Волна свободного программного обеспечения готова захлестнуть корпоративные информационные системы
Когда для развертывания корпоративных приложений стоит выбирать свободно распространяемое программное обеспечение? Как уравновесить риски и выгоды, связанные со свободно распространяемым ПО? Почему безопасность вызывает меньше опасений, чем казалось? Как получить необходимую техническую поддержку?

О достоинствах Linux говорено уже немало. Доступность исходных текстов позволяет легко модифицировать свободно распространяемую операционную систему. Она работает на широком диапазоне платформ, даже на устаревшем и маломощном оборудовании, вплоть до компьютеров с процессорами Intel 386. Но самое замечательное, что она бесплатна. Или, по крайней мере, очень дешева. А поскольку слово "дешевый" редко употребляется в связи с информационными технологиями, Linux наряду с Web-сервером Apache, пакетом электронной почты Sendmail и рядом других свободно распространяемых программ неизбежно вызывает интерес.

Все эти программы вполне устраивают энтузиастов, увлеченно общающихся с коллегами на досках объявлений, или компьютерщиков, в свободное времы пописывающих программы для собственных нужд. Однако директоров ИС волнуют иные факторы: масштабируемость, безопасность и, что самое важное, сервисное обслуживание и техническая поддержка. Тем не менее некоторые компании идут на риск и уже доверяет ряд существенных для своего бизнеса приложений Linux и другим свободно распространяемым программам. К примеру, промышленный гигант, корпорация Schlumberger, допускает оснащение некоторых серверов рабочих групп операционной системой Linux. А в Cisco вся корпоративная инфраструктура печати построена на свободно распространяемом ПО.

Свободно распространяемое программное обеспечение отличает не только его бесплатность. Его исходные тексты можно модифицировать по мере необходимости, поэтому точнее будет назвать такое ПО "программным обеспечением, распространяемым в исходных текстах". Подобные программы, как правило, создаются свободными конфедерациями разработчиков в нерабочее время. Как правило, их можно бесплатно загрузить из Internet. Свободно распространяемое программное обеспечение существует уже давно, и любое предприятие, вероятнее всего, использует хотя бы некоторые из множества разнообразных программ, относящихся к этому типу, особенно в среде Unix. Тем не менее, Linux - это своего рода прорыв свободно распространяемого программного обеспечения в корпоративную среду. Предприятие вряд ли серьезно пострадает, если в инструментарии разработки приложений обнаружится дефект, но если ошибка возникнет в операционной системе - перестанут функционировать все приложения. Apache играет столь же важную роль, особенно для компаний, деятельность которых в сильной мере опирается на Web.

Надежность, стабильность и производительность - вот три атрибута, которыми должны обладать информационные технологии корпоративного уровня. Существенным фактором является также наличие необходимых приложений. На рынке Linux появляется все больше и больше мощных коммерческих приложений. Например, почти все крупные производители СУБД для Unix, начиная с Oracle и заканчивая InterBase, анонсировали версии своих продуктов для Linux. Однако должно пройти какое-то время, прежде чем эти программные продукты станут широко использоваться в корпоративных средах. И даже активные сторонники Linux не спешат переносить критически важные системы на платформы, основанные свободно распространяемом ПО. В Schlumberger, к примеру, Linux используется для некоторых Web-серверов, серверов файлов и электронной почты. По словам Дэвида Симса, технического директора одного из представительств Schlumberger, руководство корпорации пока не считает возможным переносить на эту платформу системы планирования корпоративных ресурсов.

Тем не менее Schlumberger - это пример децентрализованной корпорации, в которой сложились прекрасные условия для распространения бесплатного ПО. Эта коропрация, с оборотом 12 млрд. долл., производит и предлагает широкий спектр продуктов и услуг. Schlumberger имеет представительства в ста странах мира, причем в каждом из них используются свои серверы, обслуживаемые местными сотрудниками, действующими достаточно автономно. Что значит достаточно автономно? "Мы работаем и в Иране, и в Ираке. Когда началось вооруженное вторжение в Ирак, и сотрудники не могли даже позвонить в штаб-квартиру корпорации, они принимали решения самостоятельно", - объяснил Симс. Подобная независимость позволила техническим специалистам корпорации начать работать с Linux почти с момента его появления. По мере того как Linux укрепляет свои позиции в качестве платформы для серьезных приложений в различных областях индустрии, Schlumberger и другие компании, имеющие солидный опыт использования этой операционной системы, получают дополнительные преимущества.

Что касается надежности, открытая природа свободно распространяемого программного обеспечения может вызвать у руководителя компании определенные опасения. Кому же захочется, чтобы его программисты каждый раз, когда необходимо увеличить производительность, писали собственные дополнения и перекомпилировали всю операционную систему? Однако практики считают, что открытые исходные тексты - это достоинство, а не недостаток для ИС. Наличие исходных текстов означает, что, когда компания надумает наделить свою систему новыми функциями, разработчики смогут встроить их непосредственно в базовое ПО, вместо того чтобы создавать отдельные приложения.

Такое решение, по мнению многих, значительно повышает производительность.

Какие бы преимущества ни сулило бесплатное программное обеспечение, уже само слово "бесплатное" будет вызывать интерес директоров информационных служб. Ден Дэвидсон, ведущий системный инженер компании Science Applications, отвечает за поддержку управления информацией в рамках контракта с Вооруженными силами США в Форте Хуачука (шт. Аризона). Ранее здесь в качестве платформы для приложения сбора данных использовался сервер стоимостью 93 тыс. долл., оснащенный ОС AIX компании IBM. В поисках более дешевого решения сотрудники Дэвидсона заменили сервер на ПК с двумя процессорами Intel, на котором работала ОС Linux; вся система обошлась чуть дороже 10 тыс. долл. В Форте Хуачука, похоже, весьма довольны решением.

Еще одна группа исследователей создала 100-процессорный кластер, установив Linux на дешевых ПК вместо планировавшихся первоначально систем с NT или коммерческих Unix-систем, сэкономив около 3 млн. долл.

В Cisco также исходили из финансовых соображений, доверяя корпоративную систему печати ОС Linux. Вице-президент по ИТ Пит Солвикс отметил, что они стремились создать систему, которая не была бы напрямую привязана к принтерам, установленным в разных подразделениях корпорации. Вместо этого все принтеры должны были подключаться к сетям и совместно эксплуатироваться почти всеми пользователями. А благодаря основанному на Web интерфейсу управление системой печати стало намного проще, к примеру, пользователь может отправить задание печати с любого компьютера на принтер в любом международном представительстве Cisco. Сначала сотрудники Солвикса выбрали коммерческое ПО для системы печати, но потом пришли к выводу, что она не обладает требуемой гибкостью. Разработка собственного решения была признаноа целесообразной после подсчета размеров возможной экономии от эксплуатации недорогих ПК-серверов, оснащенных Linux.

Еще одно потенциально слабое место свободно распространяемого ПО - безопасность. Исходные тексты, которые можно легко найти в Internet, вполне могут быть тщательно изучены хакерами на предмет их уязвимости. Некоторые аналитики выражают опасение, что парадигма совместного творчества позволит хакерам "организовать" в исходных текстах ловушки и оставить своего рода "черный ход" для проникновения в уже работающую систему. Однако пользователи Linux и Apache считают их неуязвимыми. "Все боятся загружать программное обеспечение из Internet; военные с большим подозрением отнеслись к нашему проекту, поэтому была создана группа аналитиков по вопросам безопасности, тестировавшая систему", - сообщил Дэвидсон. Установленная под его руководством система безопасности на Linux не только с успехом выдержала все тесты, но и превзошла по уровню защиты все коммерческие операционные системы.

Руководство волнует не только внешняя безопасность - любой начальник всегда задумывается о том, какие "возможности" открываются перед "обиженным сотрудником", ведь ничего не стоит изменить, перекомпилировать или иным способом испортить операционную систему. Тем не менее Солвикс считает, что многих подводит неверный подход к организации внутренней безопасности. По его словам, самую надежную безопасность обеспечивает неукоснительное соблюдение правил и процедур, а не код, защищенный от хакеров. "Если в компании отсутствуют проверенные процедуры внесения изменений в программное обеспечение, то перед злоумышленниками открываются все двери. Управлять этим процессом можно, только осуществляя строгий контроль и придерживаясь принятых правил, а также имея возможность быстро реагировать на внештатные ситуации", - считает он. В этом отношении свободное ПО не более рискованно, чем коммерческие программы или созданные в самой компании приложения.

Так что с точки зрения надежности и безопасности свободно распространяемое программное обеспечение отнюдь не уступает коммерческим системам. Однако использование бесплатных программ значительно отличается от использования программ коммерческих в том, что касается сервисного обслуживания и поддержки.

Производитель СУБД - компания Sybase использует Sendmail для передачи сообщений из внутренней почтовой системы Lotus Notes в Internet. По мнению Джима Лина, администратора почтовой системы компании, Sendmail очень эффективна, но в Sybase "не хотят работать с неподдерживаемым программным обеспечением". В Sybase давно используют Sendmail, но со временем намерены отказаться от бесплатных программ.



Боб Янг: "Мы должны задействовать все свои ресурсы, чтобы корпоративный мир мог не сомневаться в возможностях Linux"
Здесь на помощь пользователям приходят такие компании, как Red Hat Software, Caldera Systems и SuSE. Они предлагают собственные варианты Linux и услуги по их поддержке, которые обычно ассоциируются только с коммерческим программным обеспечением. По мере роста спроса на ОС Linux со стороны корпоративных заказчиков эти небольшие компании быстро наращивают технические ресурсы. "Мы должны использовать все свои ресурсы, чтобы корпоративный мир мог не сомневаться в возможностях Linux", - подчеркнул Боб Янг, глава Red Hat. Эта компания недавно в шесть раз увеличила персонал отдела корпоративной поддержки, который работает круглосуточно семь дней в неделю. Red Hat и подобные ей компании в случае необходимости могут передать работы по обслуживанию с выездом в офис независимым субподрядчикам. Расходы на поддержку стоят от 1000 долл. в расчете на сервер в год или до 60 тыс. долл. за годовой контракт на поддержку всей информационной системы предприятия.

"Корпоративная политика, как правило, такова, что руководители ИС не хотят просматривать сообщения группы новостей, чтобы решить возникшую у них техническую проблему; большинство из них просто хотят купить решение, которое мы им и предлагаем", - подчеркнул Янг. Caldera и SuSE - еще две компании, которые реализуют свои дистрибутивы Linux с аналогичными услугами технической поддержки.

Хотя поставщики свободно распространяемого программного обеспечения стараются держать свои отделы технической поддержки на должном уровне, вполне можно обойтись и без нее. Хотя директора ИС не склонны полагаться на группы новостей в Internet как на основной источник, где можно найти решение технических проблем, сотрудники компаний, которые предпочитают этот подход, заявляют, что он намного эффективнее и быстрее приводит к результату, чем пользование услугами большинства коммерческих служб технической поддержки.

Дэвидсон и его сотрудники скептически оценивали эффективность использования групп новостей для оказания технической поддержки, поэтому, прежде чем реализовать Linux, они опубликовали тестовые вопросы с целью проверить значимость технической информации, предлагаемой в Internet, и скорость, с которой можно там найти ответы на интересующие вопросы.

Чтобы модель технической поддержки, оказываемой интерактивным сообществом, работала в крупной корпорации, руководителям компаний необходимо предусмотреть финансирование, систему поощрения или даже создать внутри корпорации группу технической поддержки свободно распространяемого программного обеспечения. "Вы должны быть готовы взять на себя ключевую роль в группе других пользователей этого программного обеспечения, - считает консультант Стенли Кляйн. - Чтобы использовать поддержку такого типа, организация должна стать более информированной".

Именно такой путь выбрали в Schlumberger и Cisco. Симс сообщил, что через доску объявлений корпорации, посвященную поддержке Linux, обмениваются информацией около 100 человек из 62 представительств международных компаний. По мнению Солвикса, следует добиться того, чтобы все сотрудники организации обменивались друг с другом знаниями, а работа компании не ставилась в зависимость от небольшой группы людей, которым известно, как обратиться за помощью к членам интерактивного сообщества. В Cisco используется версия Linux, предлагаемая Red Hat, но к услугам технической поддержки этой фирмы компания не прибегает. "Я считаю, что перед тем как использовать свободно распространяемое программное обеспечение для работы критически важных приложений в крупной компании, следует проанализировать имеющиеся ресурсы, чтобы самостоятельно организовать поддержку", - подчеркнул Солвикс.

Безусловно, Солвикс не ограничился простым использованием свободно распространяемого ПО. Он опубликовал тексты архитектуры системы печати, используемой в компании, вернув долг сообществу Linux.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями