Михаэль Хайнц, менеджер Lotus по работе с финансовыми институтами в Европе: "Знания о клиентах помогают банкам точнее позиционироваться на рынке"
Мысль о том, что Lotus Notes - это тоже банковская технология, стала лейтмотивом прошедшего 25 февраля семинара для специалистов ИТ-отделов банков. Для большинства посетителей семинара это звучало несколько необычно, однако выступившие на семинаре сотрудники корпорации Lotus Development и ее партнеров старались доказать, что это именно так. Работа банка с информацией происходит в очень широком диапазоне, причем лишь малая часть операций (в основном обработка платежей и работа со счетами) не требует большого количества диалогов и потому относительно легко автоматизируется, как считает генеральный директор компании "Мастер Домино" Алексей Овчинников. Большая же часть операций (переводы денег, работа с наличными, управление обслуживанием клиентов, взаимодействие с паевыми инвестиционными фондами, кредитные, вексельные операции и прочее) требует множества диалогов между сотрудниками банка, между банком и клиентом и между различными банками, и здесь возможности Lotus Notes оказываются очень кстати, поскольку управление электронным документооборотом и обеспечение группового взаимодействия - это, пожалуй, основные области применения этой технологии.

Однако использование Notes в банках не ограничивается электронным документооборотом и групповым взаимодействием. С помощью Notes западные банки реализуют обслуживание клиентов посредством Internet и электронных банковских услуг (например, связь с другими банками через систему SWIFT), создают шлюзы в другие информационные и коммуникационные системы (например Reuters), интегрируют доступ к различным источниками информации. И наконец, осуществляют управление знаниями. Доставка важной информации и обучение новых сотрудников - важные, но не самые впечатляющие примеры управления знаниями в банках. Более интересно управление отношениями с заказчиками. Имея подробные знания о клиентах, банк, с одной стороны, сможет лучше понять их потребности, подобрать оптимальные наборы услуг и, возможно, начать предоставление новых, с другой - точнее позиционировать себя на банковском рынке и таким образом привлечь новых клиентов.

Жизненно важно и управление кредитами. Прежде чем принять решение о выдаче кредита тому или иному клиенту, эксперт-аналитик банка должен тщательно изучить массу документов, касающихся истории отношений данного клиента с банком, истории работы клиента на рынке, взаимоотношений с другими лицами и компаниями, с правоохранительными и прочими контролирующими органами и т. д. Без хорошего инструментария для работы с обширной информационной базой здесь явно не обойтись.

Овчинников отметил также технологические удобства Notes. В частности, он обратил внимание на то, что продукты этого семейства естественным образом поддерживают трехуровневую архитектуру. Правда, приходится констатировать, что далеко не все отечественные банковские системы имеют подобную структуру. Возможно, это одно из обстоятельств, которое сдерживает распространение технологий Notes в российских банках. На второе обстоятельство намекнул Александр Данилин, менеджер по развитию бизнеса Lotus в России и странах СНГ. Он сообщил, что перед банковским кризисом примерно четверть крупнейших российских банков использовали у себя Notes, однако практически у всех пользователей этого продукта на конец августа имелись лишь пилотные проекты и внедрения. Похоже, у большинства российских банков в свое время не дошли руки до серьезного применения Lotus Notes, а с наступлением кризиса и подавно было не до него.