Сергей Юрлов
CW-R Карьера


У советской интеллигенции, точнее у той ее части, которая хотела уехать «за бугор», да не смогла, существовал такой термин — внутренняя эмиграция. То есть человек реально находится в «этой стране», но душа его, мысли — далеко. Чем не прообраз виртуальной реальности!

С того момента, когда Internet стала доступна в больших российских городах практически любому, появилась реальная возможность работать «там», никуда не уезжая. Хорошо известно, по крайней мере, несколько отечественных фирм, успешно пишущих программы исключительно для зарубежных заказчиков. Но вот встретить соотечественника, самостоятельно зарабатывающего на жизнь исключительно с помощью глобальных сетей и работающего только на зарубежных заказчиков, раньше не доводилось. На то они и виртуальные люди, на то и жители Сети...

  
Но мне повезло. Хочется надеяться, что пример моего сегодняшнего гостя сможет подсказать хотя бы некоторым из читателей «Карьеры» успешные карьерные шаги. Дмитрий Кирсанов — двадцатишестилетний житель Санкт-Петербурга, кустарь-одиночка. Российский Web-дизайнер, зарабатывающий на американском рынке. Ни разу в глаза не видел своих клиентов, ни разу в жизни не был в Соединенных Штатах, более того — никогда не выезжал за пределы Российской Федерации. Независимый писатель и дизайнер — так он представился. Как писатель ведет посвященную Web-дизайну рубрику на сервере Webreference (www.webreference.com); рейтинг посещений статей рубрики — порядка ста тысяч в месяц. Как Web-дизайнер является директором и единственным сотрудником студии DK Studio (www.kirsanov.com).

Самой актуальной на данный момент темой, на мой взгляд, является сам выход на экспортную орбиту, начало работы «на заграницу». С чего все началось у Дмитрия Кирсанова?

Как и все, я просто «ломанулся» в Internet, когда он стал доступен. Стал там все щупать, нюхать, рассматривать. И очень скоро обнаружил, что хотя материалов по Web-дизайну и в Internet и в книгах — тьма тьмущая, но объяснить, почему одно красиво, а другое — нет, никто не может и даже не пытается. Есть лишь масса повторяющих друг друга статей о том, как сделать на JavaScript, чтобы по меню что-нибудь перекатывалось или меню выпадало. В тоже время я видел множество сайтов, которые мне абсолютно не нравились. Настолько все уродливо...

ОK. Все уродливо... Год какой?

96-й. Для начала я покидал кусочки своих мыслей в разные места вроде конференций, «обсуждаловок». Пообщался, поспорил. А потом пришла в голову идея, что это действительно можно изложить в форме статей.

На моем собственном сайте места не было. В тот исторический период место на Web-серверах ограничивалось буквально мегабайтом, мой же проект в такие объемы не умещался. Поэтому я предложил свои материалы Артемию Лебедеву, который их и положил у себя. Так появился www.design.ru/ttt (если кому интересно — он и сейчас там лежит в своем исходном виде, я с тех пор его так и не обновлял).

Честно говоря, сейчас я уже не помню, почему решил написать это сразу по-английски. Как потом выяснилось, это было самое главное решение. Наверное, просто решил попрактиковаться в языке.

Насладился волной читательских восторгов. А затем мне написал владелец сайта www.webreference.com и предложил писать для него ежемесячные статьи. Этот сервер — богатая коллекция ссылок плюс авторские статьи по Internet-технологиям: HTML, JavaScript, электронная коммерция и проч. А вот про Web-дизайн у них ничего не было, пока не появился я (www.webreference.com/dlab).

На каких условиях там публикуются материалы?

Автор получает 50% от денег с рекламы, опубликованной на его страницах. На каждой странице вывешивается по два рекламных баннера.

Любопытная история: появляется некий русский и начинает рассказывать американской, в основном, аудитории о том, как надо делать Web-страницы. При этом не имеет почти никакого опыта в создании этих самых Web-страниц. Вот оно — преимущество публикации в Internet перед бумажной прессой!

Конечно, я же не мог прийти в какое-нибудь дизайнерское издание и сказать: «Знаете, я не имею специального образования и вообще-то еще ничего не сделал сам, а просто написал статью».

То есть то, что нельзя сделать в издании печатном, бумажном, можно сделать в Internet?

Да, тем более что тогда сервер Webreference еще только начинался — два года назад там было всего три человека кроме меня. Это сейчас там авторов человек десять и все хозяйство откуплено на корню корпорацией Mecklermedia. Кстати сказать, сейчас я понимаю, что тогда не слишком серьезно относился к этому делу — считал, что они опубликуют на сайте все, что я напишу. А чего бы, собственно, и не опубликовать? Осознание ответственности пришло несколько позже.

Каков порядок месячных заработков автора подобного Web-сервера?

Самый первый заработок был двести долларов примерно. Сейчас эта сумма растет вместе с количеством страниц и количеством читателей — больше тысячи.

Как появился первый клиент?

Пришло письмо от читателя: «Фирма у нас маленькая, только что созданная, нужен логотип. Мы решили сэкономить, в детстве у меня художественные способности были, а тут, как нарочно, прочел вашу статью о логотипах. Она мне так понравилась — я подумал, что, наверное, и сам смогу. Начал делать, но что-то не получается. Не могли бы вы посмотреть?» И прикладывается к письму картинка страшеннейшая. Я в мягких выражениях отвечаю, что с этим, конечно, можно сделать что-то еще, но результат вряд ли будет... И тогда он предложил: а может, вы мне и сделаете? Потом так же появился второй заказчик, ну и поехало...

Появился один заказ, второй, третий. Но как это переросло в систему, из выполнения разовых заказов в источник доходов?

Вообще говоря, в систему это довольно долго не перерастало, а поддерживалось моим продолжавшимся писанием на дизайнерские темы. Наверное, если бы в конце прошлого года я перестал писать свои статьи, то и заказы постепенно сошли бы на нет. Но в этом году я сделал www.kirsanov.com, и теперь от отсутствия заказчиков совсем не страдаю. Кстати, крупных заказчиков у меня нет, пока я зарабатываю на мелком американском бизнесе.

Еще один важный вопрос — как устанавливается взаимопонимание с заказчиком?

Заказчик всегда мыслит набором штампов. Особенно американский заказчик. Спрашиваешь: чем ваша компания отличается от других? Идет список по пунктам: динамичность, внимательность к клиенту и еще несколько моментов, которые настолько у всех повторяются — хоть что-нибудь свое, оригинальное придумали бы! Я, конечно, киваю с умным видом: да, да, конечно, я постараюсь все это претворить в дизайн.

«Ориентированность на экспорт» в настоящее время кажется способом выживаниия для многих наших соотечественников. Хотется услышать советы американского Web-дизайнера Дмитрия Кирсанова, как переориентироваться на западный рынок.

Скучные вещи придется говорить: прежде всего учите английский...

Это выше сил человеческих... Ведь у большинства наших компьютерщиков английский просто ужасный — его еще почему-то называют «техническим».

Дело даже не в том, что нужно бегло говорить. Надо овладеть английским до такой степени, чтобы вещи, которые пишешь своим заказчикам, было трудно выразить по-русски. Когда думаешь: черт, а как это по-русски? Язык — это культура. Нужно вживаться в западную культуру на уровне языка.

А еще очень важно убедить себя: «Я настолько лучше могу все сделать, объяснить, доказать — да они все просто попадают!» Собственно, это в любом бизнесе обязательное условие.