и суждения специалистов становятся все более взвешенными, реплики и высказывания руководителей - прагматичными. По крайней мере, именно такое впечатление складывалось от услышанного на выставке «Управление '98» и, в частности, на прошедшем 22 октября заседании круглого стола, посвященном проблемам интегрированных систем управления. Обсуждение этих проблем не смогло не коснуться обсуждения особенностей внедрения на российских предприятиях методик MPR (Material Resource Planning) и MPR II (Manufacturing Resource Planning). Методология MRP появилась в США в начале 60-х годов. Вобравшая в себя все лучшее из того, что к тому моменту накопила индустриальная Америка, методология сыграла важную роль в развитии западного бизнеса. Она подарила предпринимателям и специалистам в области управления единую терминологию, единый язык, дав четкие определения понятиям и функциям управления, а главное - ясно обозначив принципы, на которых оно должно строиться. Однако времена меняются, бизнес становится все более динамичным. В этих условиях предпринимателям все труднее обходиться без компьютеров. Более того, в последнее время в деловых кругах укоренилось мнение, что без современных информационных технологий невозможно реализовать современные методики управления.

Самое популярное ПО на выставке «Управление '98»

Среди программ, представленных на компьютерных выставках, бухпрограммы всегда были бестселлером. Впервые они не вошли даже в первую пятерку. Вот наиболее характерные ответы на вопрос: «Какие программы вы хотели бы выбрать?».

Аналитические 46%
Системы документооборота 40%
Обучающие 38%
Корпоративные системы 30%
Правовые 28%

На вопрос: «Можно ли сложную бухгалтерскую программу считать управленческой?» - утвердительно ответили 47% опрошенных.

Источник: центр исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис» (e-mail: root@sfin.msk.ru) на основании опроса 500 посетителей выставки.
  
По мнению многих, внедрение информационной системы при отсутствии усилий по усовершенствованию методов управления (что, к сожалению, очень часто встречается среди российских заказчиков) и внедрение методик MRP, вознесенное в ранг самоцели, одинаково ошибочно.

Во-первых, далеко не всегда структура управления компанией или организацией оптимальна, поэтому реструктуризация весьма желательна. Во-вторых, любая интегрированная система управления предприятием ориентирована на некоторые конкретные схемы и методики управления. Если же на предприятии применяются иные схемы, то компьютерная система, скорее всего, не даст того эффекта, на который способна.

В третьих, далеко не всегда предприятию имеет смысл сразу внедрять у себя большую, сложную систему. Часто бывает разумнее и эффективнее совершать последовательный переход: сначала научиться работать хотя бы с какой-то системой управления (лучше не очень сложной и не очень дорогой), заодно приспособиться к методикам, на которые она ориентирована, и уже затем, накопив опыт «сотрудничества» с более простой системой, переходить на другую. Увы, встречается немало предприятий, которые рвутся «с места в карьер» - спешат автоматизировать управление при помощи большого комплекса, не имея никакого опыта в использовании систем этого класса. В результате заказчики страдают, разочаровываются и приходят к выводу, что очень даже приличные деньги потрачены зря. Кроме того, следует помнить, что для успешной работы системы, помимо схем и методик управления, подкрепленных жесткой дисциплиной, необходима соответствующая инфраструктура - оборудование, прошедший обучение персонал, грамотные специалисты технической поддержки, высококачественная нормативная база, регламентирующая затраты различных ресурсов (для нормальной работы по методикам MRP и MRP II требуется точность нормативной базы 95-98%, однако у нас редко кто может похвалиться даже 60-65-процентной точностью), и т. д. Пока этого не будет, на большой эффект от внедрения системы вряд ли можно рассчитывать.

Многие западные системы непривычны для наших пользователей: если система «говорит» с пользователем на ином терминологическом языке или же предлагает ему работать с документами и формами непривычного вида, то пользователь если и примет ее, то, скорее всего, с большим скрипом (подобные явления особенно остро ощущаются при внедрении бухгалтерских контуров интегрированных систем). Да и цены на них отнюдь не всегда приемлемы. Впрочем, многие заказчики жалуются и на дороговизну отечественных систем. И похоже, эти жалобы - не просто капризы «скупых» предпринимателей. Так, Вадим Шишов, президент гильдии «Русь торговая», сообщил об исследовании, проведенном в 12 тыс. магазинов. Из них лишь в 15% выразили готовность платить за информационные системы.

О некоторых сегодняшних тенденциях развития интегрированных систем управления рассказал Владимир Иванов, консультант российского представительства PricewaterhouseCoopers. Как известно, ни один из существующих продуктов не в состоянии удовлетворить всем требованиям конкретного заказчика. Впрочем, это неудивительно, ведь интегрированные системы, по сути, представляют собой обобщенный опыт разработчиков по созданию аналогичных продуктов для самых разных заказчиков, и неполнота систем - не что иное, как следствие их универсальности. Принято считать, что система хорошо покрывает потребности заказчика, если она содержит 75-85% необходимых ему возможностей. Это тем более справедливо, поскольку на практике клиент обычно не использует сразу все возможности систем, зато ему часто нужны специфические функции. В этой связи встает очень важная задача минимизации усилий по интеграции комплексных систем управления с модулями, реализующими дополнительные возможности. Работа по решению этой проблемы идет в двух направлениях. С одной стороны, вырабатываются и совершенствуются стандарты связей между системами (в частности, открытые API-интерфейсы), с другой - осуществляется переход от монолитных продуктов к системам с многокомпонентной, модульной архитектурой, которые можно легко собирать из блоков и интегрировать с другими системами. Еще одна современная тенденция - создание систем, ориентированных на определенные области. Предполагается, что подобные продукты будут наилучшим образом отвечать нуждам конкретных категорий заказчиков.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями