Ольга Алехна: «Пилотный проект для того и нужен, чтобы обкатать на практике идею, которая хорошо выглядит на бумаге»
Большинство информатизационных проектов, в том числе и весьма крупных, не привлекают общественного внимания, даже если они касаются широких народных масс непосредственно, как, например, проект автоматизации московского метро. Сначала вопросы о целесообразности проекта как такового решаются в высоких федеральных и/или муниципальных сферах, потом не слишком громко проходит тендер и только потом победитель оного оповещает всех о своем достижении, а проигравшие комментируют событие в кулуарах. В силу каких-то причин проекту «Карта москвича» повезло несколько больше. О нем заговорили задолго до его воплощения в жизнь. Мнения о предназначении и необходимости проекта, как водится, были самые разные.

На вопросы о том, что же представляет собой «Карта», заместителю главного редактора Computerworld Россия Дмитрию Гапотченко отвечает главный специалист ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» Ольга Алёхна.

Пожалуйста, pасскажите о проекте.

Официально старт проекту «Карта москвича» был дан в феврале 1998 года, когда мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение «О мерах по совершенствованию информационно-расчетных технологий с использованием пластиковых карт». Этот документ, как и последующие, был подготовлен силами специалистов Дирекции информационно-расчетного развития, созданной в МКНТ специально для работы над «Картой москвича». В декабре правительство Москвы приняло постановление «О создании в городе Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием 'Карты москвича'» и ряд других документов, формирующих концепцию карт.

Изначально планировалось, что «Карта москвича» - это одна карта. Однако в процессе работы над проектом мы выявили, что рационально строить зависимость числа карт в руках одного горожанина от числа объектов, на которые распространяется функциональность карт. Так, например, на человека (как объект) выдается одна карта, на которой удобно разместить данные личного характера - паспортные, медицинские, страховые и так далее, да и личный карточный счет в банке тоже. А если за объект взять квартиру, то удобнее иметь отдельную карту, на которой будут сосредоточены все данные, достаточные для вычисления суммы квартплаты, осуществления платежа как такового, формирования различных документов, связанных с жильем, и т. п. Карта транспортного средства - скорее всего тоже самостоятельная карта. Объект «автомобиль» имеет свои уникальные технические характеристики, историю... При этом данные владельца в «биографии» машины - величина переменная. Таким образом, москвич будет иметь карту транспортного средства, выдаваемую в рамках проекта «Карта москвича», однако при смене автомобиля будет меняться и карта.

Из этих примеров ясно, почему мы стали вести речь о том, что в наборе москвича может быть не одна карта, а несколько.

Предположительно на личной, персональной карте логически разместятся информационный, расчетный и платежный блоки, а также ключи доступа к информационным системам.

Информационный блок будет содержать данные о владельце карточки. Ведь часто приходится заполнять справки, анкеты, вводить однотипную информацию. При помощи карточек и считывающих устройств процесс формирования личных документов упростится.

Расчетный блок необходим для того, чтобы калькулировать суммы к оплате с учетом некоторых индивидуальных особенностей держателя карты - например, права на скидку в таком-то размере. В соответствии с информацией от расчетного блока сработают платежные приложения.

В рамках реализации проекта планируется построение Московской платежной системы - локальной, городского масштаба. Отличительная черта этой системы - обеспечение ее «платежеспособности» муниципальными властями, гарантирование поступлений без задержек пенсий, стипендий, зарплаты бюджетникам и т. д. Платежные приложения на картах будут реализованы технологически на микропроцессоре. То есть «Карта москвича» - это смарт-карта. Однако в интересах москвичей, часто выезжающих за пределы города (в том числе и за рубеж), возможно размещение на карте и магнитной полосы для связи с международными платежными системами, такими как VISA, Europay, Mastercard и так далее.

С помощью ключей доступа граждане смогут считывать данные из своих персональных файлов. Сейчас информация о жителях города рассредоточена по соответствующим структурам - от милиции до трудовой организации и так далее, а при помощи карты можно будет получить всю информацию о себе так, будто она хранится в одном месте. Нужно особо отметить, что проект носит ярко выраженный социальный характер, что повышает степень ответственности организаторов. Именно поэтому массовому распространению в Москве «Карт москвича» будет предшествовать пилотная апробация решений. В качестве пилотных зон для отработки приложений определен город Зеленоград, а также Западный административный округ, районы Выхино-Жулебино.

Как планируется «осваивать» пилотные районы?

Сферой реализации первого этапа проекта определен потребительский рынок города Москвы. Это значит, что первые карты зеленоградцы летом-осенью текущего года получат в виде индивидуальных карточек (персональная карточка с личными данными, в том числе дающими право на льготы), с помощью которых можно будет расплачиваться в магазинах и иных предприятиях потребительского рынка города Зеленограда.

Мы планируем сначала выпустить небольшое количество карт - порядка 20 тысяч штук. В дальнейшем, по мере «обкатки», их число дойдет до 150 - 200 тысяч. Следует отметить, что население этого региона составляет примерно 240 тысяч человек. Мы только запускаем проект, поэтому пока процедура выдачи, распространения карт не определена.

Пилотный проект нужен как раз для того, чтобы обкатать на практике идею, которая довольно хорошо выглядит на бумаге, понять для себя, что нужно доделать, усовершенствовать, как сделать так, чтобы карта стала для москвича удобным, повседневным инструментом.

Во сколько обойдется проект и кто будет его финансировать?

Общую оценку стоимости проекта можно дать на основе сравнения с подобными решениями на Западе. Она составит порядка 1,5 - 2 млрд. долл. Безусловно, необходимо привлечение финансов извне. Уже определен генеральный инвестор - американская корпорация Oracle. Однако, поскольку проект достаточно обширен и весьма недешев, потребуются и иные формы финансирования со стороны участвующих в нем компаний. При этом следует отметить, что правительство Москвы по понятным причинам лоббирует интересы отечественных производителей. Иностранным партнерам следует иметь в виду, что производство карт и необходимого для работы проекта оборудования должно будет размещаться в Москве (в пределах технических возможностей); в частности, очень удобная для этого зона - Зеленоград, где есть опыт наукоемкого производства, там сосредоточено много заводов такого рода. Ведь нам понадобятся карточки, стационарные и переносные (например, для ГАИ или «Скорой помощи») портативные устройства считывания карт для предоставления информации сотрудникам соответствующих служб и самим горожанам, модернизированные (для работы с картами) кассы и т. д. Мы, скорее всего, будем создавать так называемый пул партнеров-инвесторов и потенциальных производителей, а не ориентироваться на какую-либо одну фирму.

Какую выгоду получит держатель «Карты москвича»?

Прежде всего это удобство ведения личного документооборота, его упорядочение. Также можно вести речь о дополнительных доходах от начисления процентов на остатки на его карт-счете, скидках на товары и услуги при оплате их безналичным путем за счет налоговых льгот (в случае их предоставления правительством Москвы и Московской Думой), скидках на товары и услуги, предоставляемые торговыми и сервисными предприятиями в целях закрепления покупателей.

Карточки будут продаваться или раздаваться? И сколько они будут стоить?

Оценка требований технологических возможностей смарт-карт, пригодных для использования в проекте «Карта москвича», позволяет говорить о примерной стоимости в 10 долл. Безусловно, цена на карту существенно зависит и от объема эмиссии. При тиражах в 1 млн. карт и более ориентировочная стоимость карты такого класса - 4-5 долл. Льготные категории населения будут получать карты бесплатно, а обычным жителям, скорее всего, придется частично оплачивать. Однако окончательно этот вопрос пока не решен. Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить раздачу максимального количества карт бесплатно.

Как будут распространяться карточки?

Планируется создание Московского эмиссионного центра. Это учреждение будет осуществлять в том числе и управление всем проектом.

При этом большое число размещаемых на карте приложений никоим образом не усложнит процедуру получения, эксплуатации, утилизации и обновления «Карты москвича». Все обязательства по взаимодействию с коммерческими и некоммерческими, городскими и частными организациями, обеспечивающими работу тех или иных приложений, берет на себя МЭЦ. Он выступит также своеобразным «интерфейсом» между сложной, комплексной общегородской (с перспективой расширения и развития) системой «Карта москвича» и человеком. МЭЦ будет распространять карты и работать с населением, скорее всего, через существующую сеть паспортных столов, сберегательных банков или почт - мы тоже еще не до конца определили это, - идет работа.

Как могут подключаться к проекту новые участники?

Если фирма уверена, что ее приложением на карточке захочет воспользоваться достаточно большое количество горожан, она покупает лицензию, то есть право быть записанной на КМ, разрабатывает соответствующее приложение, после чего все желающие могут записать его на карту в пунктах МЭЦ. Владелец карты изучает некий проспект, в котором рассказывается о доступных приложениях, выбирает нужные. При необходимости он может прийти в МЭЦ и сменить приложения.

КМ - только для москвичей?

Есть идея ввести так называемую гостевую карту, чтобы не ущемлять права иногородних граждан. Приезжий будет заинтересован в получении этой карты, потому что по ней, например, будет предоставляться скидка на какие-либо товары, покупаемые на территории города, на проезд и так далее. Предположительно приезжие, желающие воспользоваться гостевой картой, должны будут внести залог, который им возвратят при сдаче гостевой карты. Город, в свою очередь, сможет пользоваться деньгами приезжего как своего рода коротким кредитом. Гарантия возврата денег приезжему безусловно будет обеспечена, и гарантом выступят государственные учреждения, а также правительственные на уровне Москвы. В дальнейшем, может быть, на уровне Федерации.