Мнение представителей российских компаний: есть ли преимущества у российских сборщиков перед зарубежными?
Мнение представителей зарубежных компаний: есть ли преимущества у российских сборщиков перед зарубежными?
Мнение редакции: «Российские сборщики ПоКа скорее живы, чем...»

В продолжение материала, опубликованного в № 48 нашего еженедельника за прошлый год, предлагаем подборку ответов представителей ряда российских и зарубежных компаний на вопросы о перспективах рынка ПК. В своеобразной заочной дискуссии участвовали: Игорь Макаров (менеджер по продвижению продукции Dellsystems), Виктор Мочалов (вице-президент компании CLR), Владимир Нестеров (на момент опроса - зам. директора «Клондайк»; в настоящее время в компании не работает), Святослав Сорокин (менеджер по маркетингу компании Compaq), Александр Стариков (менеджер по маркетингу компании «Валга»), Юрий Студеникин (генеральный менеджер компании Acer-CIS), Александр Халаев (менеджер по маркетингу компании Hewlett-Packard), Сергей Швец (генеральный директор компании «Инел»), Валерий Щукин (генеральный директор компании R-Style Computers).


Мнение представителей российских компаний: есть ли преимущества у российских сборщиков перед зарубежными?

Стоимость сборки

По мнению Владимира Нестерова, понятие «стоимость сборки» - очень отвлеченное: так, стоимость сборки двух различных системных блоков на заводе «Квант» может различаться на порядок. Он считает, что говорить нужно о другой - реальной стоимости сборки, включающей накладные расходы компании в расчете на производство одной машины (удельные накладные расходы).

Самые низкие удельные накладные расходы имеют мелкие «полулегальные фирмы» минимизирующие арендную плату, не имеющие складов, расходующие минимум средств на рекламу. По мере роста объема производства и - как следствие - перехода к «легализации» накладные расходы фирм растут, а рентабельность в расчете на одну машину снижается. Снижение удельных накладных расходов становится возможным только при достижении фирмой «критического» объема производства; организация массового производства при этом должна сопровождаться грамотной системой управления и принятия решений.

По мнению Нестерова, ни одна отечественная компания - производитель компьютеров не достигла подобного уровня, а видимость благополучия многих фирм в 1997 и первой половине 1998 годов была обусловлена, в основном, «перегретостью» компьютерного рынка и деньгами, получаемыми российскими компаниями от зарубежных партнеров-поставщиков. Фактически реальная стоимость сборки компьютера у российских компаний не ниже, чем у зарубежных, однако она отличается по структуре.

Сергей Швец также считает, что стоимость сборки в России и за рубежом находится почти на одинаковом уровне. Впрочем, сборка за рубежом - например, на Тайване - может оказаться и дешевле. Однако, по мнению Швеца, следует учитывать, что стоимость сборки по сравнению с падением цены готовой компьютерной системы за срок ее транспортировки весьма мала. Скажем, если стоимость сборки составляет примерно 1% от стоимости системы, то за время транспортировки заказчику система может «подешеветь» на 15-20%. Поэтому если рассматривать два фактора - стоимость сборки компьютеров и близость сборочной базы к рынку потребления, то величина стоимости сборки становится незначительной.

По словам Александра Старикова, себестоимость компонентов для сборки компьютеров у крупнейших мировых производителей - учитывая маштабы их производства - безусловно ниже. Что же касается накладных расходов на сборку компьютеров, то они, по утверждению Старикова, у российских сборщиков ниже, а значит у них ниже и стоимость сборки.

Более низкую стоимость сборки компьютеров у российских компаний Валерий Щукин объясняет, в частности, гораздо меньшими - по сравнению с затратами зарубежных производителей - вложениями отечественных сборщиков в собственные технологические разработки и продвижение торговых марок.

Оперативность использования технологических новинок

Может ли российский сборщик представить «накрученный» компьютер раньше зарубежных? Владимир Нестеров и Александр Стариков отмечают, что российские компании делают «накрученные» машины под заказ - или в качестве демонстрационного образца, - а не выпускают их серийно. Вследствие этого отечественные сборщики на местном рынке имеют временное преимущество перед зарубежными производителями.

Сергей Швец рассматривает этот вопрос немного в другом аспекте. Он согласен с тем, что у российских сборщиков такая же оперативность получения технологических новинок (например, образцов компьютерных компонентов) от тайваньских, американских или других производителей, как и в любой другой стране.

Разница - в характере отечественного компьютерного рынка, точнее в его инертности. Например, в США рынок очень быстро реагирует на новинки: от их появления до начала массовых продаж проходит не больше месяца. Причем еще до выхода новинок идет массированная реклама, что в дальнейшем ведет к увеличению объема продаж.

В России же, чтобы новый продукт начал продаваться, должно пройти два-три месяца, а иногда и полгода. При том, что Intel и другие производители очень активно ведут рекламную и информационную поддержку своих новинок. Так что, несмотря на оперативность отечественных сборщиков, активного спроса на их новейшие изделия среди российских пользователей пока нет.

Использование рекламы и маркетинга

Причина преимущества зарубежных компаний перед российскими в том, что касается рекламы и маркетинга, на взгляд Сергея Швеца, проста: зарубежные компании могут привлекать более профессиональных специалистов. «У западных компаний - больше финансовых ресурсов, больший объем рекламы и более профессиональная работа в области маркетинга и PR», - поясняет он.

Тем не менее действующие на российском рынке зарубежные компании, как правило, имеют свой «недостаток»: они - достаточно крупные. Поэтому, как и любой большой системе, им свойственна задержка в принятии решений, что сказывается на эффективности последних.

Поскольку зарубежные компании планируют свой рекламный бюджет на полгода или год, вследствие кризиса, как считает Швец, они потеряли от неэффективной рекламы гораздо больше, чем их российские конкуренты. Некоторые зарубежные производители еще в ноябре прошлого года продолжали рекламную кампанию, которая «уже не действовала в сентябре».

Вообще, по мнению Швеца, относительно небольшие - по сравнению с крупными иностранными компаниями - российские сборщики оказались более гибкими и должны легче перенести последствия кризиса.

С точки зрения Владимира Нестерова, российские компании принимают «более здравые решения в области рекламы и маркетинга». Преимущество отечественных компаний он связывает отчасти с «сильным и не всегда адекватным реальным условиям влиянием зарубежных маркетологов на политику зарубежных фирм».

По-видимому, с его мнением не совсем согласен Александр Стариков. Он отмечает различие в направленности рекламы: зарубежные компании нацелены на корпоративный рынок и дилерскую сеть, российские сборщики - на рынок домашних ПК и предприятия малого и среднего бизнеса.

Что касается последствий кризиса, то, как считает Стариков, рекламные бюджеты зарубежных компаний пострадали в меньшей степени именно потому, что соответствующие средства выделялись ими в начале финансового года и до его окончания не пересматривались. Ведущих же российских сборщиков кризис заставил резко снизить объем рекламы.

По мнению Валерия Щукина, в области рекламы и маркетинга у российских и зарубежных компаний позиции равные. Даже несмотря на то, что на крупные западные компании работают целые маркетинговые центры, а российские - строят свой маркетинг, как правило, на основе собственного опыта, проб и ошибок.

Как считает Щукин, различие между российскими и зарубежными компаниями в отношении рекламы и маркетинга обусловлено тем, что они нацелены преимущественно на различные сегменты рынка: зарубежные - на корпоративный, российские - на домашний.

Вопросы технической поддержки и обслуживания

На сегодняшний день российская сборка, по мнению Александра Старикова, отличается большей «мобильностью» и обеспечивает более оперативный (в смысле сроков исполнения) и широкий набор услуг (модернизация, сборка в канале, переконфигурирование, конфигурация на заказ, обслуживание по месту установки и т. п.) как для реселлеров, так и для конечных клиентов.

Меньшую гибкость зарубежных компаний в области сервисного обслуживания Валерий Щукин объясняет, в частности, необходимостью применения строго определенных компонентов. Например, Hewlett-Packard использует для замены в компьютерах только собственные комплектующие: установка близкого по характеристикам жесткого диска, не входящего в список «допустимых» компонентов, не приветствуется. По крайней мере, подобные действия в условиях сервисного обслуживания HP не оговорены.

В то же время у российских компаний здесь имеется преимущество, поскольку модернизацию и ремонт компьютеров гораздо проще производить, используя массово продаваемые на рынке комплектующие.

Что же касается уровня технической поддержки, то, как считает Щукин, в зарубежных компаниях несколько лучше организована работа «горячих линий».

Владимир Нестеров различает желания и возможности: в области технической поддержки и сервисного обслуживания «российские компании потенциально имеют очень большие преимущества, так как работают в непосредственном контакте с потребителями и могут очень гибко изменять свою политику». Однако, как добавляет он, очень немногие компании реализуют этот потенциал.

Сергей Швец менее оптимистичен в оценке преимуществ российских компаний. Он считает, что у западных компаний большой опыт в области технического обслуживания. И если оно налажено и в России (как, например, у HP), то это сервис - очень высокого уровня, и российским компаниям следует стремиться к тому же.

Правда, у сервиса зарубежных компаний есть недостаток: он - достаточно дорог. Если бы, по словам Швеца, российские компании могли «продавать сервис за такие же деньги», то они были бы в состоянии привлечь необходимых специалистов и построить сервисную структуру столь же высокого уровня.

Кроме того, в отличие от HP у многих зарубежных компаний собственного сервисного обслуживания в России просто нет. Вообще хороший сервис можно обеспечить только там, где имеется большой парк установленных компьютеров. Это справедливо для Москвы и крупных городов. А дальше...

Сборка на заказ

Как считает Александр Стариков, сборка в канале и на заказ - слабое место зарубежных производителей. Соглашаясь с этим, Владимир Нестеров уточняет, что преимущество российских сборщиков наиболее ярко проявляется при производстве «тяжелых» машин (графических станций, домашних мультимедийных центров и т. п.), когда заказчик хочет получить «подогнанную под его индивидуальные запросы машину».

По словам Сергея Швеца, в нынешних условиях сборка на заказ становится более популярной. Между тем до недавнего времени многие компании продавали все больше и больше типовых моделей компьютеров. Это объяснялось тем, что собирать «под заказ» большое количество компьютеров очень сложно и нереально. Не столько из-за трудоемкости, сколько из-за возможной потери качества по причине несовместимости комплектующих.

Однако при сборке заказных конфигураций компании, в принципе, удается минимизировать издержки: не надо держать большие запасы на складе, выстраивать логистику. В этом случае себестоимость компьютеров получается особенно низкой.

Как считает Швец, можно говорить о двух нишах потребления при сборке на заказ. Первая - очень дешевые компьютеры; вторая - специализированные недорогие компьютеры. Сейчас спрос на специализированные компьютеры - довольно низкий. Зато ниша дешевых компьютеров в настоящее время весьма перспективна: российский рынок очень сильно сместился в сторону дешевых машин.

Валерий Щукин полагает, что возможность индивидуальной работы российских компаний с каждым клиентом приведет к тому, что заказчики все чаще будут склонятся к покупке произведенных в России ПК и даже серверов, предпочитая их при прочих равных условиях аналогичной продукции зарубежных производителей.

Где преимущества российских или зарубежных компаний проявляются наиболее ярко?

Преимущества российских компаний, как считает Владимир Нестеров, очевидны при работе на рынке малых и средних предприятий, а также на рынке индивидуальных пользователей.

Сергей Швец высказывает более общие утверждения. На его взгляд, так же как и в области рекламы, при формировании производственных заказов крупные зарубежные сборщики оказываются менее гибкими по сравнению с российскими компаниями. В условиях уменьшения общего потока поставок зарубежным сборщикам становится труднее их планировать.

Общее правило, по мнению Швеца, гласит: «Преимущество зарубежных производителей тем больше, чем больше поток техники, который продвигается ими внутри какого-то рынка».

Это справедливо, в частности, в отношении технической поддержки: при достаточном потоке компьютеров зарубежная компания планирует открытие сервисного центра.

У российских сборщиков - другие проблемы. Им приходится решать проблемы финансирования: развитие необходимой структуры все равно надо поддерживать. Однако они в состоянии довольно оперативно реагировать на спрос, переключаясь, например, на компьютеры «под заказ», даже если их нет в модельном ряду.

Можно ли говорить об увеличении или уменьшении преимуществ одной из сторон?

Владимир Нестеров видит две тенденции. С одной стороны, в условиях «охлаждения» российского компьютерного рынка и вывода с него зарубежными производителями своих средств многие российские фирмы оказались в очень трудном положении, и их потенциальные преимущества практически не могут быть реализованы.

С другой стороны, общее уменьшение инвестиционных средств на рынке заставляет многих потенциальных потребителей снижать требования к престижности техники и с интересом относиться к предложениям российских компаний.

О сложности прогнозирования говорит и Александр Стариков. По его мнению, основной потребитель оборудования зарубежных производителей - корпоративный рынок - сильно уменьшился. Но сжался и рынок SOHO, где доминировали российские компании. Поэтому Стариков не исключает возможности уменьшения доли «российской сборки» вследствие ухода с рынка некоторых ведущих российских компаний.

На всех ли сегментах рынка будет сохраняться ранее достигнутое преимущество одной из сторон?

Как считает Владимир Нестеров, на рынке SOHO и корпоративном рынке потенциальные преимущества российских компаний усиливаются, но вопрос в том, смогут ли они реализоваться. На рынке «тяжелых» серверов преимущества зарубежных производителей очевидны, и такая ситуация сохранится.

Для Сергея Швеца бесспорным является лидерство российских сборщиков на рынке SOHO. Однако на рынке крупных корпоративных заказчиков перевес, по его мнению, пока на стороне западных компаний (хотя бы из-за того, что у многонациональных компаний есть корпоративный компьютер).

В области серверов, как полагает Швец, тоже выигрывают зарубежные компании, поскольку они могут предложить, в частности, более сложные серверы. В России же делать хорошие серверы при малой серийности тяжело и неэффективно.

Между тем Александр Стариков предполагает, что зарубежные фирмы в настоящее время обладают большими финансовыми ресурсами, позволяющими потеснить российских сборщиков во всех сегментах рынка, в том числе и на рынке SOHO. Тем не менее сделать это им пока не удалось.

На взгляд Валерия Щукина, российские компании в состоянии увеличить свою долю на корпоративном рынке, поскольку все потенциальные заказчики весьма ограничены в средствах, а российские компьютеры дешевле аналогичных моделей зарубежной сборки.


Что произойдет, если зарубежные компании совсем перестанут рекламировать свою продукцию? Как отреагирует отечественный потребитель на такую ситуацию? Будет ли он по-прежнему больше доверять «брендам» или по прошествии некоторого времени его внимание переключится на отечественную продукцию?

Как считает Сергей Швец, рынок домашних ПК очень слабо ориентирован на технику известных западных производителей: ее доля на нем составляет лишь от 10 до 20%. Поэтому если рассматривать российский рынок домашних компьютеров, то наличие или отсутствие рекламы зарубежных компаний на нем никак не скажется.

На корпоративном рынке - более инертная ситуация: даже если зарубежные компании и перестанут себя рекламировать, те пользователи, у которых уже установлены компьютеры, скажем, IBM или HP, вероятнее всего в следующий раз вновь приобретут компьютеры тех же производителей.

Кроме того, большой рынок потребления «белой» техники - это представительства западных компаний, у которых есть понятие «корпоративного компьютера». Реклама компьютеров в России также не оказывает на них влияния.

Означает ли это, что реклама совершенно не важна? По мнению Швеца, реклама техники зарубежных производителей все же в большей степени ориентирована на корпоративного пользователя, скорее даже на людей, принимающих решение. А потому она должна быть «большой и действенной», то есть служить «наглядным доказательством того, что техника хороша». При отсутствии такой рекламы чиновникам будет очень сложно объяснять, почему они отдают предпочтение технике зарубежных производителей.


Мнение представителей зарубежных компаний: есть ли преимущества у российских сборщиков перед зарубежными?

Стоимость сборки

Как отметил Игорь Макаров, российские сборщики имеют преимущество перед зарубежными именно с точки зрения стоимости сборки, не превышающей 20 долл. Столь низкая стоимость обусловлена, по его мнению, невысокой оплатой труда сборщиков (в докризисные времена - до 200 долл.), отсутствием многоступенчатых тестов, призванных обеспечить должное качество.

По мнению Святослава Сорокина, далеко не все российские компании могут себе позволить полностью платить налоги, сопутствующие производству. Они также редко учитывают амортизацию оборудования в стоимости произведенной продукции. Наряду с более дешевой - по сравнению с Шотландией или США, где расположены заводы Compaq - рабочей силой, указанные выше два фактора обеспечивают безусловное преимущество российским сборщикам.

С подобным выводом согласен и Юрий Студеникин: Acer также на собственном опыте знает, во что обходится компании сборка компьютеров в европейской Финляндии даже по сравнению с производством на тайваньском заводе. Так как после кризиса российский рынок «схлопнулся», стоимость сборки компьютера российскими компаниями будет все больше и больше возрастать, поскольку значительно сократилось количество выпускаемых ПК и в силу того, что отечественные производители компьютерной техники станут все больше уделять внимания качеству своих изделий. На взгляд Студеникина, это объективный процесс.

По мнению Виктора Мочалова, стоимость сборки как таковая - при равном качестве компьютеров - примерно одинакова и у российских, и у зарубежных компаний. Но попытка ее уменьшения неотвратимо приводит к снижению качества. Между тем стоимость сборки - не самая существенная среди составляющих, из которых складывается цена компьютера. Гораздо более критичным в данном случае является высокий уровень фиксированных накладных расходов. По этой причине российские компании могут добиться эффективности производства только при большом объеме выпуска компьютеров. «В нынешних условиях склад и производство на территории России - самый крупный 'недостаток' компании, специализирующейся на сборке компьютеров», - заключает Мочалов.

Оперативность использования технологических новинок

Ответ на вопрос о том, может ли российский сборщик представить более совершенную в техническом плане новинку раньше зарубежных компаний, у Святослава Сорокина и Игоря Макарова одинаков: «Нет, не может». Как уточняет Сорокин, такая тенденция сохраняется благодаря стратегическому сотрудничеству крупнейших зарубежных производителей компьютеров с международными партнерами, специализирующимися в разработке ПО и производстве компонентов.

Виктор Мочалов и Александр Халаев допускают преимущество российских компаний в оперативности использования технологических новшеств, однако только при условии, что речь идет о выпуске опытных образцов, а не массовых продуктов. Недостаточную оперативность зарубежных производителей в этом случае они объясняют их более серьезным подходом к выпускаемой продукции: проведением интенсивного тестирования, проверкой разного рода совместимости, получением необходимых лицензий и сертификатов и т. п.

Несмотря на это, зарубежные компании, как считает Виктор Мочалов, могут иметь преимущество перед российскими в оперативности использования технологических новинок даже при создании опытных образцов. Подобная возможность появляется, например, в случае ограничений на производительность импортируемых процессоров. В частности, из-за ограничений, установленных федеральной торговой комиссией США, до недавнего времени российским сборщикам официально не был доступен объявленный в конце августа прошлого года процессор Pentium II с тактовой частотой 450 МГц.

Использование рекламы и маркетинга

Юрий Студеникин уверен, что первенство в этой сфере - за зарубежными компаниями, поскольку у них есть гораздо больший опыт, возможность консолидации маркетинговых денег и, поскольку общемировые продажи зарубежных компаний в сотни и даже тысячи раз превышают продажи российских сборщиков, их рекламные бюджеты гораздо больше. «У них просто есть деньги, - уточняет Студеникин. - И кризис даже в такой большой, но отдельно взятой стране не наносит столь существенного урона общему финансовому состоянию компании».

Благодаря этому зарубежные компании могут позволить себе заплатить сотню тысяч долларов за «шикарнейший рекламный ролик, который будет не по зубам любой российской компании». Однако один и тот же ролик может не всегда одинаково хорошо сработать и в США, и в Японии, и в России, и в Германии, и где-нибудь в Арабских Эмиратах.

Конечно, должна быть учтена «местная специфика». Между тем, хотя крупные зарубежные компании могут пригласить рекламного гения, которого никогда не возьмет к себе на работу отечественная фирма, трудно предугадать заранее, как в России будут восприняты его идеи?

По мнению Святослава Сорокина, преимущество российских компаний с точки зрения использования рекламы и маркетинга заключается в том, что их поддерживает большинство поставщиков комплектующих: благоприятные условия для развития бизнеса российских фирм создаются благодаря специальным фондам развития.

Тем не менее «раскрученная» торговая марка международного производителя при проведении маркетинговых акций любого масштаба, по утверждению Сорокина, «способна творить чудеса» или, по крайней мере, вызывать больше доверия. Достаточно высоко оценивает эффективность усилий зарубежных компаний в этой области и Александр Халаев. По его мнению, в крупных компаниях реклама и маркетинг вообще не могут быть приостановлены на какое-то время. Но поскольку инвестиции в эти сферы не дают прямого эффекта, то при снижении издержек компании расходы на рекламу и маркетинг становятся первыми претендентами на сокращение. Что собственно и наблюдалось сразу после августовского кризиса. По мнению Халаева, от отсутствия прямой рекламы может одинаково пострадать и российская, и зарубежная компания.

Вопросы технической поддержки и обслуживания

С этой точки зрения российские и зарубежные компании находятся примерно в равных условиях: таково мнение Святослава Сорокина. Он считает, что перед теми и другими стоит задача расширения сервисной сети как в количественном плане, так и по «географическому охвату».

Однако Юрий Студеникин считает, что отечественные сборщики в вопросах технической поддержки и сервисного обслуживания имеют некоторое преимущество перед зарубежными в силу того, что, являясь российскими компаниями, ведут коммерческую деятельность на территории России в «рублевой зоне» и сочетают в себе функции изготовителя, дистрибьютора, розничного продавца, интегратора и сервис-центра. Благодаря чему находятся гораздо ближе к своему покупателю.

Практически все зарубежные производители прямых продаж не осуществляют (за исключением отдельных крупных контрактов), поэтому «далеки от покупателя» и предоставляют свой сервис «опосредованно». Между тем в условиях неразвитого рынка и отсутствия единых стандартов на техническое обслуживание контроль за сервисными компаниями, как правило, затруднен. А потому качество предоставляемых услуг может быть различным и отчасти не соответствовать пожеланиям клиента.

Несмотря на это, у зарубежных производителей есть гораздо более солидный опыт и технология ведения сервисного и технического обслуживания своих заказчиков.

И в случае, когда «коммуникации» между клиентом и российским представительством зарубежной компании налажены на должном уровне, зарубежная компания может получить несомненное преимущество перед российскими.

Виктор Мочалов согласен с тем, что российским сборщикам легче организовать сервисное обслуживание. Тем не менее у CLR «эта задача была решена изначально». «Наш основной склад находится в Москве, что приближает нас к российскому рынку», - поясняет он.

По мнению Александра Халаева, решая вопрос о том, у кого приобретать компьютер, его будущий владелец должен учитывать один важный аспект. Хотя небольшая российская компания сегодня и готова выполнить любую прихоть клиента, неизвестно, будет ли она работать на рынке, скажем, через полгода. В отношении крупных зарубежных компаний такие сомнения просто не возникают.

Сборка на заказ

По мнению Святослава Сорокина, здесь у российских сборщиков больше преимуществ. Это обусловлено тем, что общие объемы выпуска компьютеров российскими компаниями, уступающие объемам производства крупнейших международных корпораций, «позволяют более адекватно реагировать на нестандартные условия».

Тем не менее даже такой гигант, как Compaq, уже использует оптимизированную модель дистрибуции, которая позволяет собирать компьютеры в соответствии с пожеланиями заказчика (build-to-order).

Как считает Игорь Макаров, «сборка на заказ» в российских условиях чаще похожа на стремление удовлетворить любые - даже необдуманные - пожелания заказчика. При этом нередко страдает качество собранных на основе «подобных спецификаций» компьютеров.

Как полагает Юрий Студеникин, потеря качества наблюдается больше, чем в половине случаев. Сборку на заказ, на его взгляд, вряд ли стоит рассматривать как тенденцию развития компьютерного рынка, скорее она является лишь маркетинговым приемом.

Что же касается преимущества, то объективно оно - за российскими сборщиками. Они, как правило, более открыты к подобной технологии работы с заказчиком.

Согласившись в принципе с тем, что первенство в сборке на заказ - за российскими компаниями, Александр Халаев заметил, что их преимущество не настолько велико. Хотя у Hewlett-Packard - как и у других крупных производителей - имеется строго обозначенный модельный ряд компьютеров, дилеры компании могут в некоторых пределах изменять конфигурацию компьютеров, добавляя или заменяя отдельные компоненты.

Кроме того, HP развернула дистрибуторскую программу TopValue, которая позволяет сократить сроки поставки компьютеров на российский рынок и привести структуру поставок в соответствие со спросом и динамикой продаж.

Как отметил Виктор Мочалов, среди зарубежных поставщиков CLR находится в уникальном положении: «решение о сборке в канале компания приняла с самого начала»: микросхемами памяти, винчестерами, накопителями DVD-ROM и другими компонентами компьютеры доукомплектовываются на месте продажи. В наиболее тяжелые кризисные дни CLR сужала номенклатуру выпускаемых моделей, увеличивая число заказных конфигураций. Такое решение Мочалов объяснил неопределенностью ситуации в условиях снижения спроса: «Непонятно, как будут продаваться различные модели и какие из них надо завозить в Россию». В дальнейшем компания постепенно вернулась к поставкам компьютеров на основе модельного ряда.

Где преимущества российских или зарубежных компаний проявляются наиболее ярко?

По общему мнению, наиболее ярко преимущество отечественных компаний проявляется на рынке персональных компьютеров, особенно это касается машин для домашнего использования.

Можно ли говорить об увеличении или уменьшении преимуществ одной из сторон?

Как считает Игорь Макаров, вследствие кризиса российские сборщики с целью снижения цены - и сохранения своего первенства над зарубежными компаниями - пойдут на ухудшение качества, а кроме того, будут поставлять на рынок продукцию «вчерашнего» дня.

По мнению Виктора Мочалова, какие-либо перемены в раскладе сил на российском компьютерном рынке будут определяться не только финансовой ситуацией в стране, но и другими факторами. В частности тем, будут ли приняты меры по защите интересов отечественных компаний-производителей.

На всех ли сегментах рынка будет сохраняться ранее достигнутое преимущество одной из сторон?

«Конечно же нет», - отвечает Юрий Студеникин, добавляя, что на рынке корпоративных серверов преимущества зарубежных производителей «были, есть и будут». Они просто неоспоримы, хотя бы в силу того, что зарубежные компании могут себе позволить сертифицировать компьютер под различные операционные системы и международные стандарты качества производства. И российские сборщики еще очень долго не смогут составить здесь конкуренцию зарубежным компаниям. Впрочем, похожая картина складывается, по мнению Студеникина, и в сегменте портативных компьютеров.

Поскольку в корпоративном секторе российские сборщики имеют меньше возможностей по заказной сборке, как полагает Святослав Сорокин, на этом рынке о их конкуренции с зарубежными компаниями и говорить не приходится. С подобными доводами согласен и Виктор Мочалов. «Сервер - в отличие от ПК - нельзя собрать, как модель из детского конструктора», - поясняет он большую степень доверия корпоративных клиентов к продукции зарубежных компаний. В последние годы в России «на сервере не экономят».


Единодушие опрошенных относительно большей оперативности российских компаний в использовании новинок при создании опытных образцов, по-видимому, нуждается в некоторых комментариях. Один из недавних примеров - презентация новых процессоров Intel для ноутбуков: во время их предварительного анонса в ноябре прошлого года одновременно демонстрировались портативные компьютеры как российской компании «Белый Ветер - ДВМ», так и зарубежной - CLR.


Мнение редакции: «Российские сборщики ПоКа скорее живы, чем...»

Игорь Кондратьев

Отечественный компьютерный рынок уменьшился. Пожалуй, это одно из немногих утверждений, с которым согласны все участники нашего опроса. Но уже количественный аспект этого уменьшения вызывает разночтения.

И все же нынешние оценки более оптимистичны по сравнению с прогнозами сентября-октября прошлого года. Так, например, по мнению Валерия Щукина, рынок ПК сократился приблизительно на четверть (при докризисном объеме около 800 тыс. ПК). А зам. директора по развитию дистрибьюторского бизнеса в компании «Белый Ветер - ДВМ» Федор Волков уменьшение рынка мобильных компьютеров оценивает в 30%.

Естественно, места на «съежившемся» рынке на всех может и не хватить. Как изменится ситуация в ближайшем будущем?

С помощью участников опроса мы попытались наметить хотя бы качественную картину подобных изменений.

Оправдается ли прогноз аналитиков IDC, утверждавших, что зарубежные компании имеют больше шансов на успех на российском компьютерном рынке?

Конечно, из полученных нами ответов однозначный вывод сделать трудно: слишком пестрая складывается картина. Оно и понятно. Прогнозы строить вообще непросто, а тем более в отсутствие данных о реальном положении компьютерного бизнеса в стране.

И все же, по-видимому, в ближайшее время расклад сил на отечественном рынке вряд ли изменится кардинальным образом. Конечно, при условии, что нас не ждут новые потрясения, подобные августовским событиям.

Если какие-то заметные сдвиги на рынке и произойдут, то это будет скорее не перераспределение ролей между двумя группами компаний (российскими и зарубежными производителями ПК), а изменения внутри каждой из них. Недолгая история российского компьютерного рынка дает примеры, когда место одного крупного игрока, исчезнувшего с рынка, вскоре занимал другой российский сборщик.

Хотя многие компании исходят из того, что кризис - хорошее время для «передела рынка», в их стратегии кардинальных изменений до сих пор фактически не заметно. Фирмы продолжают работать в привычном для себя сегменте рынка и не ставят своей целью освоение новых.

Так, даже в условиях возросшего спроса на дешевые компьютеры зарубежные компании вовсе не стремятся на этот рынок: из-за меньшей доли прибыли он им неинтересен.

Вряд ли верно утверждение о том, что российские компании в настоящее время уступили завоеванные прежде позиции зарубежным игрокам - идет ли речь о выпуске компьютеров на базе новейших процессоров Intel, участии в инициативе по поддержке малого и среднего бизнеса, открытии магазинов розничной торговли, рекламе на телевидении или в печатных изданиях, спонсировании культурных и образовательных программ.

Несмотря на то что зарубежные компании изначально имеют некоторую фору, обусловленную большей финансовой мощью и опытом работы на других региональных рынках - в том числе и в условиях кризиса, российские компании быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям игры.

Отчасти их гибкость связана с тем, что все крупные российские сборщики являются частью холдингов, в состав которых входят также подразделения другого профиля - дистрибьюторы, разработчики ПО, системные интеграторы.

Чем хорош обрушившийся на нас кризис? Он обогатил опытом, который пригодится для преодоления будущих катаклизмов. Какие преимущества у нынешней ситуации? В условиях спада деловой активности появляется возможность и время заняться тем, до чего раньше руки не доходили.

Если применить это к российским сборщикам, то, наверное, им следует обратить более пристальное внимание на вопросы отработки качества и надежности продукции, сервисного обслуживания и технической поддержки. Ясно, что серьезные усилия в этих направлениях способны укрепить в дальнейшем их положение на рынке.

На российском рынке. Ибо в отличие от зарубежных конкурентов у отечественных компаний пока есть только один рынок.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями