Евгений Покаместов: "Средства есть, но их всегда не хватает"
В номере от 16 февраля Computerworld Россия рассказал об одном из московских проектов в сфере информатизации - "Карте москвича", курируемого Московским комитетом по науке и технологиям. Но кроме КМ в городе велись и ведутся работы по информационному обеспечению муниципальных структур (горожанам широко известна только автоматизация метрополитена). Какие проекты были осуществлены в 1998 году, что планируется сделать в этом, как и кем распределяется "информатизационный" бюджет, каков его размер? Думается, все эти вопросы достаточно интересны. И не только жителям столицы.

Корреспондент Computerworld Россия Ольга Макарова встретилась с руководителем Дирекции информатизации и связи Московского комитета по науке и технологиям Евгением Покаместовым.

Какие структуры московского правительства курируют информатизацию города?

Информатизация Москвы происходит по двум направлениям: информатизация муниципальных структур и обеспечение жителей города информационными услугами. Координирует работу общественная Межведомственная комиссия по информатизации органов власти и управления при правительстве Москвы. Ее возглавляет мэр Москвы Юрий Лужков.

Информатизация правительственных учреждений осуществляется в соответствии с планом работ, ежегодно утверждаемым распоряжениями мэра или постановлениями правительства Москвы. Использование примерно половины средств координируется Московским комитетом по науке и технологиям. МКНТ занимается комплексами городского хозяйства, перспективного развития, социальной сферы и направлением, связанным с правоохранительными органами.

Создание информационных систем финансируется из городского бюджета?

Да.

А дополнительные средства привлекаются?

Дополнительные средства - это часть городского бюджета, который выделяется тому или иному департаменту на его развитие. Например, Комитет по здравоохранению получает деньги, а некоторые информационные системы создает за счет собственных средств. Создание новой информационно-справочной системы для москвичей проходит под эгидой поддержки малого предпринимательства, и ее финансирование ведется через соответствующий Департамент.

Внешние источники финансирования тоже не исключаются. В прошлом году был объявлен конкурс на "городского кредитора", который на определенный срок под определенные проценты предоставит деньги на информатизацию города. В конкурсе участвовал целый ряд зарубежных компаний: IBM, Oracle и другие. Наилучшие условия кредита предложила корпорация Oracle. 20% кредита являются связанными: продукты кредитора должны использоваться в создаваемых ИС. Решение о принятии этого кредита пока не принято.

Как планируются расходы на информатизацию?

В течение года собираются заявки от пяти комплексов городского хозяйства (комплекс перспективного развития, городского хозяйства, социальной сферы, имущественно-земельных отношений и подразделение правоохранения). Заявки поступают в МКНТ, на их основе создается план. Департамент экономической политики и развития готовит вторую часть плана по тем проблемам, которыми он занимается. Далее планы объединяются.

На 1999 год план-проект уже подготовлен. Но его согласование с департаментами начинается только тогда, когда принимается городской бюджет и становится ясен объем финансирования. Он утверждается распоряжением мэра. Бюджет информатизации на 1999 год принят в феврале, а в марте началось согласование планов. До этого шла предварительная работа: подготовка проектов договоров, технических заданий и т. д.

Какой процент городского бюджета расходуется на информатизацию?

Меньше двух десятых процента. Очень мало, тем более что средства расходуются как на создание новых систем, так и на модернизацию существующих. Аппаратная и программная части постоянно развиваются, и через некоторое время возникает необходимость модернизации системы. Кроме того, появляются новые направления, и нужно вести работу по первоначальному созданию информационных систем в новых областях.

Перечислите наиболее важные проекты 1998 года.

В конце прошлого года была сдана информационная система "Скорой помощи". Над ней в течение года работала фирма "Мактор". Информационная система позволила связать воедино все существующие городские подстанции и центр управления "Скорой помощи", автоматизировать обмен информацией, создать архивный банк. Каждое обращение за помощью заносится в архив, и в случае возникновения непредвиденных ситуаций можно выяснить, кто, когда выезжал и что было сделано.

Использование этой системы в режиме опытной эксплуатации позволило сократить число автомобилей на линии на 25 машин при обеспечении того же качества услуг. В результате смето-затраты уменьшились на 25 млн. рублей (в пересчете на год).

В прошлом году была принята к эксплуатации система информатизации избирательных участков "ГАС-Выборы". Система создана компанией "Инсофт". В ходе актуализации списков избирателей используются данные информационной системы ЗАГСов, что позволяет повысить точность подсчета количества избирателей, пришедших на участок в день выборов. Последние корректировки списков, участвующих в голосовании, производятся накануне выборов, в субботу, когда уточняются сведения о количестве умерших, уехавших и т. д. В результате повышается точность подсчета доли участвовавших в голосовании и удается сократить расходы на повторные голосования.

Автоматизация ЗАГСов - очень важный, хотя и не самый "свежий" проект. Он стартовал в 1991 году. Все документы, связанные с изменением статуса городского жителя, сегодня оформляются с использованием электронных средств обработки информации. Существует городской электронный архив. Город в настоящее время обладает электронной базой по изменению актов гражданского состояния жителей начиная с 1977 года. Данные журналов учета, которые существовали до того, следует ввести в эту базу. Надо вернуться назад, приблизительно к 1943 году.

В ГИВЦ Москвы эксплуатируется давно созданная автоматизированная система по учету пенсионеров и начислению пенсий. Ее пользователи - работники Комитета по социальной защите населения Правительства Москвы. Она хранит информацию (паспортные данные, место проживания, льготы) о более чем 3 млн. городских пенсионерах, что позволяет автоматизировать процесс выплаты пенсий. Сведения о количестве пенсионеров необходимо поддерживать в актуальном состоянии. С этой целью осуществляется обмен данными между информационной системой ЗАГСов и системой учета пенсионеров. Это позволяет городу экономить ежегодно до 17 млн. деноминированных рублей за счет отсутствия переплаты пенсий умершим пенсионерам.

Вы видите, информатизация в Москве дает реальный экономический эффект. Помимо эффекта управленческого, связанного с тем, что сотрудники аппарата управления могут более качественно определять характер деятельности подведомственных предприятий, рынков, магазинов. Например, существующая в Департаменте потребительского рынка информационная система в настоящее время позволяет "дойти" до каждого городского магазина и оценить его деятельность по определенным параметрам.

Между локальными системами осуществляется обмен информацией. Идет процесс интеграции этих систем в единое информационное пространство.

Все системы, которые я назвал: "ГАС-Выборы", ЗАГСы, система "Скорой помощи", - предназначены не только для муниципальных структур. Они ускоряют получение информации жителями города и обеспечивают вхождение жителя в городское информационное пространство.

Каковы приоритетные направления нынешнего года?

Большое внимание в Москве уделяется работе по информатизации правоохранительных органов. Информационная система уже обслуживает прокуратуру. Созданы они и для городских судов, для Арбитражного суда Москвы. Завершается проект для Арбитражного суда Московской области. Ведется работа по информатизации ГУВД. Мэром Москвы Лужковым поставлена задача создания новой системы для дежурных частей ГУВД. Эта многоуровневая система объединит Центральную дежурную часть на Петровке, 38, десять дежурных частей в округах, двести пятьдесят отделений милиции, выездные бригады и постовых.

Подобные системы должны создаваться в течение двух-трех лет. Только тогда они к моменту сдачи в эксплуатацию будут отвечать современным требованиям. Если же финансирование затягивается на 10-15 лет, смысла создавать систему нет. По мере создания она будет устаревать морально и физически.

Как вы собираетесь решать финансовые проблемы?

Для создания этой системы мы намерены просить денег у городского правительства. Перед нами задача поставлена - надо ее решать. Есть другой вариант: в случае невозможности профинансировать полномасштабную систему нам придется провести корректировку проекта и технического задания с учетом возможностей города.

Я вам назвал суммы, которые информационные системы помогли сэкономить: 17 и 25 млн. рублей. Фактически создаваемые Комитетом системы являются для города возвратными. Затраченные средства возвращаются за счет использования информационных систем.

Расскажите об основных проектах в 1999 году.

Наша главная задача - создание информационной системы для дежурных частей ГУВД. Мы предпринимаем все усилия, чтобы получить необходимое финансирование и вести работы в этом направлении.

Второе важнейшее направление связано с созданием информационной системы для территориальных органов управления. "Система учета населения", содержащая данные на всех проживающих в городе, необходима для прогнозирования социального развития Москвы. Данные из этой системы могут использоваться для учета избирателей. Однозначна связь этой системы с системой ЗАГСов. "Скорая помощь" может использовать эту информацию для определения потребностей населения в количестве и размещении тех или иных подстанций, особенно специализированных.

На какой стадии находится этот проект сейчас?

До сих пор в городе не существует актуальной базы по жителям Москвы и Московской области. В свое время была поставлена задача автоматизации центрального адресно-справочного бюро. Массивы с записями жителей были переведены на электронные карточки. Однако до конца база не доведена, поддержание ее в актуальном состоянии тем более затруднительно.

Мы считаем, что база данных, "идущая снизу", то есть от территориальных органов управления, поможет решению этой задачи.

Наконец, 1999 год - это год, предшествующий 2000-му. Все люди, так или иначе связанные с информатизацией, "напуганы" приближением этой даты. Решению проблемы 2000 года в городе уделяется большое внимание.

Какая работа в связи с этим ведется?

Первоначально нужно провести инвентаризацию. В городе разработан информационный опросник для систем городского управления. Он позволяет аккумулировать информацию о состоянии аппаратных и программных средств в системах городского управления для последующего обращения к производителям аппаратных и разработчикам программных средств и информационных систем - с целью выяснить, какие из них в настоящее время удовлетворяют требованиям 2000 года. Затем последует предложение заменить не соответствующую этим требованиям технику.

Предварительную работу уже провели с компанией Acer (в городских системах используется около 600 компьютеров этой фирмы). Такую же работу мы ведем с Compaq. Необходимая информация получена из Microsoft и Novell. Наша задача - оценить, что у нас есть и что можно заменить.

Когда вы планируете закончить инвентаризацию?

Я думаю, в марте. Проблема 2000 года может серьезно затронуть организации, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности города. Это энергетика, пассажирский транспорт, водоснабжение и другие. Большинство из них имеют форму акционерных обществ. Здесь должно быть двустороннее движение. Руководители АО должны задуматься о том, что они работают не только на себя, но и на город, и позаботиться о решении проблемы 2000 года с помощью тех методологических подходов, которые имеются в городе.

Вы говорите "должны". А делают ли они это?

Вот этого я вам сказать не могу. Наша задача - довести информацию до сведения всех городских организаций, в том числе и акционерных обществ. Это мы стараемся делать, в том числе и посредством данной публикации.

Как решается вопрос о том, какую технику и программные средства использовать в муниципальных структурах?

Вопрос сложный. Поставщиков много, каждый говорит, что его техника лучше. Чиновник, постоянно находящийся в стрессовой ситуации, связанной с большим количеством запросов, страдающий из-за отсутствия информации, невозможности своевременно изучить и обработать эту информацию, нуждается в объективных критериях для оценки аппаратных и программных средств.

Для того чтобы "объективизировать" выбор поставщика, в МКНТ было решено создать испытательную лабораторию. Она должна финансироваться заинтересованными в продвижении своих товаров компаниями-производителями аппаратных и программных средств. В ней могут проводиться испытания аппаратных и программных средств на соответствие поставленной задаче. Наше мнение таково: без заключения испытательной лаборатории продукты (программные и аппаратные, но в первую очередь аппаратные) использоваться в московских проектах не должны. Это пропуск для участия в последующих конкурсах на поставку техники в город. Создание лаборатории - еще одна задача 1999 года.

Насколько вы считаете возможным использование техники отечественных производителей в московских проектах?

Создание лаборатории направлено на то, чтобы получить достоверные оценки производительности, надежности, совместимости и позиционируемости ПО на компьютерах, в том числе и отечественных производителей. Мы надеемся, что они примут участие в работе и финансировании проекта.

Более того, сейчас серьезно прорабатывается вопрос о создании "московского компьютера", соответствующего самым высоким международным требованиям. Мы хотели бы, взяв за аналог компьютер некоторой зарубежной фирмы, выпускать его у нас. В наших планах - перенести спецификацию на зарубежную модель на московское производство, которое должно быть аттестовано фирмой-изготовителем. Также будут аттестованы поставщики комплектующих и технологический процесс.

А с зарубежной компанией, которая должна аттестовать производство, переговоры уже были?

"Московский компьютер" - одна из перспективных задач 1999 года. Сейчас рано вести конкретный разговор.