«Основатель» рода компьютерных мышей и его потомок

Если для того, чтобы открыть эту статью на нашем Web-сервере, вы хоть раз щелкнули мышкой, - стоит добрым словом вспомнить Дуга Энгельбарта. 30 лет назад, 9 декабря 1968 года, Энгельбарт со своими коллегами произвел фурор в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) в Сан-Франциско, впервые представив компьютер с черно-белым текстовым монитором, снабженный оконной системой с контекстно-зависимой подсказкой и примитивной мышкой.

Хотя демонстрационная система и была подключена к мэйнфрейму, она стимулировала дальнейшие исследования, которые и привели к формированию таких концепций, как персональный компьютер, графический пользовательский интерфейс, а также к разработке более совершенных сетей. Фактически сеть Энгельбарта, показанная в SRI, была подключена к сети Arpanet - предшественнице Internet.

И вот через 30 лет после той памятной демонстрации 72-летнего изобретателя опять встречали в Стэнфордском университете, чтобы отдать должное его заслугам.

Легендарный Алан Кей сравнил Энгельбарта с Моисеем, приказавшим расступиться водам Красного моря. Кей был одним из основателей Xerox PARC, а также считается соавтором концепций персонального компьютера, перекрывающихся окон и современного объектно-ориентированного программирования.

Но Энгельбарт заметил, что он разочарован отсутствием прогресса в создании объединенного сообщества, которое могло бы коллективно решить в том числе и социальные проблемы. «С одной-единственной идеей персонального компьютера мы далеко не продвинемся», - подчеркнул Энгельбарт.

Одна из современных технологических проблем, по мнению Энгельбарта, состоит в том, что продукты совершенствуются ради самого совершенствования. «Скажем, слишком многие производители программного обеспечения для групповой работы стремятся лишь к тому, чтобы их презентации поражали воображение, - отметил Энгельбарт. - Они должны показать, для чего предназначен тот или иной программный продукт, какие преимущества дает его применение».

Изобретатель гипертекста Тед Нелсон с восхищением отзывался о достижениях Энгельбарта и тоже посетовал на отсутствие должного прогресса в компьютерной отрасли. Нелсон считает, что компьютер утратил свою фундаментальную цель как средства усовершенствования бумажной деятельности. «По крайней мере, бумажные документы можно легко пролистать», - заметил он. Столь же критично Нелсон отзывается о большей части современных приложений, которые, по его словам, «предназначены для клерков, а отнюдь не для людей мыслящих».

Джерон Ланье, считающийся отцом виртуальной реальности, назвал Энгельбарта идеологом гуманистического использования компьютеров за его стремление к максимальной адаптации технологий к нуждам пользователей.

Идеи Энгельбарта, при всей своей значимости, во многом остались невостребованными в силу того, что в обществе продолжает господствовать традиционное убеждение, что лучше всего использовать компьютеры для автоматизации офисной деятельности. «Такой подход губителен, - считает Энгельбарт. - Компьютеры должны не только помочь нам сделать то, что мы и так уже умеем, но и открыть более широкие перспективы».

Может быть, именно из-за этих слов патриарха состоявшееся событие в кулуарах называли не иначе как «неоконченная революция Энгельбарта».