Карл Шапиро, Хэл Р. Вэриан&Точка зрения

  
Фундаментальный принцип сетевой экономики гласит, что чем сеть крупнее, тем она ценнее для пользователей. В силу этого компании, работающие в данной отрасли, вынуждены взаимодействовать друг с другом.

Железные дороги и авиалинии заключают соглашения о взаимном предоставлении услуг пассажирам, группы банков создают клиринговые дома, осуществляющие безналичные расчеты, и согласуют условия пользования кредитными картами и банкоматами.

Примеров можно привести много. Однако особенно убедительно подчеркивает стратегическую важность взаимосвязей сама угроза разрыва таких связей. Как сетевая экономика в прошлом решала данный вопрос? Начнем с телефонии. К концу прошлого века истек срок действия некоторых патентов Bell, в связи с чем резко возросло число телефонных компаний, не преминувших воспользоваться этим фактом, что в свою очередь стало серьезной угрозой доминирующему положению на рынке самой Bell. К 1903 году компаниям Bell принадлежало уже менее половины всех телефонов в Америке, а в половине городов и городишек, куда была проведена телефонная связь, имелось как минимум два телефонных оператора.

Козырем Bell стали услуги междугородной связи, где она оставалась несомненным лидером. Bell воспользовалась этим преимуществом, чтобы предложить соглашение об обмене трафиком тем компаниям, которые не были для нее прямыми конкурентами на рынке услуг местной связи. Но при этом Bell отказалась взаимодействовать со своими непосредственными соперниками.

В результате конкуренты Bell оказались в проигрыше, причем их положение усугубилось по мере улучшения качества междугородных переговоров и снижения цен.

Свои успехи в сфере междугородной связи Bell сумела с выгодой использовать и в области предоставления услуг местной связи. Со временем Bell вернулась на рынок местной телефонной связи и ликвидировала более мелкие компании, у которых к тому моменту просто не было иного выхода, кроме как продать свой бизнес.

Примерно в то же время компания Marconi International Marine предприняла попытку укрепить свои позиции в области беспроводной связи. Как и Bell, компания Marconi отказалась взаимодействовать со своими прямыми конкурентами. Она продавала лицензии на оборудование, а не само оборудование, так что могла контролировать его использование. Более того, Marconi в рамках своей бизнес-стратегии организовала стратегический альянс, навязав своему партнеру, страховой компании Lloyds of London, обязательное требование, чтобы во время плавания корабли использовали только сеть Marconi.

В конечном итоге за обе сети взялись государственные органы: Bell превратилась в монополию, регулируемую государством, а Marconi была вынуждена пойти на взаимодействие с другими системами в соответствии с Актом о радиосвязи США, принятым в 1912 году.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного применительно к будущему Internet? Во-первых, если один из первичных Internet-провайдеров добьется доминирующего положения, вероятнее всего, он начнет избегать обмена трафиком со своими конкурентами. Впрочем, не отказываясь от взаимодействия впрямую, он может просто обеспечивать более низкое качество связи со своими конкурентами. Проблема взаимодействия привела к принудительным действиям со стороны Министерства юстиции США в отношении MCI и WorldCom. Ведущиеся сейчас дебаты по поводу условий обмена трафиком - просто начальный этап продолжающейся борьбы.

Во-вторых, борьба за положение и долю рынка стимулирует создание запутанной паутины альянсов и совместных предприятий между владельцами инфраструктуры и продавцами сопутствующих товаров и услуг. Исторический опыт, от Международного почтового союза до системы кредитных карт Visa, подсказывает, что многосторонние соглашения смогут значительно упростить условия соглашений о взаимодействии.

В-третьих, если отрасль не в состоянии самостоятельно организовать согласованную работу всех ее участников, весьма вероятно, что в этот процесс вмешается государство. Сеть Internet, подобно предшествовавшим ей телефонным и радиосетям, слишком важный инструмент, чтобы отдавать его на откуп частным компаниям. Этому можно радоваться или огорчаться, но исторические факты определенно свидетельствуют о том, что государство рано или поздно начнет играть центральную роль в этом процессе, а то и полностью возьмет на себя управление отраслью, с тем чтобы выработать разумную политику взаимодействия.


Шапиро и Вэриан - авторы книги «Законы информации: стратегическое руководство по сетевой экономике» (Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy), выпущенной в ноябре издательством Harvard Business School Press (http://www.inforules.com).