В Косово пилотам НАТО не хватает снятых Пентагоном с боевых дежурств летом прошлого года самолетов радиоэлектронной борьбы EF-111
Самолеты ВВС и ВМС США, выполняющие боевые вылеты в Югославию, не оснащены новейшими системами, способными гарантировать безопасность полетов, равно как и новыми радиосистемами спасения для экипажей сбитых самолетов, которые Пентагон так спешил разработать.

По словам бывших сотрудников Министерства обороны, различные политические решения, сокращение бюджета Министерства обороны и задержки с поставкой оборудования вынудили отложить установку компьютерного оборудования, способного защитить самолеты от поражения, а в случае катастрофы в горных районах Косово позволить пилотам вызвать группу поиска.

Экипажам же самолетов новая технология сейчас необходима как никогда ранее. В Пентагоне признали, что в Косово пилоты НАТО подвергаются гораздо большей опасности, чем участники операции "Буря в пустыне". Сербы располагают более чем 2000 систем ПВО, способных незаметно перебазироваться в условиях пересеченной местности Косово.

Радиосистемы спасения

Новая радиосистема Combat Survivor Evader Locator (CSEL) предназначена для того, чтобы пилоты, сбитые за линией фронта, могли связаться со спасательной командой. Однако, как подчеркнули специалисты, неспособность военно-воздушных сил установить радиосистемы CSEL для защиты экипажей самолетов подтверждает, насколько плохо организован в Министерстве обороны процесс разработки и развертывания подобных систем.

Предполагалось, что CSEL смогут выполнять не только эти функции. В 1996 году ВВС заключили с компанией Rockwell Autonetics (теперь подразделение корпорации Boeing) контракт на изготовление 50 тыс. таких систем. В ВВС называли эту сделку "свидетельством успеха реформы системы закупок", поскольку стоимость ее была снижена с 365 до 45 млн. долл.

Однако постепенно расходы на программу возросли до 220 млн., поскольку предварительные тесты показали, что системы "недостаточно эффективны и удобны" для выполнения стоящих перед ними задач. В то время как для коммерческих приемников GPS используются дружественные графические интерфейсы, системы CSEL обладают более сложным интерфейсом на базе меню, который, как сказано в отчете, "труден для восприятия в стрессовых ситуациях, которые нередко возникают во время военных действий".

Представители Ракетно-космического центра ВВС США в Лос-Анджелесе заявляют, что к осени должно быть устранено 11 из 14 наиболее существенных недостатков, обнаруженных в этих системах. Кроме того, они считают необходимым повысить качество передачи речи, а сейчас работают над упрощением структуры меню. Вдобавок инженеры Boeing намерены разработать сенсорную клавиатуру, которая способна сигнализировать о нажатии клавиши.

Из-за недостаточного финансирования и ряда технических проблем установка CSEL будет отложена до 2002 года. Представитель Boeing отказался от каких бы то ни было комментариев, сославшись на условия контракта с ВВС США.

Самодеятельная навигация

Как сообщил полковник Дейв Танака, командир 104-й эскадрильи национальной гвардии ВВС, из-за задержки CSEL пилоты самолетов A-10, летавшие в Ираке, начали обзаводиться собственными радиосистемами, покупая в магазинах приемники GPS, способные взаимодействовать со старыми радиосистемами спасения. По словам Танаки, пилоты его эскадрильи тратили личные средства на приобретение карманных приемников GPS компании Garmin, позволяющих координировать действия группы поиска. Специалисты эскадрильи на каждом самолете установили еще по одному приемнику в качестве вспомогательного навигационного устройства, вмонтировав его в кабину вместе с Velcro.

И сегодня на самых современных военных самолетах, участвующих в бомбардировках, применяются коммерческие карманные приемники.

Дефицит средств радиоподавления

Пилоты, отправляющиеся на боевое задание в Косово, лишились еще одного фактора, который помогал ВВС США во время "Бури в пустыне", - флота современных самолетов, созданного специально для подавления радиолокационных систем ПВО противника. Принимая решение о распределении бюджетных средств, летом прошлого года Пентагон приказал ВВС снять с боевых дежурств самолет радиоэлектронной борьбы EF-111.

Задача радиоподавления была возложена на эскадру электронной борьбы EA-6B ВМС, состоящую из 90 самолетов, и морскую пехоту США. Теперь эти войска располагают всего 90 самолетами, радиоэлектронные системы которых были недавно модернизированы - для выполнения миссий в Косово, Ираке и других горячих точках мира.

Самолеты ВМС и ВВС имеют свои собственные системы радиолокационного подавления, но политические баталии начала 1990-х привели к отказу от установки бортовых средств радиоподавления на самолеты всех четырех видов ВС. В 1992 году сенат свернул специальную программу стоимостью 1,5 млрд. долл. после того, как эксперты ВМС пришли к выводу, что системы радиолокационного подавления нового поколения по своим характеристикам не намного лучше старых моделей.

Однако, как считает Стенли Алтерман, член высшего совета Ассоциации ветеранов армии, разнообразие мер противодействия имеет свои положительные стороны. "Если все будут выбирать один и тот же подход, противник без труда сможет ему противостоять", - заметил Алтерман.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями