, а кроме того, вскрыть новые резервы, качественно улучшить бизнес предприятия и обеспечить ему твердую, устойчивую позицию в это непростое время рыночной конкуренции? С другой стороны, очевидно, что система такого рода не может служить панацеей абсолютно от всех бед и проблем. Система должна обеспечивать совершенно определенные функции. И все же что требуется от "идеальной" информационной системы уровня предприятия?

Сразу оговоримся, что мы не будем пытаться объять необъятное и ограничим круг нашего обсуждения корпоративными информационными системами, предназначенными для производственных и промышленных предприятий, причем рассмотрим не все такие системы, а лишь те, которые поддерживают методологию ERP (Enterprise Resource Planning) и обеспечивают не только управление производством и некоторые учетные функции, но и управление людскими, финансовыми ресурсами, производственными проектами, помогают организовать маркетинг, наладить продажи и поддерживают все необходимые предприятию функции логистики.

Сразу может возникнуть мысль: но ведь примерно то же самое делают и интегрированные корпоративные информационные системы. Что же выделяет системы класса ERP из всего круга интегрированных систем? Попробуем прояснить эти различия.

Системы, которые могут почти все

Предприятия хотят заполучить систему, которая позволит решить все их проблемы, причем далеко не всегда они имеют ясное представление о том, что же конкретно должна выполнять система. Причем, что любопытно, подобный подход характерен не только для российских корпоративных клиентов, но и для значительной части (если не для большинства) западных. Но система — не палочка-выручалочка, она должна делать многое, но не обязана делать все.

Очевидно, что система, на базе которой строится программный ERP-комплекс для конкретного предприятия, должна поддерживать очень большой спектр функций, необходимых предприятиям с самыми разными типами производства и системами ведения бизнеса. Естественно, покупатели таких систем не будут приобретать этот своего рода "конструктор" целиком, а закажут лишь то, что необходимо. Поэтому вряд ли ERP-система может быть закуплена целиком. И тем не менее она должна уметь многое, чтобы соответствовать требованиям широкого круга клиентов. По крайней мере, поддерживать многочисленные функции, в том числе центральные: координировать все службы и подразделения, все бизнес-процессы предприятия для обеспечения высокоэффективной работы, помогать оптимизировать различные операции (как производственные, так и деловые), и самое, наверное, главное — помогать менеджерам управлять предприятием как единой системой.

Управление производством

В понятие "управление производством" входят следующие составляющие:

  • координация производства;
  • планирование материалов;
  • планирование мощностей;
  • управление номенклатурой материалов;
  • управление закупками сырья;
  • управление цехами и отделами.

Исследование больших производственных фирм, проведенное компанией Advanced Manufacturing Research (http://www.advmfg.com), показало, что на 73% предприятий координация производства в большей степени сводится к выполнению текущих заказов, нежели к планированию производства на основе прогнозирования — еженедельного, ежемесячного и т. д. Иными словами, на каждых трех из четырех предприятий загрузка производственных мощностей и распределение ресурсов зависит не столько от воли самой организации, сколько от воли его клиентов. Такие заводы и фабрики предпочитают не начинать изготовление продукции до тех пор, пока не получен конкретный заказ на ее выпуск, и не рискуют производить товар на перспективу, создавая его запас на складе или в хранилище, но не всегда зная при этом заранее, кому и как удастся его сбыть.

Неудивительно, что при таком количестве предприятий, работающих под заказ, поддержка подобного рода производства — важная особенность, которая присуща практически всем поставщикам ERP-систем.

Многие крупные поставщики обеспечивают также поддержку методологии организации производства на основе планирования ресурсов MRP II (Manufacturing Resources Planning). Очевидно, существуют определенные виды производства (например, нефтедобыча и нефтепереработка), где едва ли реально ждать получения заказа, чтобы затем начать выпуск продукта. Таким организациям поддержка MRP II просто необходима.

Одной только MRP II недостаточно для заказчиков систем управления производственными предприятиями, поскольку эта методология сама по себе не поддерживает производство под заказ, в то время как многие покупатели ERP-систем ориентируются именно на такой тип производства.

Планирование материалов имеет первостепенное значение в рамках MRP II, планирование производственных мощностей в данном случае является вторичным и осуществляется отдельно по отношению к планированию материалов. Очевидно, что распределение материалов и мощностей по выпуску различных единиц товаров предпочтительнее просчитывать одновременно.

Также неудобно в MRP II и то, что перерасчет планов и оперативное внесение изменений в них (например, при поступлении новых заказов) в рамках концепции не предусматриваются. ERP-система призвана обеспечить гибкость при координации ресурсов.

Выпуск каждой единицы, каждой отдельной партии продукции в рамках MRP II планируется, как правило, отдельно, независимо от выпуска других аналогичных единиц или партий. Координация выпуска нескольких единиц или партий товара выходит за рамки парадигмы и обычно обеспечивается вручную либо дополнительными средствами. Также обычно не учитываются взаимосвязи, существующие между технологическими цепочками по созданию различных видов продукции. ERP-система должна обеспечить координацию производства и его оптимизацию, в том числе и путем выстраивания оптимальной последовательности выпуска отдельных единиц товара, с тем чтобы снизить издержки и сократить сроки создания продукции.

Кроме того, MRP II изначально предусматривает планирование ресурсов лишь одного предприятия, что критично для крупных индустриальных корпораций, имеющих несколько заводов. Предназначенная для таких клиентов ERP-система должна в процессе планирования реализации заказов уметь оптимально распределять нагрузку между заводами, выпускающими одну и ту же продукцию.

Впрочем, элемент планирования в производственной деятельности, как правило, все равно присутствует. Например, чтобы предприятие сразу после получения заказа смогло приступить к его выполнению, необходимо, чтобы по крайней мере часть сырья уже находилась на складе (другая часть в этом случае должна быть доставлена к тому моменту, когда это сырье потребуется для производства товара), следовательно, поставки сырья обычно приходится планировать. Естественно, при такой организации производства необходима четкая координация действий различных подразделений и служб предприятия, причем не только производственных, но и транспортных, финансовых, маркетинговых и прочих служб. ERP-система должна, с одной стороны, обеспечить такую координацию, с другой — организовать производство оптимально, с учетом множества параметров, чтобы гарантировать оптимальное соотношение между себестоимостью и качеством товара.

Управление бизнесом

В это понятие входят такие составляющие:

  • управление структурой бизнес-процессов;
  • маркетинг;
  • логистика и поддержка продаж;
  • управление товарными и финансовыми кредитами;
  • управление финансами;
  • анализ бизнеса;
  • анализ деятельности подразделений;
  • моделирование, прогноз и развитие бизнеса.

Как известно, для успешного развития промышленного предприятия необходимо наладить не только его производство, но и его внутреннюю "экономику" и бизнес. Недостаточно выпустить просто качественный продукт, надо произвести именно тот товар, который нужен реальным потребителям, выпустить столько, сколько нужно, суметь продать его и обеспечить доставку потребителю. Но чтобы всего этого достичь, мало иметь хорошую систему — нужно соответствующим образом и на высоком уровне организовать предприятие.

Почему-то считается, что исследование бизнес-процессов и их реорганизация (реинжиниринг) необходимы только на стадии внедрения информационной системы. Между тем многим менеджерам было бы наверняка полезно взглянуть на свое предприятие не как на набор структурно-организационных единиц (цехов, отделов и прочих подразделений), а как на совокупность бизнес-процессов — различных цепочек производственных и деловых операций, выполняемых для решения тех или иных задач предприятия (примером такой цепочки может служить набор операций от момента оформления заказа до получения готового товара). Неужели кто-то из менеджеров отказался бы от ERP-системы, которая позволяет наблюдать не только за деятельностью различных подразделений, но и за состоянием дел в различных бизнес-процессах, и вовремя оповещает ответственных лиц о возможных и только что произошедших сбоях внутри производственных цепочек предприятия?

В конце концов, "все течет, все изменяется". Не так много найдется промышленных предприятий, структура бизнес-процессов которых оставалась бы неизменной в условиях рыночной экономики на протяжении многих лет. Предприятия тоже не стоят на месте. Совершенствуются техника, каналы поставок и продаж, меняются прочие внешние по отношению к предприятию условия, возникают изменения во внутренних производственных цепочках — значит наверняка видоизменяются и бизнес-процессы. Думается, топ-менеджеры предприятия должны иметь возможность модифицировать бизнес-процессы, создавать новые и устранять "старые", нецелесообразные. Следовательно, покупателю системы нужно позаботиться о том, чтобы вместе с системой получить средства управления структурой бизнес-процессов. Причем желательно, чтобы эти средства были интегрированы с системой, и изменения схем бизнес-процессов приводили к модификации настроек ERP-системы.

Чтобы вывести предприятие в разряд высокоприбыльных, необходимо поставить на должную высоту службы маркетинга и продаж. ERP-система призвана помочь в этом. В частности, она должна обеспечивать фиксацию заказов и передачу их финансовым и производственным подразделениям, а также гибко координировать и оптимизировать их действия на всех этапах от момента получения заказа до доставки и выдачи товара покупателю.

Развитая ERP-система должна помочь оптимизировать работу со складами и транспортными службами, начиная от оптимизации транспортных затрат при доставке сырья, товара, планирования схем доставки товара заказчику и заканчивая сбалансированным распределением продукции по складам (если их несколько), оптимизацией транспортных затрат при проведении такого распределения, а также оптимизацией выполнения заказов с учетом и транспортных затрат, и наличия готового товара и полуфабрикатов на складах. Как видим, возможности "идеальной" системы по управлению складами выходят далеко за рамки чисто учетных операций.

Не менее широки возможности развитой системы и в управлении финансовыми ресурсами — от тщательного учета до анализа, прогнозирования и планирования (если это необходимо предприятию). Часть продукции, вероятно, может быть поставлена в кредит, часть сырья может быть закуплена в кредит, следовательно, ERP-система должна поддерживать работу с кредитами: вести учет отношений с кредиторами, анализировать состояние их дел, оценивать вероятность возврата кредита и т. д. Более глубокий анализ перспектив возврата конкретных кредитов можно получить с помощью систем управления знаниями, например информационно-поисковых систем, значит, ERP-система должна быть интегрирована с ними.

"Идеальной" системе также необходим набор аналитических инструментов и прочих средств поддержки принятия решений, ориентированных на менеджеров высшего звена. Как показали дискуссии на проходивших в последние полгода круглых столах, посвященных интегрированным системам для предприятий, очень многие пользователи уверены, что без средств принятия решений интегрированную систему вряд ли можно считать полноценной системой управления. Хорошая система должна содержать средства анализа бизнеса, чтобы менеджер мог понять, какие направления бизнеса идут хорошо, а какие плохо, какой товар хорошо расходится и обеспечивает высокую прибыль, а какой убыточен и пр. В конце концов, если менеджер хочет знать, во сколько в совокупности ему обходится выпуск той или иной продукции, ERP-система должна ему в этом помочь. Также руководство предприятия заинтересовано в том, чтобы анализировать деятельность подразделений и динамику состояния дел в бизнес-процессах. Это необходимо, например, для оценки эффективности работы различных участков и служб, выявления и устранения слабых звеньев, совершенствования структуры бизнес-процессов и организационных единиц и т. д. Кроме того, менеджера наверняка волнуют тенденции, развивающиеся как внутри предприятия, так и на рынке. Выявить их и объективно оценить без аналитических средств будет непросто.

Далее, руководители предприятия хотят, несомненно, определить направления развития производства и бизнеса в целом как в ближайшей, так и отдаленной перспективе. Следовательно, им потребуются средства моделирования, прогнозирования, долгосрочного планирования — "тонкий", интеллектуальный инструментарий, позволяющий менеджеру как бы отстраниться от суеты деловых будней и наконец ответить на один из вечных вопросов — что делать, чтобы обеспечить предприятию достойное существование и надежные перспективы.

Системы должны быть совершенными...

От ERP-систем требуется безукоризненность и в техническом плане. Конечно же, они должны быть надежными, устойчивыми, масштабируемыми, удобными, гибкими, достаточно легко перенастраиваемыми, открытыми для настройки и доработки силами заказчика или независимого специалиста. Кроме того, их следует снабжать средствами для интеграции с САПР, ГИС, АСУТП, с различными модулями и приложениями других поставщиков ПО. Многие потребители жалуются на то, что ERP-системы очень сложны по своей внутренней архитектуре (возможно, сложность — одна из причин их высокой стоимости). Эта проблема частично решается путем создания специализированных решений для отдельных вертикальных рынков. В таких продуктах из системы удаляется все, что не нужно заказчикам конкретного рынка. Это снижает стоимость поставляемых систем прежде всего за счет более низкой себестоимости внедрения. Жалуются заказчики и на длительные сроки внедрения. Но, по мнению экспертов, специализирующихся на внедрении систем, чисто технически настроить систему можно быстро. Основное время тратится на то, чтобы систему "принял" сам корпоративный заказчик, на то, чтобы руководители компании поняли, что конкретно они хотят от нее получить, и заставили весь персонал сверху донизу изменить свою работу так, чтобы ERP-система стала неотъемлемой частью их деятельности.

Несколько уменьшить сложность и стоимость ERP-системы можно путем перехода от традиционных архитектур, основанных на использовании набора тесно интегрированных между собой приложений от одного поставщика ПО, к компонентной архитектуре, позволяющей относительно легко сопрягать модули, поставляемые разными поставщиками. В традиционных архитектурах ERP-система обычно служит информационной шиной, связывающей потоки информации от различных функциональных модулей. В рамках компонентной архитектуры предлагается в качестве информационной шины использовать так называемые бизнес-объекты — модули, отражающие специфику существующих на предприятии бизнес-процессов. Эти модули соответствуют реальным объектам, участвующим в бизнес-процессах, а также отдельным конкретным бизнес-процессам. Среди таких модулей могут быть, например, бизнес-объекты "заказчик", "продукт", "сотрудник", "отдел", "цех", "заказ продукта", "изготовление продукта", "заказ сырья" и другие.

Бизнес-объекты не должны содержать внутри себя серьезной "начинки" — бизнес-логики. Носителями бизнес-логики являются функциональные модули — приложения от одного или нескольких поставщиков ПО. Связывание функциональных модулей с бизнес-объектами происходит посредством специальных модулей-посредников — бизнес-интерфейсов. Бизнес-объекты хранят наборы параметров, вызовы некоторых функций (реализацию вызовов должны обеспечить бизнес-интерфейсы) и описания пользовательских интерфейсов — рабочих мест сотрудников, участвующих в бизнес-процессе, соответствующем данному бизнес-объекту. Основная роль бизнес-объектов в системе — управление вызовами функций бизнес-логики, передача им параметров и обеспечение взаимодействия с пользователями системы.

Наиболее важное для пользователей преимущество компонентной архитектуры — возможность собирать ERP-систему из наиболее подходящих для конкретного заказчика модулей, даже если они произведены различными поставщиками (что обычно бывает очень непросто). Насколько нам известно, поставщики готовых ERP-систем не спешат переходить на такого рода архитектуры, им это не очень выгодно. Скорее всего, выпуском отдельных модулей для компонентной архитектуры займутся относительно небольшие производители ПО, а их стыковкой — системные интеграторы. Такой подход вряд ли стал бы популярным в других более богатых странах, однако, думается, в нашей, не избалованной щедрыми инвесторами стране имеется очень хорошая почва для появления на свет и широкого распространения ERP-систем с компонентной архитектурой — благо интеграторов и коллективов разработчиков у нас достаточно.

...но нет в мире совершенства

Наше описание идеальной ERP-системы не следует воспринимать как перечисление качеств какого-то одного программного продукта. Скорее это манифест, обращенный, с одной стороны, к отечественным производителям экономического программного обеспечения, а с другой — к российским пользователям из числа промышленных предприятий. Вряд ли где-нибудь в мире найдется ERP-система, в полной мере удовлетворяющая перечисленным критериям.

Однако многие разработчики стремятся приблизить свои детища к идеалу. По финансовым показателям лидерами в этой гонке являются компании Baan, J.D. Edwards, Oracle, PeopleSoft и SAP — доходы каждой из них весьма близки к 1 млрд. долл. или превзошли эту величину (в частности, доходы SAP достигли 5 млрд. долл.). Примечательно, что, по данным Advanced Manufacturing Research, на долю "большой пятерки" производителей ERP-систем пришлось 64% доходов всего рынка. Не менее интересны и позиции европейских разработчиков: четыре из десяти крупнейших производителей ERP-систем — это европейские фирмы, на них приходится 45% мирового рынка. Наиболее сильны позиции SAP, которая "держит" 33% рынка ERP-систем.

Естественно, системы "большой пятерки" недешевы, да и не все из них локализованы (насколько нам известно, системы J.D. Edwards и PeopleSoft не локализованы). Есть на российском рынке несколько ERP-систем попроще — это продукты Symix (в России их продвигает компания Socap) и QAD (в нашей стране представлена ее партнером — BMS Software). Еще несколько иностранных компаний продвигают финансовые системы, которые по своим свойствам приближаются к ERP (развитые функции планирования производства есть, например, в системе Concorde XAL, ее продает компания Columbus IT Partner) или же вовсе скоро перейдут в разряд ERP (например, Platinum Software выпустила версию системы класса ERP, работы по ее адаптации к российским условиям планируется завершить к концу года).

Что касается отечественных систем, то, зарубежные (!) консультанты единодушны в том, что их пока рано относить к классу ERP. Однако наши разработчики (1С, "Атлант-Информ", "АйТи", "Галактика", "Интеллект-Сервис", "Парус", — ряд можно продолжить), определенно, движутся в этом направлении. Отечественные компании активно совершенствуют возможности своих систем по управлению производственными предприятиями. Хочется верить, что и на небосклоне российской софтверной индустрии уже в ближайшем будущем начнут зажигаться звезды из созвездия ERP.


Простои систем ERP обходятся дорого

Убытки, понесенные компаниями вследствие вынужденного отключения систем планирования корпоративных ресурсов, в среднем за год

от 359 тыс. долл. до 1,07 млн. долл.43,5%
от 2,5 млн. долл. до 5 млн. долл.35,3%
от 9,3 млн. долл. до 10,7 млн. долл.20,9%

По результатам опроса компании MERIT Project, в котором приняли участие 886 ИТ-менеджеров.

Источник: MERIT Project

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями