Эрик Шмидт&В кресле гостя


  
Большинство сегодняшних новостей, связанных с именем Novell, касаются разрабатываемой ею службы каталогов компании. Глава Novell Эрик Шмидт на встрече с редакторами еженедельника Network World Джоном Диксом, Полом Десмондом и Кристин Бернс объяснил, почему такое распределение сил идет на пользу самой Novell и ее клиентам.

Не пошатнется ли положение Novell, если рынок не примет NDS?

Откуда такой пессимизм? NDS работает. Нашей службой каталогов пользуются почти 40 млн. человек. При этом никто не работает с Active Directory корпорации Microsoft. В отличие от Windows NT операционная система NetWare здесь занимает большую часть рынка. Объем продаж нашей ОС растет, как и объем продаж NT Server. По некоторым параметрам NT превосходит нашу систему, по другим - наоборот. Это и называется конкуренцией. Но потребители выбирают то, что уже есть на рынке. Ждать появления новых продуктов можно бесконечно долго.

Шмидт за всеобщую «каталогизацию»

Глава компании Novell Эрик Шмидт изложил в своем выступлении на выставке NetWorld+Interop концепцию «электронной личности», представляющей собой набор сведений о человеке, хранимых в электронном каталоге. По его мнению, именно эта концепция должна быть положена в основу Internet следующего поколения. «Я представляю будущее как жизнь в Сети», - заявил он.

Использование подобных «пользовательских профилей» позволит работать с одними и теми же приложениями при одной и той же конфигурации рабочей среды, независимо от местонахождения и используемого компьютера. Благодаря этому работающие в Сети программы-агенты смогут собирать для пользователей именно те сведения, которые им нужны. Это станет следующим шагом после современных Web-порталов. По словам Шмидта, в 1999 году Novell приступит к поставкам программных продуктов, расширяющих сферу действия своей службы каталогов NDS на Web.

«Электронные личности» необходимы для электронной торговли: на их основе можно организовать взаимную идентификацию и аутентификацию продавцов и покупателей - вместо чреватых серьезными рисками сегодняшних систем аутентификации на базе файлов cookie. Для иллюстрации Шмидт сослался на схему работы электронного магазина Amazon.com: «Что если кто-то доберется до вашего компьютера, накупит книг на 10 тыс. долл. и изменит адрес доставки на свой?»

По мнению Шмидта, стремительный рост Internet делает неизбежным внедрение всеобщей «каталогизации». В конечном итоге показателем ценности Всемирной сети станет не число ее пользователей, а количество и качество связей между ними.

Шмидт акцентировал внимание на том, что пользователи должны сохранять полный контроль над персональной информацией во избежание ее нежелательного применения. По его мнению, главная угроза исходит не от Большого Брата, а от коммерческих фирм, заинтересованных в использовании этих сведений с разрешения их владельца или без.

Вот еще несколько утверждений Шмидта.

  • Уровень пропускной способности линии T1 (1,5 Мбит/с) станет стандартным для каналов доступа, даже для беспроводных. Пользователи будут купаться в пропускной способности; ее избыток приведет к падению цен.
  • Настоящая информационная пропасть пролегает не между богатыми и бедными, а между подростками и их родителями.
  • История публикации отчета прокурора Старра показала, что Internet уже вступает в пору зрелости: тот факт, что документ, служащий основанием для начала процедуры импичмента, был опубликован прежде всего именно в Internet, говорит о том, что это средство массовой информации достигло поры возмужания... А представьте себе, что в докладе были бы еще и иллюстрации!
  
Как вы оцениваете возможности NDS?

Эффект от появления NDS можно сравнить с влиянием на компьютерную отрасль появившихся 15 лет назад основанных на SQL баз данных, которые оцениваются сейчас в 80 млрд. долл. Наш основной принцип заключается в том, что мы создаем модель бизнеса на основе приложений, которые используют службу каталогов. Какие из приложений ориентированы на работу с данной службой? А с какими трудностями вы сталкиваетесь в своей сети? Вы не можете ничего найти. Вы не можете управлять персоналом. Вы не можете распространять ПО. Вы не знаете, сколько у вас есть лицензий на программное обеспечение. Вы не можете найти пользователей в сети. Все эти проблемы решаются при использовании службы каталогов.

Вас не расстраивает тот факт, что NDS постоянно сравнивают с Active Directory, которая еще не выпущена?

Действительно, это не совсем корректно. Давайте сравнивать готовые продукты с готовыми продуктами. Когда появится Active Directory, в чем я нисколько не сомневаюсь, тогда мы и будем сравнивать их возможности.

Вы ведете борьбу с Microsoft за «сердца и умы» пользователей, при этом создается впечатление, что вы делаете хорошую мину при плохой игре, пытаясь убедить покупателей в незыблемости своих позиций. Что вы на это скажете?

Novell жестоко пострадала, и необходимо какое-то время, чтобы выправить ситуацию и изменить сложившееся представление о компании. Нам придется квартал за кварталом повышать доход, увеличивать прибыль, выпускать продукты, которые пользуются спросом, чтобы отношение к нам изменилось в лучшую сторону. Для этого нужно запастись терпением и временем. Известие о том, что пользователи переходят от NetWare к NT, я воспринимаю только как маркетинговую проблему, и никак иначе. Если мы будем активно торговать, то сохраним своих пользователей и убедим их инвестировать в наши продукты.

Насколько важно быстрое повсеместное распространение NDS?

Когда я пришел в компанию, мне хотелось все сделать сразу. Но я быстро осознал, что организации могут работать только в определенном темпе. И пока мы не выпустили NetWare 5, никто не верил в наши планы в отношении Internet, поскольку они не были воплощены в реальность. Теперь, создав NetWare 5, мы можем обратиться к компаниям, которые игнорировали нас в прошлом, поскольку тогда мы не понимали необходимость интероперабельности, с которой заставляет считаться Internet. Сейчас мы можем сказать: рынок предлагает множество решений, но позвольте нам продемонстрировать, как мы работаем с вашими сетями. Продемонстрировать интероперабельность очень просто, поскольку «родным» протоколом является IP, и все службы распределены по уровням. Мы можем прийти в любую компанию и, показав эффективный деморолик, сказать: «Давайте это сделаем».

Почему вы переориентировали свой маркетинг с традиционного для вас уровня администраторов сетей на уровень директоров информационных служб?

Это для нас новый подход. Пока мы могли работать на этом уровне, мы не обращались к руководителям. Но за последние несколько лет решения о приобретении систем стали приниматься не на уровне «системщиков», а на уровне директоров информационных служб. Люди, с которыми нам приходится иметь дело, либо никогда не использовали продукты Novell, либо не знают, чем может быть полезна служба каталогов. В конечном итоге, если руководители этого уровня потеряют веру в нашу компанию, это не будет способствовать ни росту оборота, ни увеличению наших доходов. Отношение к нам меняется, когда они осознают, что мы работаем на рынке, где больше никого нет. Для обычного пользователя существуют только такие монстры, как Intel, Microsoft или еще кто-то, полностью оккупировавшие рынок. Поиск подходящей ниши и попытка внести новое - именно так мы стремимся привлечь внимание исполнительных директоров. Мы намерены добиваться этого, предлагая приложения на основе службы каталогов, которые работают в Internet, и хотим изменить представление людей о нашей компании. Как только это будет сделано, для меня указанные вопросы станут намного проще. Тогда вопрос о доверии к нам уйдет с повестки дня.

Вы как-то сказали, что ZENworks - это идея, которая возникла в одной из лабораторий вашей компании. Появились ли еще какие-нибудь идеи, которые будут способствовать дальнейшему продвижению NDS?

Подобные «жемчужины» я нахожу каждый месяц. К примеру, в нашей лаборатории в Индии была создана технология, которая в конечном итоге представляет собой службу каталогов на стороне клиента. Она взаимодействует с «большой» службой каталогов и содержит информацию о вас и ваших предпочтениях.

Мы разрабатываем набор кэширующих устройств, который по производительности в сотни раз превышает любые другие системы.

Недавно Lucent Technologies сообщила о намерении использовать NDS. Эта сделка важна сама по себе или же ее следует рассматривать скорее как стимул для других производителей сетевого оборудования, таких как Cisco, к принятию аналогичного решения?

Действительно, Lucent входит в первую тройку компаний, которые будут составлять основу рынка передачи данных. Никто не скрывает своих стремлений к консолидации, в том числе и Lucent. Для сетевой инфраструктуры масштаб имеет определяющее значение. Lucent - игрок огромного масштаба. Важность вышеупомянутой сделки еще и в том, что она способствует укреплению имиджа нашей фирмы и расширению возможностей управления в системах старшего класса, выпускаемых Lucent, в частности в коммутаторах Cajun. Здесь впервые реализованы новые интересные сервисы. Впоследствии интеграция с NDS будет распространена и на остальные продукты компании.

Безусловно, мы готовы заключить подобные соглашения и с другими производителями.

А как же управление системами? Если вы интегрируете службу каталогов с другими системами, вам придется решать проблемы иного уровня.

Давайте представим себе, какой должна быть разумная архитектура. На определенном уровне в сетях каждый объект является управляемым. Ваша электронная почта - управляемый объект, так же как и ваш маршрутизатор, ваши офисная АТС, настольная система, приложения.

Все это - управляемые объекты. Почему бы не допустить существования единого хранилища объектных данных, с которым может работать любой управляющий инструментарий?

Сколько же понадобится времени, чтобы обеспечить корпоративную сеть единой службой каталогов?

Какое-то время, конечно, потребуется. Крупные заказчики, с которыми мы работаем, быстро переводят все ПК на NDS - по 20, 30, 40 тыс. машин. Осуществив это, они получили возможность оценить все, чем располагают. Вот в чем их истинная цель. Переход к единой службе каталогов стимулируется необходимостью управлять активами.

Все потребители, с которыми мне доводилось говорить, сетовали на отсутствие контроля над сетевыми затратами, поскольку все, что имеется в сети, - вместе работать не может. «Мне нужно средство управления этими разнородными клиентами», «мне нужно поддерживать взаимодействие между серверами», «мне нужно видеть все в единой, связной сети и решать, что куда отправить». Вот о чем они думают и вот что мы делаем.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями