Миллионы клиентов ежедневно обращаются к Web-порталам, пытаясь отыскать нужную им информацию. Но даже наиболее опытные пользователи подчас не знают, к какому именно порталу лучше обратиться.

Yahoo, Excite, Lycos и другие члены "Клуба порталов-миллиардеров" делают все возможное для того, чтобы переманить колеблющихся на свою сторону. Им необходимо вывести свои Web-узлы на такой уровень, чтобы у пользователей не возникало даже мысли о возможности обращения за помощью к их конкуренту. Вот почему к порталу так легко "приклеиться". Компании, специализирующиеся на поиске информации, стремятся привязать к себе пользователей на максимально длительный срок.

Ведь от популярности узла напрямую зависит размер доходов, которые его владелец получает за размещение рекламы.

Однако как ни печально это звучит для владельцев порталов, исследования показывают, что пользователи практически никогда не останавливаются лишь на одном. Из информации, собранной компаниями International Data Corp. и RelevantKnowledge, можно сделать вывод, что большинство чаще всего обращаются к двум-трем различным порталам, не отдавая безусловного предпочтения ни одному из них.

Эти исследования лишь подтверждают тезис о том, что попытки воспитать в пользователях безусловную лояльность сопряжены с немалыми трудностями, и компаниям-порталам, которые хотели бы добиться монопольного положения в области поиска информации в Сети, придется немало поработать.

"Нет ничего удивительного в том, что пользователи постоянно ищут наиболее эффективную систему поиска, и их пристрастия то и дело меняются", - подчеркнула аналитик International Data Corp. Джилл Фрэнкел.

Конечной целью создания любого портала является построение некоей идеальной интерактивной системы, которая позволяла бы удерживать клиентов как можно дольше. Однако сегодня большинство пользователей (включая меня) довольно бессистемно путешествует от одного портала к другому.

По данным International Data Corp. и RelevantKnowledge, поклонники Yahoo сейчас - самые верные. Около 36% посетителей узлов Yahoo проводят на них 161 минуту в месяц, в то время как остальные тратят на это в среднем 67 минут.

Несговорчивые против лояльных

В большинстве случаев недостатки порталов не идут ни в какое сравнение с теми преимуществами, которые они могут предоставить пользователям. Один щелчок мыши открывает предо мной мириады каналов, и тем не менее ничто не сможет удержать меня от перехода с Yahoo на Lycos, если я почувствую себя не вполне удовлетворенным. America Online, USA Networks и @Home прекрасно это понимают и вкладывают миллиарды долларов в создание универсальных поисковых систем, которые отвечали бы потребностям любого пользователя. Но чем более жесткую политику проводят порталы, тем чаще я чувствую себя обманутым.

В частности, на узлах Yahoo со временем появляется все больше и больше рекламы. Такие компании, как Excite, Lycos и Yahoo, привыкли получать большую часть своей прибыли от продажи рекламных объявлений. Но в настоящее время доходы складываются не только из рекламы. Денежные вливания спонсоров и поддержка электронной торговли уже приносят больше, нежели рекламный бизнес. Данная тенденция, по мнению многих, со временем приведет к полному стиранию границ между основным информационным наполнением Web-узла и рекламой, размещенной на нем.

Долой коммерцию?

Владельцы узла Amazon.com - самого, пожалуй, известного книжного магазина в Web - берут с рекламодателей за размещение информации на своих страницах до 10 тыс. долл.

Компания информирует пользователей о книгах, издаваемых спонсорами. Все публикуемые сведения проходят тщательный отбор редакторов. Поскольку Amazon.com пока не может считаться порталом, возникает вопрос относительно эффективности поисковой системы и достоверности публикуемых на нем сведений. Действительно ли с помощью этих средств можно найти то, что нужно, или хотя бы то, что имеется в продаже?

Большинство поисковых служб, включая те, которые предлагаются Yahoo и Excite, не берут с рекламодателей денег за размещение рекламы в результатах поиска. Экраны формируются в соответствии со вкусом редакторов и на основе существующей технологии.

Но и здесь происходят определенные сдвиги. В частности, компания Lycos, владеющая четвертой по масштабам поисковой системой, пытается пополнить свой бюджет за счет избирательной сортировки выходных данных. Она предлагает своим клиентам специальные "каналы", в которых информация делится на категории. Результаты поиска сопровождаются рекламными баннерами соответствующих продуктов.

Yahoo за 199 долл. предлагает включить желающих в верхнюю часть списка, размещаемого в поисковом каталоге Internet. В иных случаях Yahoo обещает лишь передать узел на рассмотрение группы экспертов в течение семи рабочих дней. Но это отнюдь не гарантирует того, что предложенная информация будет помещена в каталог.

Кому можно доверять?

Я еще не сошел с ума, но, похоже, многие начинают забывать о здравом смысле.

Чтобы привлечь к себе побольше людей, такие порталы, как Lycos, Excite, Go Network и ряд других, бесплатно предлагают клиентам возможность воспользоваться электронной почтой, участвовать в телеконференциях, получать последние новости и рыночные котировки в обмен на получение информации личного характера. Некоторые узлы даже не задают вопросы, а "молча" наблюдают за тем, как посетитель "ходит" по Сети, и выявляют его привычки и склонности. В результате формируется досье, о котором мечтает любой маркетолог.

Но далеко не всем нравятся подобные тенденции. К примеру, AOL в прошлом году оказалась в центре скандала, предоставив сведения личного характера об одном из своих клиентов Военно-морскому флоту США. В одном из анонимных опросов Тимоти Маквей признался в своих гомосексуальных наклонностях. Представители ВМФ настояли на том, чтобы эта информация была передана им, после чего уволили Маквея. После того как Маквей обжаловал действия представителей флота в суде, он был восстановлен на службе. Но для многих данный инцидент наглядно проиллюстрировал нелицеприятную сторону Сети.

Порталы-гиганты

"Некоторые Web-узлы пользуются огромной популярностью и уважением, что ставит их на один уровень с такими мировыми брэндами, как Coca-Cola, - заметил аналитик International Data Corp. Барри Парр. - Для процветания им необходимо одно и то же: установление самых тесных отношений с клиентами".

Сеть Microsoft MSN построена на основе именно такого подхода. В состав MSN входят более двадцати Web-служб, причем каждая из них дополняет остальные, повышая тем самым рейтинг MSN.

MSN была создана в 1997 году. Все новые обладатели браузера Internet Explorer по умолчанию попадали именно туда. В октябре 1998 года решено было объединить все узлы MSN под единым именем MSN.com.


Растущий рынок

Распространение интерактивной торговли и увеличение доли покупателей, приобретающих товары через Web, формирует рынок, на который стремятся многие компании, занимающиеся розничной торговлей. Провайдеры Internet считают, что их порталы, ориентированные на электронную коммерцию, играют важную роль в развитии этого рынка.

  Число домашних пользователей в США Доля интерактивных покупателей
1996 19 189 031 33%
1997 30 196 581 36%
1998 40 579 009 39%
1999* 52 630 469 42%
2000* 67 048 873 45%
2001* 83 048 858 46%

*Прогноз

Источник: International Data Corp.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями