их вятские партнеры "Находка", "Аспект" и "Индустрия". Ректор ИПИ Вениамин Каганов так определил положение дел в Вятке: "Глубинка живет, глубинка работает". Однако субъекты рынка, структуры малого бизнеса и органы управления действуют изолированно и не всегда оптимальным образом. ИПИ призван стать координирующей и интегрирующей силой.

"Инициатива по поддержке малого предпринимательства" носит открытый характер, и Intel рассчитывает на увеличение числа участников. К ней уже начали присоединяться компании, производящие программные продукты, и фирмы-консультанты. "Гарант", например, участвовала в вятском семинаре. Инициативу поддержали разработчики общероссийского технического информационного канала (ОТИК), который поможет справиться с проблемой информационного вакуума в регионах с плохими линиями связи.