ситуация не изменится, то за два следующих года к этой сумме добавится еще 15 млрд. долл.

Марк Купер, директор по исследованиям американской Федерации потребителей Америки (The Consumer Federation of America, CFA), опубликовавшей отчет совместно с еще двумя организациями - Media Access Project и U.S. Public Interest Research Group, считает, что Microsoft использует антиконкурентные методы, чтобы вытеснить с рынка другие компании или не допустить их выхода на рынок, тем самым защищая свою монополию и приобретая возможность предлагать программное обеспечение по ценам, намного превышающим цены конкурентов.

Суть стратегии ценообразования Microsoft проста - корпорация вынуждает миллионы покупателей платить за возможности, которые им вовсе не требуются. Распространение недорогих ПК могло бы открыть двери в мир информации по меньшей мере половине жителей населения, всем, кто пока не может позволить себе дорогой ПК, но такая перспектива противоречит основополагающей цели Microsoft - увеличивать свой оборот.
«Любая другая фирма предлагает более широкую функциональность по значительно меньшей цене, - подчеркнул Купер. - Если в качестве примера взять аппаратное обеспечение, то при увеличении скорости компьютеров на порядок цены на них сократились наполовину, а то и на две трети. То же справедливо и по отношению к программному обеспечению».

Прибыльность Microsoft впятеро превышает прибыльность остальных компаний отрасли. Норма прибыли выросла с 25% в 1996 году до 37% в 1998-м. Тем самым этот показатель оказался в три раза выше, чем у фирм, работающих в области программного обеспечения, и в восемь раз - в аппаратном секторе.

«На подобные претензии представители Microsoft всегда отвечают одинаково. Мол, их корпорация предлагает более ценные продукты, посему не стоит жаловаться.

Но на самом деле они просто завышают расценки настолько, насколько их конкуренты (рынок) позволяет это сделать, - подчеркнул Купер. - Microsoft и не собирается снижать цены, поскольку у нее нет ни одного сколько-нибудь серьезного конкурента».

По словам Купера, анализ, проводимый в связи с расследованием по антимонопольному иску Министерства юстиции к Microsoft, должен был выявить, как сказывается на потребителях воплощаемая корпорацией бизнес-стратегия.

Конечно, представители Минюста будут сами решать, использовать ли данные этого в качестве доказательств по делу, тем не менее в нем говорится, что 10 млрд. долл. - вполне обоснованный, если не сказать минимальный, штраф, который Microsoft следовало бы выплатить.

Анализ, в рамках которого, помимо другой информации, была осуществлена проверка внутренних документов Microsoft, показал следующее.

n За последние десять лет Microsoft удвоила стоимость своей операционной системы и намерена опять увеличить цены в два раза.

n Продано около 250 млн. персональных компьютеров с операционной системой Windows, причем стоимость каждого из них, из-за лицензионной платы Microsoft, была завышена на 35-45 долл., что в совокупности составляет 10 млрд. долл.; из них 4 млрд. долл. - на территории США.

n Microsoft проводит кампанию, цель которой - воспрепятствовать распространению недорогих персональных компьютеров, и пытается стимулировать спрос на более сложные системы, прибыль от торговли которыми более высока.

n Microsoft публично оправдывает свои цены и стратегию объединения программных продуктов в комплекты, ссылаясь на технологическую обусловленность этого и требования потребителей, в то время как на самом деле придерживается стратегии, направленной на сужение выбора операционных систем, которые OEM-производители могут предустанавливать на свое оборудование.

В Microsoft заявили, что не готовы опровергнуть все утверждения, приведенные в отчете, но подтвердили, что категорически не согласны с его посылками и заключениями.

«В целом успех программных продуктов Microsoft, в том числе и операционной системы Windows, объясняется многими факторами, в частности, достаточно низкими и стабильными ценами, - утверждает Том Пилла, представитель Microsoft по связям с общественностью. - Что касается цен, Windows 98, даже с учетом возросшей функциональности и увеличения производительности, стоит ровно столько же, сколько и Windows 95. При этом стоимость модернизации составляет 89 долл.».

Пилла также отметил, что на долю ОС в среднем приходится менее 5% стоимости всей настольной системы.

Отчет можно найти в Web по адресу www.stateandlocal.org/report.html.


Динамика цен

Компания/продукт Источник информации Период Изменение цен за год
Microsoft
Операционные системы CFA 1990-1998 4,0-5,1%
Операционные системы MS Memos 1990-1996 6,5%
Операционные системы PC Data 1996-1998 7,9%
Другие компании
Центральные процессоры MS Memos 1996-1998 -10--15%
Программное обеспечение PC Data 1996-1998 -2,8%
Программное обеспечение Sichel 1987-1993 -2,7%
Программное обеспечение Brynjolfson 1987-1992 -5--12%
Программное обеспечение Gandal 1987-1992 -15%

Источник: отчет CFA/MAP