Тед Льюиc&Точка зрения

 
Рискну заявить, что современная компьютерная индустрия - это система, которая уже вполне поддается пониманию и, более того, моделированию с большой, если не сказать математической точностью.

А это значит, что умные люди обязательно начнут с этой системой ИГРАТЬ, дабы определить, каким воздействиям она поддается и что получится в результате. Ставка в этой игре высока - определение стратегии развития отрасли. Впрочем, несколько стратегических подходов, как это стало очевидным где-то с конца 1996 года, уже обозначилось.

Пожалуй, стратегией номером один, которую с успехом применяют ведущие рыночные игроки из Кремниевой Долины, можно считать «Закон Давидоу», который гласит: «Если компания хочет сохранить лидирующие позиции на рынке, она должна убрать с рынка свои собственные продукты раньше, чем это сделают конкуренты». Такого рода решения не всегда легко даются - порой их авторы напоминают тех нерадивых хозяев, которые собственноручно режут курицу, несущую золотые яйца. В современной, чрезвычайно конкурентной и восприимчивой к инновациям компьютерной экономике (которую я называю friction-free economy), компания должна воссоздавать свой имидж на качественно новом уровне каждые 12 - 18 месяцев. Иначе она рискует обнаружить, что следующий Главный продукт, призванный господствовать на том сегменте рынка, который она привыкла считать своим, будет приносить доход уже не ей.

В конце 1997 года стало очевидно, что индустрия персональных компьютеров не сможет вечно делать сверхприбыли на продаже настольных систем, а затянувшийся век процветания Wintel рано или поздно закончится. Осмысление этого обстоятельства поставило перед грандами Кремниевой Долины два чрезвычайно важных вопроса: когда наступит момент окончания эпохи настольных ПК? что придет на смену?

Ставка определена - игра началась. И посыпались решения. Однако первые претенденты на освобождающийся трон потерпели неудачу. Уже можно констатировать, что сетевой компьютер не принесет тех дивидендов, на которые рассчитывали его пропагандисты. По большому счету, весь пыл борьбы между Netscape и Microsoft ушел в никуда. Наконец, представленная с такой помпой корпорацией Sun Microsystems «Java-альтернатива» также подверглась обрезанию: Microsoft с большим искусством растворила в Pure Java свои ингредиенты... Все эти события позволяют в явном виде сформулировать второй стратегический подход, показавший себя весьма мощным оружием в руках таких лидеров, как Microsoft и Intel.

Эту стратегию можно назвать «поглощай и расширяй» (Absorb-and-extend). Всякий раз, обнаружив, что конкуренту удается опередить тебя (возможно, он предстал перед публикой с тем самым Главным продуктом наступающей эпохи), ты, если тебе имя лидер рынка, тут же заполучи себе этот продукт, а затем предложи его рынку, но уже упаковав по-своему. Будь то программное изделие, технология или услуга - поглоти его и затем расширь! Именно так Microsoft повернула на 180 градусов судьбу Netscape - прежде всего построила свой браузер, работавший (да и выглядевший) очень похоже на Navigator, а затем создала Internet Explorer, чья функциональность вышла за пределы Navigator, что было обеспечено за счет включения нестандартных особенностей, которые находились под полным контролем Microsoft. И вот результат: меньше чем за три года доля Netscape на рынке браузеров упала вдвое, а ведь составляла ни много ни мало 85%.

Когда Sun решила отправить Microsoft в нокдаун с помощью языка Java, то это оказалось попыткой представить устаревшими контролируемые Microsoft языки и технологии программирования до того, как сама Microsoft сподобилась (по Закону Давидоу) сделать это. В ответ Microsoft с успехом применила стратегию «поглощай и расширяй» - у Sun была приобретена лицензия на Java («поглощай!»), а затем проведена ее модификация, да таким образом («расширяй!»), что система Java стала работать только с Windows. И все с удивлением обнаружили, что повозкой с надписью Java управляет все тот же знакомый кучер. Sun, конечно, обратилась в суд, но дело уже было сделано. Пока судейская машина набирает обороты, технологии, основанные на Java, стремительно исчезают с настольных систем. Серверная ипостась Java пока выжила, однако Microsoft намерена поглотить и ее, и эта перспектива может стать реальной с появлением Windows NT с COM+.

Однако стратегия «поглощай и расширяй» - это мощное оружие в руках сильного, а в руках более слабых игроков оно не срабатывает столь сокрушительно. Возьмем для примера противостояние AMD и Intel. AMD попыталась воспроизвести современный вариант x86 в своем процессоре K6. Казалось бы, получилось: K6 вышел быстрее и дешевле Pentium. Но мощи AMD как рыночного игрока оказалось все же недостаточно для развертывания подлинной конкуренции с Intel, и после многолетней «борьбы» доля AMD на рынке процессоров остается менее 7%. Со своей стороны, Intel вовсе не почивает на лаврах, а предпринимает ряд агрессивных ходов, чтобы заявить себя в качестве ведущего производителя дешевых процессоров. Полагаю, что нивелирование достоинств AMD - просто вопрос времени.

Итак, оба флагмана рынка успешно отразили атаки конкурентов, которым сегодня оставлены лишь маневры на юридическом фронте. Конечно, судебные иски способны на некоторое время замедлить экспансию партнеров-монополистов. Но единственным реальным средством борьбы могут быть только радикальные инновации (иначе - стагнация всей индустрии). Мне представляется необходимым революционный радикальный отход от ПК.

Какого же рода революция может поколебать монополию Wintel - этот вопрос остается на повестке дня, и четкого ответа на него нет. Но я бы задал другой, пожалуй, более фундаментальный вопрос: будет ли следующий Главный продукт результатом применения Закона Давидоу или он появится как некая модификация чего-то уже существующего, как того требует принцип «поглощай и расширяй»? Другими словами, что важнее - технологические усовершенствования или замена стратегии? Лично я полагаю, что наступает именно время стратегии.

Возможно, стоит спросить себя: не наше ли ограниченное видение будущего и есть истинная причина того, что мы застряли в тени Wintel? Может быть, поиск новых стратегических решений лучше, чем изобретение инноваций на уже заезженном пути?


Тед Льюис - президент компании Technology Assessment Group. С ним можно связаться по электронной почте по адресу tedglewis@friction-free-economy.com.

Наш автор

Постоянные читатели журнала «Открытые системы» хорошо знают имя Теда Льюиса. Его ставшее постоянным сотрудничество с журналом началось с опубликованной в № 6 за 1997 год статьи «О Java по Гамбургскому счету», имеющей мало аналогов в обширной литературе о Java. В статье близкая к исчерпывающей критика сочеталась с конструктивными предложениями по развитию этого хита современной программной индустрии.

Тед Льюис относится к тем немногим личностям, которым удается с успехом совмещать несколько разных видов деятельности. Прежде всего профессор Льюис, возглавляющий кафедру информатики в аспирантской школе Военно-морского флота США, - один из авторитетнейших ученых в области сomputer science, внесший общепризнанный вклад в такие разные области, как параллельные и распределенные вычисления, объектно-ориентированные технологии и системы управления базами данных. Он много лет работает в компьютерной индустрии - и как технический специалист, и как консультант. Основатель и президент компании Technology Assessment Group, только за последний год он консультировал Bay Networks, IBM, Hitachi, NCR, Boehringer-Mannheim, Samsung и DaimlerBenz AG. К его услугам прибегали и правительства некоторых стран - Италии, Мексики, Тайваня и других.

Но, пожалуй, наиболее широкую известность Тед Льюис приобрел в качестве обозревателя компьютерных технологий, чьи статьи и колонки постоянно публикуются во многих американских и зарубежных изданиях. В России такое право предоставлено издательству «Открытые системы». Можно отметить его популярные колонки в журналах IEEE Internet Computing и Computer. На протяжении ряда лет Льюис являлся главным редактором ведущих компьютерных журналов IEEE Software и Computer; сейчас он член редколлегий журналов IEEE Spectrum и IEEE Internet Computing. Наконец, он автор двух десятков книг, среди которых технические монографии, университетские учебники и популярные бизнес-руководства; именно он написал первую серьезную книгу о коммерческих перспективах персональных компьютеров (How To Profit From Your Personal Computer. Hayden Books, 1976), а одна из последних - The Friction-Free Economy (HarperBusiness Books, 1997) посвящена развитию бизнеса в Internet.

Предлагаемая читателям еженедельника Сomputerworld Россия статья (в оригинале она называется The Rise of Strategy) является изложением неординарного мнения Льюиса о судьбах современной компьютерной индустрии.

- Валерий Аджиев, «Открытые системы»