Воспользовавшись случаем, с ним встретился и побеседовал научный редактор еженедельника Computerworld Россия Михаил Зырянов.

Excalibur Technologies - одна из немногих компаний, чьи продукты позиционируются IDC именно в нише управления знаниями. В чем, с вашей точки зрения, заключается управление знаниями?

Разные люди трактуют это понятие по-разному. С нашей точки зрения, знание - это интеллектуальный капитал корпорации, а управление знаниями - это попытка усовершенствовать управление интеллектуальным капиталом, добиться от него возврата инвестиций.

В последние несколько лет термин "управление знаниями" стал для компаний-разработчиков чем-то вроде маркетингового ярлыка. Но заказчиков больше интересуют не ярлыки, а реальные возможности продуктов. Сейчас им трудно сориентироваться, поскольку производители ПО предлагают очень разные продукты, утверждая, что все они способны удовлетворить требования заказчиков именно в области управления знаниями. Это первая большая проблема. Вторая состоит в том, что для практической реализации новой концепции в каждом конкретном случае необходимы не только традиционные технологические компоненты, такие как информационно-поисковые системы, системы электронного архива, электронного документооборота, но и (причем в обязательном порядке) консалтинговые услуги - с тем, чтобы создаваемая система управления знаниями максимально соответствовала целям и задачам компании-заказчика.

Лично я не считаю, что наша компания занимается собственно управлением знаниями. Мы выпускаем лишь один, но зато очень важный компонент для систем управления знаниями - мощную поисковую систему.

Используется ли управление знаниями внутри вашей компании?

Да. Здесь мы исходим из своих целей. Одна из главных наших задач - понять, в каком направлении должна эволюционировать наша разработка. Это очень важно для нас, ведь мы создали коммерческое ПО. Наиболее простая задача - аккуратно собирать вокруг себя информацию о том, что же нужно заказчикам. Но мы должны учитывать и перспективы продаж, и типичную инфраструктуру информационной системы заказчиков. Все эти сведения нам необходимы для принятия правильного решения.

Ваш продукт ориентирован только на аналитиков или же круг его пользователей несколько иной? Как бы вы определили нишу, в которой действует ваша компания?

Нашу поисковую систему применяет очень широкий круг пользователей. Однако наибольшую пользу и, в частности, отдачу от инвестиций система обеспечивает аналитикам - тем, кто должен работать с огромными массивами данных, чтобы отслеживать всю информацию в своей отдельной области.

Года три назад можно было точно назвать пять-шесть областей применения наших продуктов, на которые приходилось 80% наших установок. Это разведывательные органы, правительственные структуры, полиция, банки, органы юстиции, юридические компании и т. д., в общем, учреждения, занимающиеся сбором и обработкой больших объемов информации. В последние годы ситуация намного усложнилась. Значительно возросший интерес к управлению знаниями стал причиной размывания четких границ традиционных областей применения наших поисковых систем. Кроме того, сильно возросла популярность технологий Internet/intranet. В результате доступность и продуктивность наших поисковых систем оценили не только аналитики, но и широкие круги пользователей - от руководителей компаний и организаций до секретарей, все те, кому нужен мгновенный доступ к нужной информации.

Есть ли данные относительно доли вашей компании на этом рынке?

Сейчас нам очень трудно оценить свою долю на рынке. В последнее время он стал сильно фрагментированным. На рынке присутствуют и компании, известные как поставщики систем Internet/intranet, и производители систем хранения данных, и специализированные компании, которые находятся в промежуточной "весовой" категории. Рынок очень широк, и трудно точно сказать, где именно на нем находимся мы. Хотя, думаю, вполне уверенно можно говорить о том, что мы контролируем несколько конкретных групп заказчиков.

Насколько близки к точке функционального насыщения технологии поиска Excalibur в своей нынешней реализации?

Нам есть куда развивать наши технологии, и мы постоянно боремся за их улучшение. В частности, мы работаем над перекрестным поиском и очень большое значение придаем совершенствованию поиска семантического. Узкая специализация на поисковых технологиях дает нам возможность не распылять внимание на широкий круг проблем, а удерживать лидерство в конкретной области.

Каковы основные направления развития ваших продуктов в ближайшее время?

Мы продолжим работу над технологиями поиска информации в текстах и одновременно будем развивать возможности поиска в массивах статических изображений и видеоданных, а также записей голосов. С одной стороны, мы будем заботиться о повышении точности поиска, с другой - об организации единой архитектуры для обработки разнородных данных - текстов, изображений и видео. Естественно, мы продолжим развитие и специализированных архитектур, ориентированных на работу с разными категориями данных.

Для скольких языков уже есть семантические словари, использующие поисковую систему RetrievalWare?

Сейчас созданы семантические тезаурусы для шести или семи языков. К концу года их будет десять или одиннадцать. Завершена разработка словаря для финского языка, заканчивается - для других скандинавских языков, фактически закончен тезаурус для чешского. Создание семантических словарей - непростая задача, при ее планировании приходится учитывать перспективы рынка.

Ощущаете ли вы давление со стороны конкурентов, которые поставляют менее развитые, но более дешевые системы?

Конкуренция на нашем рынке действительно сильная. Пользователи должны понимать две вещи: во-первых, разницу между различными методами поиска, и во-вторых, ее значимость. Мы сумели разъяснить пользователям, чем наши технологии отличаются от тех, которые предлагают другие компании. Например, у многих компаний есть доступная любому сотруднику сеть intranet. Но чтобы быстро и результативно находить в ней нужную информацию, необходимо быть экспертом по составлению поисковых запросов. А так как далеко не все сотрудники являются такими экспертами, от продуктивной работы с intranet-системой отсекается значительная часть пользователей. В условиях цейтнота такая ситуация недопустима. Если для пользователей время - деньги, то они готовы платить за систему другого технологического уровня, за наукоемкий продукт, поскольку они поняли, что система с меньшими возможностями поиска их не устроит.

Не возникало ли у Excalibur желания выйти на рынок с облегченными решениями для широкого круга корпоративных пользователей и потеснить более дешевые решения конкурентов?

Сегодня мы не считаем это стратегической задачей. Широкий круг корпоративных пользователей - это ниша для простых машин поиска. Если сотрудник типичной компании - пользователя этого рынка работает на ПК, ищет в среднем 50 документов, отправляет 100 факсов в день, если ему не приходится обрабатывать много документов, то ему достаточно небольшой поисковой среды, ему не нужна масштабируемая архитектура и очень точный поиск, нет смысла платить дополнительные деньги за развитый поисковый механизм, поскольку эти затраты не смогут существенно повысить эффективность его труда. Мы можем, конечно, установить наш продукт на отдельный ПК, и наша система будет нормально работать, но деньги владельца этого ПК вряд ли окупятся. Нам такие решения неинтересны.

Ричард Скотт, директор по технологиям компании PC DOCS/Fulcrum в странах Европы, высказал предположение, что производители развитых поисковых систем ушли в нишу управления знаниями под давлением конкурентов, поставляющих менее совершенные, но более дешевые системы. Согласны ли вы с ним?

Это интересная мысль. Однако Fulcrum на рынке позиционируется иначе, не так, как мы. Существует совершенно четкая разница между тем, что делаем мы и что делают они. Их ниша гораздо ближе к той, что сегодня заполняется, например, Microsoft. Сейчас многие провозглашают, что их продукты служат для управления знаниями, это что-то вроде ярлыка, который люди охотно себе наклеивают. Пожалуй, я соглашусь с представителем Fulcrum в том, что очень многие компании подстраивают свою стратегию маркетинга под концепцию управления знаниями как под модное веяние. Хотя, конечно, эта концепция подразумевает возможность быстрого и точного поиска информации.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями