Другим элементом электронной коммерции является предоставление банковских услуг через Internet (home banking). Банковские услуги, предоставляемые через Internet, позволяют оплачивать покупки, а также управлять с помощью Internet банковскими счетами. О возможных способах предоставления банковских услуг через Internet шла речь на очередном семинаре РОЦИТ, который состоялся 11 февраля. Семинар прошел в рамках программы подготовки к Третьему Российскому Интернет-форуму, который пройдет в 11-13 марта.

В России наиболее известной и развитой системой работы с банковскими счетами является CyberPlat, разработанная коммерческим банком «Платина». Она позволяет зарегистрированным в ней пользователям оплачивать товары и услуги аналогичным образом зарегистрированных продавцов. Покупателями в системе могут выступать как клиенты «Платины», так и владельцы пластиковых карт. Продавцами могут быль любые компании или частные лица, которые имеют счет в любом банке. Разработчики CyberPlat стремились сделать ее доступной максимальному количеству пользователей, тем не менее в ее основе лежит сервис предоставления банковских услуг через Internet: выписки по счетам, оплата любого счета в любом банке и некоторые другие банковские операции, доступные через Internet зарегистрированным пользователям CyberPlat.

Не менее интересной системой для удаленного управления банковскими счетами является «Телебанк», разработанный коммерческим банком «ГутаБанк». Хотя первоначально система была предназначена для предоставления банковского сервиса по телефону, однако разработчики быстро адаптировали ее под возможности Internet. В числе пользователей системы - только клиенты «ГутаБанка», которые могут выполнять операции со своими счетами как через Internet, так и по телефону. Причем телефон может работать в двух режимах: с оператором или со специальной системой компьютерной телефонии. Авторизация клиентов выполняется с помощью специального устройства (жетона), генерирующего используемые в системе одноразовые пароли, которые одновременно являются и электронной подписью клиента. Пользователи системы могут оплачивать и коммунальные платежи, причем по старым номерам счетов, которые автоматически преобразуются в новые. Пока система функционирует в тестовом режиме, но уже к лету ожидается ее более широкое использование.

Еще одна новинка, представленная на семинаре, - «Домашний банк», разработанный коммерческим банком «Автобанк». Эта система позволяет клиентам «Автобанка» пользоваться некоторыми услугами банка через Internet. Однако пока работает перевод денег только в пределах «Автобанка». «Домашний банк» является развитием технологии «банк - клиент», предусматривающим для клиента возможность удаленно подключиться к банковской системе по телефонной линии. Авторизация пользователя при работе через Internet выполняется с помощью специальной таблетки, на которой содержится его электронная подпись. Такой метод авторизации требует специального устройства считывания, поэтому выполнять операции с чужого компьютера клиент, как правило, не может. Для пользования системой клиент «Автобанка» должен заплатить 500 руб. за оборудование и программное обеспечение для авторизации и ежегодно вносить 400 руб. на обслуживание.

На семинаре были представлены только три системы, однако выступающие отмечали, что российские банки сейчас заинтересовались возможностями Internet. Это связано с тем, что, по мнению сотрудников «Гутабанка», технология предоставления банковских услуг через Internet позволяет в десять раз уменьшить издержки на выполнение банковских операций. Уменьшение издержек - хороший стимул для предоставления банковских услуг через Internet.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями