, но с прошлого года организаторы решили расширить тематику и переименовали ее в "Банковские и корпоративные системы". Под этим названием она состоялась и в этом году в период с 23 по 26 марта - второй и последний раз. Дело в том, что, судя по всему, ее камерность (а в этом году свои экспозиции развернули всего 59 экспонентов, среди которых было восемь издательств) не позволяет организаторам обеспечить приемлемой доходности. Поэтому со следующего года выставка снова меняет название на "Информационные системы для бизнеса - ИнфоБизнес '2000" с уточнением: "Первая Международная специализированная выставка и конференция по корпоративным информационным системам и управлению бизнесом".

Тем самым предпринимается попытка снова расширить круг потенциальных участников, однако это может привести к тому, что банковская составляющая потеряется, а иные отраслевые направления - не "прозвучат" в той степени, на какую рассчитывают организаторы. Ведь, как показала практика, изменение названия выставки мало меняет ее профиль, и совсем не факт, что название обновленное привлечет зарубежные и отечественные фирмы, работающие на корпоративном рынке: они и их клиенты давно уже определились со структурированием выставок по тематике и позиционированием себя на них. Как правило, важнейшими выставками для фирм, работающих на корпоративный рынок, являются выставки "Управление", "Бухучет и аудит" и "Торговля и склад". И за эти два года корпоративный компонент на выставке "Банковские и корпоративные системы", проходящей с небольшим временным интервалом после двух последних, практически виден не был. Конечно, на ней были представлены пара-тройка фирм, работающих и на рынке систем автоматизации управления, но погоды они не делали.

Что было на БКС?

Самое разное: автоматизированные банковские системы (АБС), системы обслуживания через Internet, ПО оценки финансового состояния банков, системы предоставления финансовой информации, технологии организации платежных систем с использованием пластиковых карточек и многое другое.

Среди участников выставки выделялась группа фирм, специализирующихся на банковской автоматизации, которые вложили немалые средства в строительство двухэтажных стендов (таких я насчитал семь). Можно, конечно, иронизировать, говоря, что "стендостроительством" занимаются, когда хотят пустить пыль в глаза.

Тем не менее, по моим наблюдениям, наибольшее число посетителей было именно здесь, а это говорит о том, что данные компании (БИС, "Диасофт", "Инверсия", "Кворум", "ПрограмБанк", R-Style и "Форс") вполне уверенно чувствуют себя на рынке и определенно относятся к числу его лидеров. В то же время, несмотря на "одноэтажность" стендов, вниманием не были обделены и фирмы "АСофт", ЦФТ и "Эскейп-М".

Практически все фирмы не зря потратили те несколько месяцев передышки, которые предоставил им кризис (оживление началось в ноябре-декабре), и представили либо более "причесанные" версии своих прежних систем, несколько расширив их возможности, либо анонсировали новые продукты с новыми возможностями.

Посетителей на выставке было меньше, чем в прошлые годы, и это, по мнению представителей ряда фирм-участниц, во многом объясняется тем, что организаторы поскупились на рекламу. Основной поток посетителей, которых, что интересно, на выставку пускали бесплатно в обмен на заполненную анкету или визитную карточку, представляли специалисты в области банковской автоматизации, причем многие приехали из регионов.

Как оказалось, банки, сохранившие платежеспособность, не потеряли интерес к серьезным разработкам: основное внимание посетители проявляли к клиент-серверным АБС на базе промышленных СУБД. Это во многом объясняется тем, что, с одной стороны, старые банки-лидеры в кризис "подсели", и хотя многие из банков "второй линии" быстро прогрессируют, но тех денег, что раньше, сегодня на автоматизацию выделить не может никто, и это заставляет покупателей более внимательно относиться к выбору систем. С другой стороны, сегодня многим банкам сложно определить направление своего развития, а потому одно из главных сегодняшних требований к АБС - масштабируемость, что легко обеспечивается АБС, базирующимися на промышленных СУБД.

Есть и еще один фактор: во многие растущие финансовые структуры пришли специалисты из крупных банков, рухнувших во время кризиса. Они привыкли работать на подобных системах и сегодня задают тон в выборе АБС. Кроме того, многие начали понимать, что АБС, базирующиеся на промышленных СУБД, не должны непременно стоить дорого. Практически каждый производитель СУБД, кроме решений "для предприятий", имеет в своем арсенале решения "для рабочих групп", которые позволяют обеспечить затраты на одно рабочее место в пределах 250 долл. А это вполне приемлемо для многих небольших банков.

Проявившийся спрос на аналитические продукты говорит о том, что кризис для российских банков не прошел даром и сегодня многие разработчики готовы предоставлять средства, обеспечивающие решение задач типа "что, если".

Еще одна тенденция - стремление банков снизить себестоимость работы с клиентами при сохранении или увеличении их числа. Достичь этого можно, внедрив технологии удаленного обслуживания клиентов (как юридических, так и физических лиц). Выставка показала, что сегодня у фирм - разработчиков банковского ПО признаком хорошего тона считается иметь в своем арсенале систему такого типа. Проработанность юридических вопросов использования таких систем, а также вопросов безопасности позволила им создавать системы, обеспечивающие не только работу банка со своими корпоративными клиентами и физическими лицами, но и предоставлять возможность банкам работать через Internet со своими филиалами и банками-корреспондентами.

Некоторые фирмы - разработчики банковского ПО начали создавать программы для реализации Internet-торговли, обеспечивающие и налаживание финансовых цепочек, одним из звеньев которых является банк (примером может служить "АСофт", стремящаяся работать на западный рынок подобных систем). И, похоже, в ближайший год банки всерьез могут заняться электронной коммерцией, о чем говорит активный интерес к ней, проявленный посетителями как на стендах фирм-разработчиков данных технологий, так и на конференции, проведенной в рамках выставки.



Сергей Аврин - научный редактор журнала "Банковские технологии".



Конференция и форум

Прошедшая в рамках БКС '99 конференция и совмещенный с ней форум "Финансовая информация в России '99", хотя и не избежали нескольких рекламных выступлений, в целом были скорее "технологическими", чем рекламными, а среди докладчиков было представлено несколько фирм, не принимавших участия в выставке. На конференции было сделано более 50 сообщений, и вот, на мой взгляд, самые интересные.

Как совместить несовместимое

Многие разработчики АБС с некоторым недоверием отнеслись к тому, что фирме "Кворум" удалось без кардинальной переработки программных кодов "научить" свою АБС с одноименным названием, использующую в качестве СУБД менеджер записей Btrieve, работать и с Oracle (проблема заключается в том, что Btrieve и Oracle имеют принципиально разные примитивы доступа к данным). Оказалось, что это стало возможным за счет объединения двух "нижних" программных слоев системы, реализующих доступ к БД и бизнес-функциям. Проблема же с отсутствием у Oracle 16-разрядных драйверов была решена за счет переноса наиболее критичных к пользовательскому интерфейсу приложений (например, аналитических) на платформу Windows 95 и реализации ряда модулей в виде консольных приложений.

Пришлось также доработать систему безопасности, которую предоставляет Oracle, в частности, в части установления прав групп пользователей при выполнении отдельных операций.

Электронная коммерция как средство борьбы с кризисом

По оценке IDC, в 1999 году продажи в корпоративный сектор через Internet достигнут 108 млрд. долл., а в 2002 - 333 млрд. По словам Марата Гуриева (IBM), именно освоение электронной торговли помогло его фирме преодолеть кризис в начале 90-х годов (в 1993 году стоимость компании упала до 30 млрд. долл., а убытки выросли до 5 млрд.). В 1998 году была завершена разработка Web-надстройки сервера IBM, через которую реализуются функции снабжения, торговли и информационного обслуживания.

Новая организация снабжения дала ощутимые результаты: время обработки заявки на поставку сократилось с 30 дней до одного, среднее время контрактного цикла - с 6-12 месяцев до 30 дней. В прошлом году через Web было совершено закупок на 600 млн. долл. из общих 40 млрд., а в 1999 году ожидается их рост до 12 млрд. долл.

Электронная организация поставок продуктов и услуг клиентам привела к заметному росту оперативности. Например, у Отделения систем хранения информации время определения даты поставки, варьировавшееся ранее от часов до недель, стало просто реальным, время ввода заявки клиента сократилось с 30 до 3 минут, отпала необходимость в ручных отгрузках, доля которых составляла 75%, а точность заполнения платежных документов возросла с 70 до 98%.

В России из-за ее огромной протяженности Internet может оказаться самым удобным и дешевым средством взаимодействия между участниками рынка. Несмотря на то что в российской Сети существуют проблемы, связанные с несовместимостью с мировыми технологиями и законодательными ограничениями, многие тем не менее считают самыми перспективными системы электронной торговли с использованием пластиковых карточек. По некоторым оценкам, доходы российских Internet-шлюзов и банков, принимающих участие в организации торговли по этой схеме, уже в ближайшее время могут составить от 100 тыс. до 1 млн. долл. в год.

ЦБ и пластиковые карточки

Как рассказал заместитель начальника Управления электронных расчетов и пластиковых карт Центробанка Евгений Платонов, по информации, имеющейся у ЦБ, оборот по карточкам VISA и Eurocard/MasterCard уже приближается к уровню, существовавшему до 17 августа (эмиссия карточек в количественном выражении фактически не изменилась - в основном это VISA Electron и Cirrus Maestro: около 95% эмиссии), а по карточкам American Express уже достиг 70% докризисного уровня. Это говорит о том, что в настоящее время заканчивается передел "пластиковой сети", которой обладали банки, рухнувшие во время кризиса.

ЦБ также подготовил ряд концептуальных документов, касающихся создания Национальной системы расчетов по операциям с использованием пластиковых карточек, позволяющей значительно уменьшить риски банков и их расходы, связанные с размерами залоговых депозитов (в России, по предварительным оценкам, величина залоговых депозитов только по карточкам VISA и Eurocard/MasterCard составляет порядка 250-500 млн. долл. при их очень низкой доходности). В рамках концепции предусмотрено использование ЦБ РФ в качестве расчетного банка и создание небанковской кредитной организации, которая возьмет на себя осуществление межсистемного клиринга по операциям с использованием банковских карточек. Предполагается также, что со временем эта структура возьмет на себя часть процессинговых функций, что должно существенно снизить отчисления по межбанковским расчетам и самым позитивным образом сказаться на стоимости обслуживания карточек и объеме комиссии, а значит, и росте клиентской базы.

Если препятствие непреодолимо, то... его можно обойти

Большой интерес представили также сообщения, касающиеся вопросов обеспечения информационной безопасности. По сообщению Алексея Волчкова ("Ланкрипто"), в конце прошлого года - начале нынешнего произошел очень крупный прорыв в области использования средств защиты информации: при поддержке его компании Газпром зарегистрировал в Госстандарте в качестве отраслевых стандартов газодобывающей промышленности стандарты в области защиты информации.

Эти стандарты рассматривают вопросы кодирования данных для передачи информации в открытых каналах связи, выработки общего ключа для пользователей и всего того, что связано с электронно-цифровой подписью. Важно в этом событии то, что эти средства не подпадают под категорию шифровальных средств, а значит, теперь любой пользователь может реализовывать указанные стандарты, не опасаясь подвергнуться преследованиям со стороны спецслужб.

В настоящее время компания "Ланкрипто" занимается разработкой аналогичных стандартов для отрасли "Связь" и других крупных корпораций и готова разработать и зарегистрировать соответствующий стандарт для отдельного банка и предприятия или группы банков и предприятий.