Но для успешного пользования электронной коммерции необходимо, чтобы она соответствовала российским законам. Исследование российских законов для легализации электронной коммерции было проведено на серии семинаров "Закон и договор", которые были организованы группой "Платежные системы Интернет".

Электронная коммерция диктует необходимость изменений в налогообложении, тарифах, в требованиях к заключению сделок, предполагает решение вопросов ответственности, защиты информации (криптографии и аутентификации), охраны прав потребителя. Сейчас российские законы лишь частично регулируют проведение электронных сделок. Так, юридически приняты лишь следующие термины: "электронный документ" ("Закон об информации, информатизации и защите информации" и "Закон о международном обмене"), "электронная форма сделки" ("Гражданский кодекс"), "электронно-цифровая подпись" и "электронные расчеты" (документы Центрального банка России). Использование в законах этих понятий позволяет опираться на них в электронной коммерции.

Однако более гибким и удобным инструментом для ведения бизнеса в электронной форме является договор. Договор действителен в том случае, когда он не противоречит закону. А поскольку в российском законодательстве об электронной коммерции сказано немного, то составление договора между сторонами оказывается наиболее эффективным способом легализовать электронную коммерцию. Таким образом, для выполнения сделок через Internet необходимо, чтобы стороны подписали один бумажный документ, где было бы указано, что стороны согласны выполнять сделки в электронном виде. При правильно составленном договоре этого будет достаточно, чтобы при разборе конфликтной ситуации суд мог принимать доказательства в электронном виде. Если же способы разрешения конфликта не предусмотрены ни в законе, ни в договоре, то действуют так называемые "традиции делового оборота".

На семинаре неоднократно говорили о том, что развитие технических средств происходит настолько быстро, что за ним не может уследить не только закон, но и договор. Поэтому предлагалось введение новой юридической конструкции - протокола, который позволял бы сторонам не только определять правила игры, но и динамически менять их со временем, если в этом возникнет необходимость. Использование протокола позволило бы сторонам юридически правильно договориться о правилах игры. Следует отметить, что в электронной коммерции более жесткие ограничения накладывает используемое программное обеспечение. Поэтому при составлении договоров нужно иметь в виду и возможности технических средств.


Рынок Internet-коммерции устойчиво растет

Прогноз на пять лет, с 1998 по 2002 год (в млрд. долл.) оборота рынка электронной коммерции

1998 32,3
1999 67,1
2000 132,9
2001 327,2
2002 425,7

Источник: International Data Corp.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями