Один из них - открытость протокола HTTP, который можно легко приспособить для передачи серверу ложной информации о клиенте. Web-сервер часто не может гарантировать достоверность информации, полученной им от клиента; это и позволяет обмануть программу подсчета популярности Web-серверов. Кроме того, можно использовать особенности реализации Web-серверов и браузеров.

Поскольку в последнее время российская Сеть стала в большей мере рассчитывать на приток рекламы, интерес к показателям посещаемости сервера повысился. Чтобы убедить рекламодателя в популярности своего ресурса, его владелец, как правило, приводит различную статистику посещений - от анализа записей в журнале Web-сервера до показателей того или иного счетчика.

Впрочем, есть и иные способы измерения популярности ресурсов Internet. Стоит упомянуть технологию компании MediaMetrix (http://www.mediametrix.com). Ее идея - измерять объем потребления тех или иных Internet-услуг непосредственно на клиентских компьютерах. Для этого респондентам на домашний компьютер ставится специальное устройство, накапливающее информацию об использовании ресурсов, которую могут затем обработать социологи. Такой подход позволяет непредвзято оценить популярность различных ресурсов Internet. Однако для проведения подобного опроса необходимы значительные средства, которые уйдут на составление репрезентативной выборки, установку устройств и анализ полученной информации. Вероятно, стать свидетелями подобного исследования русскоязычной части Internet в ближайшие годы не суждено.

Другая, не менее важная для Internet-рекламы характеристика Web - его аудитория. Чтобы найти ответ на вопрос о том, кто же посещает их Web-серверы, владельцы самостоятельно проводят своеобразные социологические опросы, предлагая посетителям заполнить анкету. К сожалению, такие анкеты, как правило, заполняют не все из них, а только наиболее активные, что не позволяет обобщать результаты опроса на всех посетителей.

В силу этих причин "внесетевое" социологическое исследование, предпринятое независимой компанией, представляет значительный интерес. Такие опросы могут проводиться в виде интервью "на дому" или по телефону. Специфика Internet такова, что телефонный опрос не захватывает наиболее активных пользователей Сети - просто потому, что телефон у них очень часто занят. При проведении же домашних интервью существует вероятность упустить значительную часть наиболее состоятельных пользователей Internet, которые могут просто не пустить интервьюера домой.

В России уже есть организации, которые проводят социологические исследования Internet. В их числе Gallup Media (http://www.gallup.ru) и "Комкон-2" (http://www.comcon-2.com). Информацию о результатах их работы можно найти на Web-серверах компаний.

Наличие оценок популярности информационных носителей можно считать признаком цивилизованного рекламного рынка. А заинтересованность солидных организаций по изучению общественного мнения русскоязычной частью Internet вселяет надежду на то, что этот рынок станет еще цивилизованнее, а Internet превратится в равноправный инструмент для проведения рекламных кампаний, что привлечет в эту область дополнительные деньги. Тогда-то Internet сможет стать действительно мощным средством массовой информации.


Социопортрет русскоговорящей Сети

В ноябре-декабре группой психологов из Московского государственного университета проводился очередной ежегодный социопсихологический опрос пользователей русскоязычной части Internet. Опрошено около 1000 пользователей. По сравнению с предыдущими опросами (их результаты размещены в Web по адресу http://www.ripn.net/relarn/), в этом году методика несколько изменилась. 450 ответов получены по старой методике: анкеты были разосланы в телеконференции, а также по адресам ответивших на анкету в предыдущих опросах. Еще почти 500 ответов получены по новой методике. Из сервера адресов электронной почты http://www.botik.ru/intermap/, содержащего более 1,8 млн. адресов, были выбраны случайным образом адреса из доменов .RU, .SU и некоторых стран СНГ.

География
русскоговорящей сети

Москва и область 26%
Санкт-Петербург и область 9%
Европейская часть России
(за исключением Москвы и Санкт-Петербурга)
24%
Урал 8%
Сибирь и Дальний Восток 15%
Украина 11%
Другие страны СНГ 5%
Другое 2%

Возраст пользователей
русскоговорящей сети

16 и меньше                    2%
17-20 10%
21-25 28%
26-30 20%
31-35 13%
36-40 10%
41-45 8%
46-50 4%
более 51 5%