дорогая игрушка или технология будущего?

Александр Крейнес,
«Сети»

  
Одним из главных итогов развития технологий связи вполне можно считать реальное появление услуг интегрированной передачи голоса и данных с использованием каналов на базе протокола IP. Провайдеры этих услуг (их коммерческое распространение начнется сразу после того, как появится возможность делать это на законной основе), вполне солидные телекоммуникационные операторы, говорят, что конвергенция сетей на базе протокола IP позволит им значительно расширить круг своих потенциальных клиентов и поможет компаниям сэкономить расходы на связь.

Как видно из названия статьи, речь пойдет совсем о другом секторе рынка и других технологиях. Тем не менее этот пример, относящийся, казалось бы, к совершенно другой области, демонстрирует всеобщую, как нам кажется, тенденцию - к интеграции услуг передачи голоса и данных.

Технология

В эволюции стандартов сотовой связи можно выделить три поколения. Сотовые технологии связи первого поколения были аналоговыми, их развитие началось в начале 80-х годов. Первые мобильные телефоны в Европе появились в скандинавских странах - Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии. Для передачи голоса между абонентскими телефонами и базовыми станциями использовалась широко применяемая в технике частотная модуляция радиосигнала. Для связи с каждым из абонентов, находящимся в зоне действия определенной базовой станции, имелась своя частота. Фактически это были обычные телефонные сети, где для непосредственной связи между абонентом и сетевым оборудованием применялась обычная радиотехнология. Европейский стандарт получил название NMT (Nordic Mobile Telephone). Свой аналоговый стандарт появился и в США. Он назывался AMPS (Advanced Mobile Phone System). Первый опыт внедрения мобильных телефонных систем оказался очень удачным, и к середине 90-х годов во всем мире насчитывалось около 43 млн. абонентов сетей различных аналоговых стандартов.

Однако спрос на мобильную телефонную связь постоянно рос, и вскоре стало понятно, что если каждому абоненту отводить собственную частоту, то емкости сетей не хватит.

Так появились стандарты второго поколения (первые сети на базе этих стандартов заработали в начале 90-х годов), основанные на цифровых технологиях передачи сигнала. Отличие цифрового стандарта от аналогового, как известно, состоит в том, что голос абонента в телефонном аппарате оцифровывается и в таком виде передается через радиоинтерфейс. Для организации множественного доступа абонентов к базовой станции в GSM используется технология временного разделения каналов (Time-Division Multiple Access, TDMA).

Cогласно TDMA каждый абонентский терминал получает непосредственный доступ к аппаратуре базовой станции в течение коротких временных интервалов, разделенных промежутками равной длительности. Такой способ разделения каналов позволяет значительно повысить емкость сети по сравнению с аналоговыми технологиями. Кроме того, за счет оцифровки голоса при передаче удается значительно повысить качество связи и обеспечить предоставление дополнительных услуг, в том числе связанных с передачей данных. GSM был принят в Европе как единый стандарт второго поколения. Американцы в долгу не остались. В США был принят на вооружение стандарт D-AMPS - результат эволюции AMPS в сторону цифровых технологий.

Стандарты первого поколения в момент их появления фактически обеспечивали только возможность непосредственного соединения между абонентами. Переход на цифровые стандарты второго поколения позволил улучшить целый ряд важных для абонента параметров. Во-первых, значительно повысилось качество передачи речи. Это и понятно, ведь цифровые технологии передачи сигнала значительно более помехоустойчивы, чем аналоговые. Во-вторых, возросла защищенность переговоров от подслушивания, поскольку появилась возможность точной идентификации абонентов на базе цифровых технологий и передачи речи между абонентским терминалом и базовой станцией в закодированном виде. Кроме того, все цифровые стандарты позволяют передавать данные в рабочем канале сети, без использования модемов.

Иногда приходится слышать, что сети на базе аналоговых стандартов вообще не обеспечивают своим абонентам дополнительные функции (то, что называется value-added services). Это, разумеется, не совсем так. Следует разделять дополнительные функции, предоставляемые на базе коммутатора (это все функции, связанные с переключением вызовов, голосовой почтой и так далее), и функции, заложенные в технологии радиоинтерфейса (примером могут служить службы коротких текстовых сообщений, доступа в Internet, обмен электронными письмами). Все дополнительные возможности, реализуемые на базе коммутатора, доступны как в аналоговых, так и в цифровых сетях. Функции, работающие на основе технологии радиоинтерфейса, разумеется, могут быть использованы только в цифровых сетях второго поколения.

Позднее, в середине 90-х годов, в США появился еще один цифровой стандарт, CDMA, основанный на кодовом разделении каналов. Очень коротко идею этой технологии можно сформулировать следующим образом: все абоненты в соте работают на одной и той же частоте, однако сигналы от разных абонентов кодируются разными способами, и появляется возможность отделить один абонентский канал от другого. Эта технология имеет одно очень важное преимущество перед технологиями TDMA. Дело в том, что в разных сотах сетей TDMA должны использоваться разные частоты, а в CDMA вся сеть может работать на одной и той же частоте. В результате, с одной стороны, значительно снижается сложность проектирования сети, а с другой - появляется возможность обеспечивать так называемую «мягкую передачу» абонента из сота в сот, когда вначале устанавливается соединение с базовой станцией того сота, куда клиент переходит, и только после этого разрывается соединение с сотом, который он покидает. В сетях TDMA, напротив, применяется «жесткая передача» абонента: сначала разрыв уже установленного канала связи и только потом - установление нового. В этот момент связь часто прерывается.

В настоящее время готовится принятие стандарта мобильной связи третьего поколения. Предполагается, что системы третьего поколения будут обеспечивать возможность обмена мультимедийным трафиком и одновременной передачи данных и ведения голосовых переговоров. Однако основная цель - попытаться принять единый стандарт, который бы поддерживали и европейские, и американские компании. Если эту задачу удастся решить, то впервые преодолеется стремление американских и европейских компаний работать в рамках собственных стандартов.

  
Общую идею, как представляется, можно сформулировать довольно просто. На первых этапах развития любой технологии связи (слово «первый» здесь не следует понимать чересчур буквально: в проводной связи мы только-только подошли к границе этого этапа, а в беспроводной она лишь забрезжила на горизонте) основная борьба идет за рациональное использование каналов передачи информации, поскольку именно они стоят дороже всего, а часто - просто имеют технически ограниченные возможности. Возникают специализированные решения, оптимизированные для информации того или иного рода. При этом следует четко понимать, что с традиционной точки зрения такая единая технология часто будет использоваться «не по прямому назначению» - как, например, IP для передачи голоса. Однако на неизбежные при этом потери в плане оптимальности использования полосы пропускания вполне можно пойти.

Сети мобильных абонентов (в дальнейшем мы будем называть их «мобильными сетями» или «сотовыми сетями») изначально строились с расчетом на передачу голоса. В сетях ранних, аналоговых стандартов - таких как NMT-450 или AMPS - вообще отсутствует возможность передачи данных средствами самой сети. Конечно, и в них можно осуществлять передачу данных с использованием модемов, как в обычной телефонной сети, и об этом мы в свое время скажем.

В отличие от аналоговых, цифровые сотовые стандарты - D-AMPS, GSM (900 и 1800) и CDMA - изначально разрабатывались таким образом, чтобы в них была возможна передача данных с использованием инфраструктуры самой сети. Правда, для того, чтобы абонент смог передавать данные в цифровой сети мобильной связи, установленное оборудование должно такой режим поддерживать. Это означает, что оператор должен пойти на некоторые дополнительные расходы и установить соответствующее оборудование и программное обеспечение.

Существует расхожее мнение, что передача данных в мобильных сетях - это некая экзотика. Если говорить строго о текущем состоянии этого сегмента рынка, то такое суждение имеет под собой вполне серьезную основу. Ниже мы попробуем кратко сформулировать доводы сторонников вышеприведенной позиции.

Во-первых, сейчас не вполне определена ниша для таких услуг. Существуют альтернативные решения, позволяющие выполнять те же задачи другими средствами. Например, офис, не оснащенный возможностью подключения по проводной сети, может использовать технологии радиодоступа для фиксированных абонентов (например Radio-Ethernet).

Во-вторых, мобильные сети пока что обеспечивают очень низкие скорости передачи данных. Типичное значение - 9600 бит/с; в некоторых случаях удается достичь скорости в 14 400 бит/с. Для передачи факсов и электронной почты такие скорости вполне годятся, а вот для доступа в Internet - скорее всего нет. Низкая скорость передачи данных означает долговременную связь и, соответственно, высокую стоимость услуги.

В-третьих, услуги передачи данных через мобильную сеть сопряжены с большими расходами для абонентов. Помимо платы за трафик, на абонента возлагаются еще расходы, связанные с приобретением необходимого дополнительного оборудования (это 300-600 долл.), а в сетях GSM - часто еще и плата за второй телефонный номер, предназначенный для передачи данных.

Избежать необходимости заказывать дополнительный номер можно, если оператор установит специальное программное обеспечение, которое будет автоматически определять, какого рода информация - голосовая, цифровая или факсимильная - передается. Однако это требует от операторов дополнительных вложений, на которые они пойдут только в том случае, если будут точно уверены, что добьются окупаемости.

В-четвертых, сами операторы пока не очень заинтересованы в предоставлении услуг передачи данных своим абонентам. По всей видимости, главные деньги для них не здесь, а в области обеспечения голосовой связи. Получается замкнутый круг: пока услуги не предоставляются, на них нет (и не может быть) спроса, а пока нет спроса, никто не хочет вкладывать в развитие необходимой инфраструктуры.

Однако такая ситуация не может продолжаться вечно. По сведениям производителей, очень скоро должны появиться новые технологии (в рамках стандартов второго поколения), которые обеспечат значительное повышение скорости передачи данных. Называются цифры в 64, 144 и 384 Кбит/с, и при этом подчеркивается, что значительного возрастания стоимости оборудования не произойдет. Кроме того, во всем мире полным ходом идет разработка технологий третьего поколения, которые рассчитаны на интегрированную передачу голоса и данных на мобильные терминалы - это одно из основных требований к указанным технологиям. В третьем поколении максимальная скорость передачи данных дойдет до 2 Мбит/с, будет обеспечиваться передача мультимедийного трафика и, как утверждается, вообще исчезнет грань между мобильным телефоном и стационарным. Наконец, в выигрыше окажется тот, кто первым предложит пользователям дополнительные услуги, из которых, безусловно, одной из важнейших является услуга передачи данных.

Беспроводная связь: сколько мы платим за услуги беспроводной связи

Недавнее исследование, проведенное компанией The Yankee Group, показало, что затраты на услуги беспроводной связи снизились. По данным компании, средняя стоимость услуг составляет 32 цента в минуту.
Самые дешевые услуги

(стоимость долл. в минуту)
Самые дорогие услуги

(стоимость долл. в минуту)
0,08Сеул (Корея) 0,69Москва (Россия)
0,13Исламабад (Пакистан) 0,57Берлин (Германия)
0,13Сантьяго (Чили) 0,51Пекин (Китай)
0,16Сидней (Австралия) 0,48Окленд (Новая Зеландия)
0,18Чикаго (США) 0,47Токио (Япония)
0,18Рим (Италия) 0,46Брюссель (Бельгия)
0,18Торонто (Канада) 0,45Нью-Йорк (США)
0,19Дели (Индия) 0,45Панама (Панама)
0,19Тайбэй (Тайвань) 0,43Амстердам (Голландия)
0,20Лондон (Великобритания) и Копенгаген (Дания) 0,42Сан-Паулу (Бразилия) и София (Болгария)
  
Имеется и еще одно, на мой взгляд, существенное соображение. В обоснование того, что услуги передачи данных не могут сейчас получить широкого распространения, часто приводят такой аргумент: на Западе, где платежеспособность клиентов сетей выше, такими видами сервиса пользуются всего 2-5% абонентов. Эти данные напрямую экстраполируются на российские сети, и делается вывод, что и в наших сетях число соответствующих абонентов не может быть большим. Этот постулат, однако, кажется не совсем верным. Передача данных в сетях - это услуга бизнес-класса. На Западе, где сотовая связь давно стала массовой, бизнес-клиенты составляют лишь небольшую часть общего числа абонентов. В России же сотовая связь сама по себе ориентирована в первую очередь на деловых людей, и поэтому напрямую переносить «западные» проценты на наши сети представляется не совсем правильным.

Предлагаемая статья как раз и призвана раскрыть ситуацию - и с технологической, и с коммерческой точки зрения, - сложившуюся вокруг технологий передачи данных в мобильных сетях. Мы надеемся, что приводимые сведения помогут читателям составить свое представление о том, как скоро можно ожидать широкого распространения услуг передачи данных в мобильных сетях.

Тема эта весьма обширна, и мы предполагаем посвятить ей несколько последовательных публикаций. Сегодня разговор пойдет о том, как происходило развитие стандартов мобильной связи в мире, и о том, какое распространение сети этих стандартов получили в России.

Что происходит в России?

В России наибольшее распространение получили три стандарта мобильной связи - NMT-450, AMPS/D-AMPS и GSM. Технологию CDMA, получающую все большее распространение в сетях мобильной связи по всему миру, в России разрешено использовать только как технологию радиодоступа для фиксированных абонентов.

Стандарт NMT-450 - аналоговый. Он начал развиваться в России раньше всех, и к настоящему времени обеспечивает максимальное покрытие территории нашей страны. Согласно последним данным, мобильная связь в этом стандарте доступна в 340 городах нашей страны. Столь существенные успехи в продвижении NMT-450 в Россию связаны в значительной степени с тем, что в этом стандарте используется частота 450 МГц, где спектр занят значительно менее плотно, чем в диапазонах 800 и 900 МГц, применяемых в AMPS/D-AMPS и GSM. Кроме того, поскольку задействованная в NMT-450 частота ниже, чем в AMPS/D-AMPS и GSM, то и зона охвата одной базовой станции значительно больше, чем в других технологиях, что позволяет существенно снизить уровень начальных вложений в развертывание сети (для покрытия одной и той же территории в стандарте NMT-450 требуется меньше базовых станций, чем в других технологиях). Для российских операторов, вынужденных начинать свою деятельность с очень малого числа абонентов (в России имеется множество региональных сетей, где количество абонентов составляет одну-две тысячи), данный фактор оказывается очень важным.

Возможности международного роуминга в NMT-450 ограниченны, в частности, еще и потому, что реально действующие сети этого стандарта остались в немногих странах.

Может ли абонент сети NMT-450 передавать данные? Может, конечно, - точно так же, как мы это делаем в обычной телефонной сети с использованием модемов. Надо только помнить, что качество связи в NMT-450 неважное и потому высокой скорости передачи данных достичь невозможно. Скорость ограничена теми самыми 9600 бит/с, которые мы наблюдаем в современных сетях GSM. Тем не менее многие клиенты компании «Московская сотовая связь» (оператора московской сети NMT-450) активно используют передачу данных. В частности, именно такой способ связи избрала сеть ресторанов «Макдональдс» для обеспечения обмена данными со своими передвижными пунктами продажи. «Московская сотовая связь» (МСС) никак не отслеживает, кто из ее клиентов реально осуществляет передачу данных, поскольку они загружают ресурсы сети так же, как и «голосовые абоненты». Это и понятно, ведь от многочасового Web-серфинга (от которого так страдает МГТС) МСС надежно защищена повременным тарифом.

В стандарте D-AMPS работает сеть «Би Лайн». Она была построена акционерным обществом «Вымпелком» и его региональными партнерами. Вначале (в 1992 году) «Вымпелком» построил сети на базе стандарта AMPS, а в 1994 году был осуществлен ее перевод на D-AMPS.

Возможности международного роуминга для абонентов этой сети значительно ограничены. Связано это с тем, что D-AMPS - американский стандарт сотовой связи, и в Европе он не получил распространения - в частности, из-за того, что диапазон в 800 МГц, где работает данная технология, там отдан под другие применения. Насколько нам известно, сеть в этом стандарте существует только в Праге. Международный роуминг для абонентов сети «Би Лайн» возможен только по СНГ, да и то не везде (среди поддерживаемых стран - Украина, Узбекистан, Киргизия).

Что касается передачи данных, то в AMPS, как и в другом аналоговом стандарте, NMT-450, эту задачу можно решить с использованием обычных модемов. Однако выяснить, пользуется ли кто-либо из абонентов сетей AMPS этой возможностью, не удалось. В цифровом стандарте D-AMPS передача данных возможна и средствами самой сети. Однако «Би Лайн» не предоставляет эту услугу своим абонентам, работающим в данном стандарте.

Первым цифровым стандартом, появившимся в России, был GSM-900. Это произошло в 1992 году. Несмотря на то что GSM имеет статус федерального стандарта, он распространен в России меньше, чем NMT-450 и AMPS/D-AMPS. Связано это, по-видимому, с тем, что его развитие в нашей стране началось несколько позже вышеупомянутых технологий. Тем не менее в большинстве крупных региональных центров сети GSM уже существуют.

Абоненты сетей GSM пользуются услугами автоматического роуминга. Это означает, что абонент со своим телефонным аппаратом может перемещаться в любую точку, где имеется сеть GSM, не теряя связи. Номер остается тот же, и регистрироваться в новой сети ему не нужно. Автоматический роуминг поддерживается не только в пределах России, но и в Европе, где GSM является единым стандартом сотовой связи. В США дело обстоит хуже - GSM в этой стране распространен отнюдь не везде, а там, где он есть, - работает в диапазоне 1900 МГц. Однако сейчас уже появляются телефонные аппараты GSM, способные функционировать как на 900, так и на 1900 МГц, и благодаря этому, возможно, российским операторам удастся обеспечить роуминг с США.

Что касается передачи данных, то она осуществляется средствами самой сети GSM. Поскольку голос от клиентского телефона к базовой станции передается в цифровой форме, то здесь оказывается возможным передавать данные непосредственно в рабочем канале, без использования модема; максимальная скорость может достичь на сегодня 9600 бит/с. По словам Громакова, вице-президента МТС по техническим вопросам и развитию, услуги передачи данных пока не пользуются широкой популярностью среди абонентов сети МТС. Это и понятно, ведь МТС пока не предоставляет доступ в Internet, а кроме того, для использования каждого вида передачи данных надо заказывать отдельный телефонный номер (для передачи данных и для передачи факсов), что приводит к значительному удорожанию контракта.

А вот что МТС уже начала предоставлять, причем совсем недавно, - так это услуги передачи коротких текстовых сообщений (Short Message Services, SMS). В результате пользователи мобильных телефонов получили возможность обмениваться своеобразной «электронной почтой», используя в качестве адреса получателя номер его телефона. Для ввода сообщения используется клавиатура телефона (одно нажатие - первая буква на клавише, два нажатия - вторая буква, три нажатия подряд - третья). Пока не ясно, насколько широко эта услуга будет распространена среди клиентов МТС.

В Москве существует еще одна сеть GSM - на частоте 1800 МГц. Ее оператором является все тот же «Вымпелком». Клиенты этой сети уже давно (примерно полтора года) имеют возможность осуществлять доступ в Internet. В качестве Internet-провайдера здесь выступает компания «Элвис-телеком». По словам начальника отдела системного проектирования «Би Лайн» Феликса Айзина, распространенность этой услуги невелика, в настоящее время насчитывается всего несколько десятков абонентов, которые реально пользуются доступом в Internet. Предоставляет сеть GSM 1800 и услуги передачи коротких текстовых сообщений, однако и тут число пользователей очень ограниченно.

Что касается CDMA, то эта технология в России делает только первые шаги. В настоящее время сети развернуты в нескольких городах, в том числе в Москве, Челябинске, Ростове (на базе оборудования компании Qualcomm), Новочеркасске (Nortel), Иванове (Samsung).

- Александр Крейнес


«убойный аргумент» Ericsson

  
Не так давно компания Ericsson объявила о новых приоритетах в своей общемировой стратегии. Как заявил президент и генеральный директор Ericsson Свен-Кристер Нильссон, компания намерена строить свой бизнес, учитывая перспективы бурно развивающихся IP-технологий и тем самым добиваясь укрепления лидирующих позиций Ericsson на рынке беспроводной связи. По словам Нильссона, такой подход может обеспечить компании более чем 20-процентный рост ежегодно, что выше средних темпов роста мирового рынка. Компания Ericsson заявила, что новое стратегическое направление отчасти обусловлено наблюдающейся в последнее время тенденцией к объединению сетей передачи голоса и данных. Заместитель главного редактора Computerworld Россия Григорий Милов и обозреватель журнала «Сети» Александр Крейнес беседуют с вице-президентом «Эрикссон корпорация АО» Иоакимом Сервалем о планах компании в области передачи данных в мобильных сетях.

Ericsson сейчас агрессивно рекламирует новый мобильный телефон с инфракрасным интерфейсом. Какова цель этой рекламной кампании?

Мы очень активно развиваем технологии передачи данных в мобильных сетях. По нашему мнению, именно в этом секторе в будущем будет наблюдаться значительный рост. Сейчас услугами передачи данных в мобильных сетях пользуется очень маленький процент абонентов. Думаю, как только люди осознают все выгоды этой услуги, немедленно последует значительный рост спроса в указанной области. Именно это мы и пытаемся сделать: повысить уровень осведомленности наших заказчиков - операторов мобильной связи и конечных потребителей относительно возможностей передачи данных мобильных терминалов.

Какие преимущества вы собираетесь предлагать клиентам при продвижении этой услуги в России?

Те же, что и во всем остальном мире, - полную свободу передвижений. Мобильный офис. Благодаря наличию встроенной PC-карты и инфракрасного порта в нашей последней модели телефона стандарта GSM 900/1800 - SH888, пользователь имеет возможность получать электронную почту и осуществлять доступ в Internet. Всегда и везде.

Услуги по передаче данных всегда ориентированы на бизнесменов. Они развиваются для удовлетворения спроса деловых людей. Точно так же, как в свое время мобильные телефоны были ориентированы на бизнес-клиентов.

Но ведь теперь это уже не бизнес-класс.

Для голоса - нет. Сейчас услуги мобильной голосовой связи стали массовыми. В Скандинавии число мобильных терминалов на 100 жителей достигает 50%. Согласно прогнозам, этот показатель может достичь 100% и даже больше. Ведь один и тот же человек может иметь и два мобильных терминала. Время от времени возникает ощущение, что рынок сотовой связи уже насыщен. Так было, когда достигнут уровень в 20, 30, 40 процентов. Однако жизнь учит нас, что чем выше телефонная плотность, тем быстрее растет число абонентов. Так было до сих пор, и я думаю, что эта тенденция сохранится. Подобная картина имеет место во всем мире, равно как и в России. Просто у вас события происходят с некоторой временной задержкой. Когда все ваши друзья уже имеют мобильные телефоны, то и вам неудобно не пользоваться этой техникой.

Это зависит от цен.

Конечно. Но при правильной тарифной политике стопроцентная плотность возможна.

Как вы считаете, появление персональных устройств связи размером с сотовый телефон с компьютером внутри окажет серьезное влияние на ситуацию?

В последнее время был предложен целый ряд подобных устройств. Тем не менее нам еще предстоит пройти значительный путь, прежде чем будет упрощено пользование услугами передачи данных в мобильных сетях. Работать с такими системами в режиме plug-and-play невозможно. Однако существуют факторы, которые стимулируют общее развитие именно в этом направлении. Так что, возможно, упоминаемые вами устройства станут легче в использовании. Тогда увеличится и количество абонентов, использующих передачу данных в мобильных сетях.

Как скоро, по-вашему, это может произойти?

Думаю, что на западном рынке такие изменения могут произойти в ближайшие пару лет. Например, в Швеции многие операторы продвигают услуги передачи данных в мобильных сетях уже сейчас. Так что этот рынок уже появился, и вскоре мы можем стать свидетелями быстрого роста в данной области. Что же касается сроков появления этих услуг в России, то это будет зависеть от развития экономической ситуации.

В настоящее время между компьютером и телефоном нет четко выраженной границы. Означает ли это, что через некоторое время Ericsson может начать выпускать свои собственные компьютеры размером с сотовый телефон, со всеми возможностями сотового телефона, но с некоторыми дополнительными функциями, например, с поддержкой электронной почты?

Это должен решить рынок. Существует много разнообразных видов абонентских терминалов. Для пользователя вполне может оказаться удобным иметь полнофункциональный телефон и полнофункциональный компьютер, тем или иным способом сопряженные между собой. Ведь иногда человеку нужен только компьютер, а иногда - только телефон. Cовершенно не обязательно совмещать их конструктивно, потому что если полностью совместить полнофункциональный компьютер и полнофункциональный телефон, то таким устройством будет не слишком удобно пользоваться. Например, как могла бы выглядеть его клавиатура?

Другой подход к решению этой проблемы использован нашей компанией при разработке архитектуры под названием Bluetooth. Это - протокол принципиально нового типа. Представьте: в кармане у вас лежит мобильный телефон, а в портфеле - компьютер. Если на ваш мобильный телефон приходит электронное письмо, оно немедленно передается в компьютер. Интерфейс системы Bluetooth может поддерживать такие приложения. Для этого используется высокочастотный радиоинтерфейс. Такой протокол продвигается компанией Ericsson и рядом других производителей. Это будет настоящим прорывом с точки зрения простоты использования.

Когда такие приложения могут появиться?

Я не могу сказать точно, но техническая документация уже разработана. Вы же знаете, что в Internet год считается за семь. К 2000-му году такие продукты уже должны поступить в продажу. Тогда вам, скорее всего, уже не понадобятся те устройства связи, о которых вы говорите. Но кому-то, возможно, больше понравится интегрированная аппаратура. Тот ее и купит. Покупатель должен иметь возможность выбора.

Правильно ли я вас понял, что Ericsson в настоящее время не разрабатывает персональные устройства связи такого типа?

У нас есть устройство MC-16, которое представляет собой небольшой переносной компьютер (palmtop), в котором имеется все необходимое, чтобы было легко поддерживать связь. Это тоже очень мощное устройство. Его можно через переносной телефон подключать к сотовой сети. Позиция компании Ericsson в данном вопросе такова, что мы предлагаем, с нашей точки зрения, оптимальное сочетание: например, модель SH888, о которой говорилось выше, и MC16. Кроме того, у Ericsson существуют устройства типа DC23, которые можно использовать вместе с любыми телефонами Ericsson последнего поколения и компьютером и получать все тот же эффект мобильного офиса.

В чем состоит стратегия Ericsson в отношении цифровых сотовых стандартов? Насколько я понимаю, имеются три различных подхода: разработать свой собственный стандарт, поддерживать все существующие стандарты и, наконец, выбрать определенные стандарты и поддерживать только их. Какова позиция Ericsson сейчас и какой подход вы будете использовать в будущем, в связи с разработкой стандартов третьего поколения?

При разработке стандартов первого и второго поколений компания Ericsson всегда стремилась к стандартизации. Одна из причин того, что наша доля на рынке столь велика (а у нас примерно 40% рынка мобильных систем), состоит в том, что мы поддерживали почти все существующие стандарты: и GSM, и NMT, и D-AMPS. Единственный стандарт, от участия в котором мы отказались, - это IS-95, версия CDMA, используемая в США. Причина этого не в том, что мы чего-то не понимали, - в составе нашей компании имеется подразделение, специалисты которого долгое время работали с системами военной связи, и они прекрасно знакомы с этой технологией. На наш взгляд, в IS-95 используются далеко не все преимущества CDMA. Разработка этого стандарта не стала серьезным прорывом и не привела к появлению большого числа новых услуг по сравнению с GSM. Было много разговоров о том, насколько CDMA лучше GSM, и какие замечательные результаты дает использование этой технологии. Однако в результате оказалось, что возможности этой технологии примерно такие же, как у GSM. Но GSM начал развиваться на четыре года раньше, и за это время ушел далеко вперед - как с точки зрения масштабов распространения, так и с точки зрения функций. Думаю, что по части функций IS-95 будет трудно догнать GSM. Бесспорно, услугами IS-95 пользуется определенное количество абонентов - и в США, и в других странах, - однако эта технология не имела такого успеха, как GSM.

Хотел бы подчеркнуть, что мы никогда не выступали против технологии CDMA как таковой. У нее есть очень много преимуществ. И как вы знаете, Ericsson сама предложила в ETSI технологию широкополосного CDMA в качестве предполагаемого стандарта UMTS. Мы считаем, что это самый лучший стандарт нового поколения. Он был фактически взят на вооружение европейской и азиатской промышленностью. В США тоже имеются сторонники этого стандарта. Впрочем, американцам всегда с трудом дается поддержка технологий, разработанных в Европе. Пока что вряд ли стоит строить прогнозы по поводу позиции американских компаний в отношении этого стандарта. Думаю, что сейчас имеется реальная возможность разработать единый общемировой стандарт, однако это в значительной степени будет зависеть от позиции американских компаний. Если они присоединятся к W-CDMA, то такой стандарт разработать удастся.

Qualcomm недавно заявила, что ей принадлежат права интеллектуальной собственности на CDMA и что она не предполагает выдачу лицензии на использование этих прав в WCDMA и технологиях, которые она называет «производными» от WCDMA. Как вы прокомментируете это заявление?

У Ericsson тоже имеется достаточно «блокирующих патентов». Я согласен, что проблема прав интеллектуальной собственности существует, однако не думаю, что кто-либо окажется в выигрыше от взаимного блокирования решений. Все будет зависеть от позиции американской стороны. Впрочем, я не принимаю участия в выработке решений по этому вопросу, так что это все мои личные предположения. В любом случае W-CDMA будет развиваться и дальше, процесс остановить не удастся.

Таким образом, приоритет Ericsson на будущее - это определение нового универсального всемирного стандарта для мобильных сетей?

В этом процессе участвуют очень многие компании. Поступили различные предложения относительно нового стандарта в Европе; были предложения и от японских компаний. В январе, во время парижского заседания ETSI, был достигнут определенный компромисс - на мой взгляд, очень разумный. Сейчас мы работаем над его воплощением. У нас уже есть реально работающие экспериментальные системы, мы уже начали их развертывать в реальных условиях - в частности, в Японии. Пока что это все некоммерческие системы, однако думаю, что первой страной, где заработает система третьего поколения, будет Япония. Я хотел бы подчеркнуть еще одну важную вещь. Основной движущей силой для разработки W-CDMA являются мультимедийные приложения и высокоскоростная передача данных. Однако сейчас появляется много новых возможностей по этой части и в D-AMPS, и в GSM. В этих стандартах тоже растет ширина полосы пропускания, и в скором будущем она может достигнуть 384 Кбит/с. Так что рано говорить, что мы собираемся расстаться с GSM и D-AMPS и сконцентрироваться исключительно на W-CDMA. Должен существовать определенный путь перехода с GSM на W-CDMA и с D-AMPS на W-CDMA.

Собираетесь ли вы поддерживать все стандарты после 2005 года, или к этому времени вы предпочтете только один унифицированный стандарт?

Мы не собираемся оставлять какой бы то ни было стандарт первыми. Это произойдет только после того, как от стандарта откажутся все наши клиенты. Мы не будем подталкивать наших клиентов к прекращению использования того или иного стандарта и, тем самым, к потере сделанных ими инвестиций - ведь они вложили в наши системы большие деньги.

Означает ли это, что вы будете продолжать исследовательские работы, например, в NMT?

Да. У нас имеется довольно обширная программа в этой области. Нам удалось значительно повысить емкость сетей NMT. Как вы помните, два или три года назад все говорили, что емкость этих сетей полностью исчерпана. В то время в Москве насчитывалось 30 тысяч пользователей сети в этом стандарте. После чего Ericsson разработал целый ряд новых функций. В частности, мы предложили новые подходы к планированию сети. Нам также удалось повысить степень защищенности переговоров.

Какие функциональные возможности могли бы заставить пользователя перейти от одного стандарта к другому - скажем, от второго поколения к третьему?

Всех очень интересует появление «убойных приложений» (killer application). Никто не знает, какое именно приложение может сыграть такую роль. Мне лично кажется, что это могли бы быть «видеооткрытки». Вы можете сделать такую открытку за десять секунд, потом нажимаете на кнопку - и она передается по телефону вашему знакомому, или коллеге, или клиенту, или кому угодно. Это совершенно новый тип услуги, который не может предложить ни один другой вид связи.

А с аналоговым телефоном такое сделать нельзя?

В принципе можно, но это займет много времени. У вас будет только 9,6 Кбит/с. Тут проблема в пропускной способности и используемых протоколах.